Мост в Терабитию. Статья о фильме
Случается так, что нет-нет, да и выходит на экраны фильм, переворачивающий сознание, заставляющий переживать и сопереживать; случается так, что нередко таким фильмом оказывается какая-либо экранизация известного или даже не очень литературного произведения, написанного многие годы назад. И еще чаще случается так, что многие из подобных картин снимаются либо в жанре драмы, либо в жанре фантастики и встают в категорию так называемого «семейного кино». Одним из ярких примеров можно смело назвать «Мост в Терабитию» – восхитительно красивый и грустный фильм. Фильм, заставляющий задуматься о многом и держащий под впечатлением долгое время после просмотра.
***
Релиз фильма состоялся в феврале 2007 года. Он стал поистине великолепным сюрпризом для киноманов и одним из лучших фильмов-экранизаций за всю историю кино. Практически повсеместно картина позиционировалась как фэнтези или приключенческое кино. На деле же оказалось не совсем так. Поэтому недоумение некоторых зрителей, ожидавших ярких сказочных приключений в духе «Хроник Нарнии», отчасти можно понять. Чьи-то надежды не оправдались, мечты рухнули… Мы не получили обещанной создателями картины фэнтези: при всей своей красочности и при всех своих спецэффектах «Мост в Терабитию» правильно будет отнести к драме. Но будем честны сами с собой – это драма тоже имеет право зваться семейным фильмом, ибо главные персонажи здесь – дети, главные темы – взаимоотношение этих детей друг с другом и отношения с родителями, да и создан фильм все же в первую очередь именно для детей – как настоящих, так и внутренних, сидящих в душе каждого из нас. Только все же следует подумать, стоит ли показывать его самым маленьким детям. И опасение здесь, разумеется, не столько в том, что они могут его не понять, сколько в его невероятной драматической нагрузке, способной ранить психику и воображение впечатлительного ребенка.
Настолько потрясающих своей силой картин во всем мировом кинематографе едва ли столько же, сколько пальцев на руках человека. И не только картин в данной категории и данном жанре – речь обо всем кино. Фильм наполнен далеко не детскими эмоциями, страстями и переживаниями. Однако здесь же соседствуют и детская любовь, и детская ненависть, детская преданность и детская месть, детские мечты и грезы, граничащие с серостью и суровостью обыденности. И когда окружающий мир становится слишком суров, а жизнь наполнена одними обидами и разочарованиями, хочется просто убежать в неведомые края. Тут-то и приходит на помощь наш внутренний мир. Мир, где можно придумать для себя все, что угодно. Стоит только закрыть глаза и дать волю воображению. Этот мир становится единственным спасением для двух героев ленты, поначалу едва не ставшими противниками, но потом превратившимися в настоящих преданных друзей. Джесс – типичный школьник-подросток, раздавленный тяготами своей жизни, вдруг преображается, становясь совсем другим человеком с приходом в его класс новенькой девочки по имени Лэсли, для которой сама жизнь – сказка, где можно плавно скользить по грани своих фантазий и реалий, без труда одолевая все тяготы и невзгоды, преподносимые судьбой. Для каждого из них Терабития означает что-то свое, является для каждого чем-то особенным, но для обоих это без сомнения место, где можно отдохнуть и ни о чем не думать, ничего не опасаться.
Но вот однажды рвется канат над ручьем, служивший средством попадания в Терабитию, а вместе с ним и тонкая ткань волшебства. Увы, но смерть – самое ужасное явление в нашем мире, которое не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И королевы Терабитии больше нет. Только со временем, отчаянно переживая эту чудовищную утрату, Джесс понимает, что дала ему дружба с Лэсли, чем обогатила его. Нельзя бояться фантазировать, ведь жизни и сказка – одно и то же, необходимо лишь верить в это. И только истинно поверивший найдет выход в фантастические миры и сможет соседствовать с ними. После прихода этого понимания канат забывается, а поваленные над ручьем деревья для прохода превращаются в настоящий мост в сказочную, полную красок надежд и счастливых грез страну под названием Терабития. Мост для тех, кто не побоится поверить.
***
Лента «Мост в Терабитию» являет собой экранизацию одноименного романа достаточно известной американской писательницы Кэтрин Паттерсон. Произведение увидело свет в 1977 году и, спустя уже несколько лет, в 1985-м было перенесено на телеэкран английским режиссером Эриком Тилем. Однако первый опыт экранизации бестселлера оказался, мягко говоря, не вполне удачным и был принят зрителем весьма холодно. Спустя 20 с небольшим лет попытку №2 предпринял кинорежиссер и продюсер из Венгрии Габор Чупо. И на этот раз фильм получился по-настоящему достойным своего первоисточника. Снятый за 60 миллионов долларов, он окупился в мировом прокате более чем в 2 раза. Однако это, как вы понимаете, хоть и немаловажный показатель успеха киноленты, но не единственный. Главное – картина полюбилась миллионам киноманов и получила от критиков в основном только положительные отзывы. До сих пор во всем Интернет вы вряд ли сможете найти хотя бы одну полностью отрицательную и негативную рецензию в адрес фильма. Такой просто не существует. И это с одной стороны невероятно, просто парадоксально, но с другой – вполне закономерно, ибо все сделано столь первоклассно, что придраться абсолютно не к чему. Габор Чупо преподал нам урок высочайшего режиссерского мастерства. Вместе с главными актерами, показавшими себя на уровне настоящих профессионалов и сыгравших поразительно достоверно и свободно; оператором Майклом Чапманом, украсившим историю заслуживающими только высочайших оценок кадрами, а также композитором Аароном Зигманом, оттенившем и выделившем различные моменты повествования великолепной, трогающей за душу музыкой, он сотворил шедевр, заслуживающий исключительного внимания каждого мало-мальски интересующегося кино.
В проекте также принимал непосредственное участие Дэвид Паттерсон – сын писательницы: он стал соавтором сценария и одним из продюсеров ленты. К слову, история Кэтрин Паттерсон основана на реальных событиях, она является своеобразной интерпретацией дружбы ее сына Дэвида и его сверстницы Лизы Хилл, погибшей от удара молнии, когда тому было 8 лет. Неважно, что в фильме показаны дети на 3-4 года старше, а действие происходит не в 1970-е года, когда писалось произведение, а в наши дни. Суть происходящего от этого не меняется.
***
Каждый из нас поневоле играет в одну прекраснейшую и вместе с тем нестерпимо жестокую игру под названием Жизнь. Играет, как может, как умеет, стараясь нести себе и окружающим только благо. Однако человек – самое непостижимое и до конца непонятное создание, а его душа настолько многогранна, что даже у самой светлой и чистой души может оказаться парочка запыленных и не совсем белых граней. И как тонко и красиво показывает эту человеческую странность и неоднозначность режиссер всего двумя единственными кадрами: влюбленный взгляд Джесса, следящий за убегающей по дороге Лэсли, а затем отъезд Джесса с учительницей на экскурсию и его взгляд в сторону дома Лэсли… Почему он тогда не позвал с собой ту, которая стала ему так близка, почему поехал без нее? Вопрос оставляем открытым, пусть каждый дает на него свой собственный правильный ответ, ведь причин может оказаться множество. Таков человек.
В заключении хочется выразить надежду, что после просмотра фильма «Мост в Терабитию» каждый из вас непременно задумается над тем, где же находится его собственный мост. И не поздно ли его еще построить…©
Автор статьи: Сергей Ермолаев,
25 мая 2010 г.
Свидетельство о публикации №210091201012