Критические заметки о марксизме-31

 Стоимость. Подолинский А, действительно,  талантливый автор, может быть, гениальный. Прочитал его статью – спасибо Рябинину. Экономисты с мыслью Подолинского не посчитались. Их можно понять: природа молчит; она за себя не может постоять; свою энергию она отдает задаром. Есть теория факторов производства, и одним из факторов признается земля. И все. Про энергию солнца, воды, ветра и помина нет. Природа потом может напомнить о себе, когда «грянет гром».
Экономисты взяли труд человека (он ведь тоже – природа), оголили его, оставив отвлеченную затрату энергии, и приставили к нему мерку – общественно необходимое рабочее время. Получилось.

Маркс абсолютизировал живой труд рабочего и вывел из этого факта свою экономическую теорию, а также истмат (пролетариат, если он создает всю стоимость, – мессия, гегемон). Из идеи мессианской роли пролетариата, как следствие, вытекают  революция и революционная диктатура пролетариата. Из нее вышли и большевистские кошмары, которые мы пережили в XX веке.

Я нахожу, что в создании меновой стоимости товара (включая прибавочную стоимость) принимают непосредственное  участие а) живой труд рабочего (мастера, инженера), б) живой труд предпринимателя, в) орудия и средства производства, используемые рабочим в качестве инструмента, удлиняющего его руки и увеличивающего производительность труда; г)  земля, на которой стоит предприятие. А косвенно в производстве стоимости товара участвуют все работнике внутреннего рынка.  Цену товару «назначает» свободный рынок. Здесь главную роль играют спрос и предложение. 3 сентября 2010 г.

P.S. И величину стоимости определяют все вышеприведенные мною факторы. А как иначе?

Стоимость. Рябинину. Прочитал я рекомендованный Вами материал из «Капитала». За первую половину дня (шесть часов) рабочий создал товар, в который перенес стоимость средств производства и вложил стоимость своего живого труда. 12 шиллингов плюс 3 шиллинга. Продал его капиталист за 15 шиллингов, расплатился за шерсть и веретена, заплатил рабочему – и у него ничего не осталось, чтобы компенсировать собственный труд. Плакал, плакал вредный стяжатель и вспомнил, что есть  еще вторая половина рабочего дня – еще шесть часов.  Он купил средства производства (шерсть, веретена – 12 шилл.), указал рабочему на его место – и веретена закрутились. Еще создан продукт и продан за 15 шиллингов. Вот тут-то капиталист и проявил свою власть, не заплатив рабочему его 3 шиллинга. Всего израсходовано 27 шиллингов, а получено – 30. Прибыль есть!

Логика Маркса понятна. Рабочий переносит старую стоимость (стоимость средств производства и стоимость своих средств существования) на продукт и создает прибавочную стоимость. Переносит и создает. Создает с помощью живого труда, и только живого труда, ценность, которой еще не было, к старому прибавляет новое – по частичке, по кусочку.  Прибавляет сегодня, завтра, в течение десятилетий и столетий. Из такой логики вытекает, что  все богатства на земле созданы руками рабочего – построены города, заводы, фабрики, дворцы, дороги, придуманы и собраны автомобили, самолеты, ракеты, телевизоры, компьютеры и т.д.

Живой труд рабочего – вещь весомая, грубая, зримая. А кому видны усилия ученых,  открывших электричество, изобретателей, создавших электрические приборы, - за действиями электрика, ловко орудующего отверткой? Кому видны за широкой спиной опытного шофера усилия ученых и изобретателей, создавших современный автомобиль? На первый взгляд, кажется, что труд рабочего, собирающего компьютер, и создает его стоимость. Но ведь это же не так! Марксу, однако, нужна была революционная теория, и он опустил «тонкости» трудового процесса.

Но не менее логична и другая позиция. Живой труд рабочего переносит старую стоимость (средств производства и свою) на товар  и создает его прибавочную стоимость – об этом нет спора. Однако и другие факторы производства выполняют ту же функцию: переносят старую стоимость на товар (руками рабочего, конечно) и создают прибавочную стоимость. Переносят и создают – каждую минуту, каждый час, постоянно. Это – труд капиталиста в качестве организатора и «труд» средств производства, «удлиняющих» руки рабочего, «труд» очень дорогих и сложных приборов, применяемых рабочим. (Участие в процессе других субъектов рынка, а также природы, присутствует невидимо.)  Дальше – продажа товара и первичное распределение его стоимости. Рабочий получает за свой труд (отнюдь не за рабочую силу), капиталист получает за труд и за капитал (его надо восстановить). Прибыль берет себе капиталист,  чтобы рассчитаться с государством, пополнить фонды, прежде всего – фонд развития. И т.д. 

Революционному духу Маркса подходила именно трудовая теория стоимости. На ее основе он построил теорию революционного разрушения буржуазного общества и построения нового общественного порядка, небывалого и абсурдного. Дорогу пролетариату! Он – гегемон! Он – мессия!  Дух Герострата сидит в каждом человеке, а ученый – человек. 6 сентября 2010 г.
 

Стоимость. На  первом этапе человеческой истории,  когда подавляющее большинство населения работало на земле,  когда основным средством производства была земля, природные свойства продукта были довлеющим фактором. В натуральном хозяйстве продукт производили только для себя, обмен был случайным, а в смешанном – частью для себя, частью для обмена. И лишь с началом массового производства на продажу, когда на рынке появилось много неземледельческих товаров, которые не имеют ни вкуса, ни запаха,– ученым людям стала приходить в голову мысль, что в основе соизмерения их стоимостей лежит не физическое (потребительские) свойство предмета, а некий другой, пока непонятный фактор. 

Далее – зародилась трудовая теория стоимости. (Обойдем физиократов и меркантилистов.) Маркс продолжил линию Адама Смита и Давида Риккардо. Он применил новые понятия: «рабочая сила», «абстрактный труд», «общественно необходимое рабочее время», «прибавочная стоимость», «эксплуатация» и  экономически обосновал необходимость революционного изменения капиталистического общественного порядка. Получилась тесно связанная необходимостью логическая цепь. Пролетариат объявил главным создателем всех материальных благ, ведущей силой общества. Гегемоном, мессией.  Теория Маркса очаровала многих ученых мужей, которым показалось: теперь товарный фетишизм  окончательно разгадан и что надо делать – понятно.

Однако всякую хорошую идею можно довести до абсурда. Роль Сократа, искусно загонявшего своих оппонентов «в угол»,  сыграла сама история. Можно предположить, что в эпоху полурабского положения наемных работников, рабочий, действительно, продавал свою рабочую силу, свои способности. Чтобы выжить.Он  был близок к рабу и крепостному крестьянину.  Однако сегодня в развитом капиталистическом обществе рабочий продает свой труд, (не рабочую силу), и требует оплатить его по свободному договору. За его спиной стоит мощный профсоюз. И Марксово учение об эксплуатации потеряло силу там, где имеет место свободный наем на работу и свободное  увольнение с работы. С другой стороны, и социалистическая идея, реализованная в России, показала, как жестоко она может эксплуатировать рабочего человека (ГУЛАГ, колхозы). Далее. Сегодня политическим авантюристом стало труднее подключить «угнетенных» к гонке за власть: рабочие знают свой «потолок» и ограничиваются экономическими требованиями. А разжигание революционной борьбе за установление диктатуры пролетариата – это страшный анахронизм. Что касается фантазий Маркса о двух этапах движения к коммунизма, о бесконфликтном и оскопленном обществе с его принципом: от каждого по способностям, каждому – по потребностям, то они только дискредитируют ученого. 12 сентября 2010 г.
 


Рецензии