93-й год. Вавилон. Текст 4

ОТЕЦ ГЕРМОГЕН

Церковь… венчанье… отец Иоанн и отец Георгий… Однако теперь уже нет диакона Георгия, а есть игумен Гермоген (Еремеев). Он стал монахом в конце мая в тот год, когда Мария преставилась. И вот совпадение: 25 мая, в день рождения Марии, празднуют святого Гермогена… За 18 дней он воздвиг церковь во имя св. Николая Чудотворца, в коей венчалась  моя дочь. Очень уютный, тёплый храм на краю парка.

Отец Гермоген… О нём есть записи в предсмертном дневнике доктора медицинских наук Ивана Ивановича Бенедиктова, изданном недавно в нашей епархии (стараньями отца Сергия Суханова):

"29 сентября 1999 г. Среда.
Господи, благослови.
Вчера произошла удивительная встреча с иеромонахом Гермогеном, который в 1995 году был настоятелем Крестовоздвиженского храма и мне подарил очень интересную духовную богословскую книгу – протоиерея, магистра богословия Григория Дьяченко "Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию духовного мира" – с дарственной надписью: на молитвенную память дорогому Ивану Ивановичу Бенедиктову от настоятеля Крестовоздвиженского храма. Иеромонах Гермоген (Еремеев), 13. 05. 95 г., Екатеринбург. И подпись. Встреча случайная, но, как говорят философы: случайность – это непознанная необходимость. Встреча должна была быть. И он, о. Гермоген, рассказал мне о чуде, которое произошло с ним. Думаю попросить его написать о себе подробнее и о чуде.

Дело в том, что, когда он был в Ульяновске, в него стреляли и пробили оба лёгких. Пуля, попавшая в левое лёгкое, по траектории движения должна пробить сердце, но хирурги, оперировавшие его, удивились: пуля изменила направление полёта и не повредила сердце, потому удалось его спасти. Это было в Великий пост. Отец Гермоген через 10 дней после двухсторонней торакотомии отправился в храм помолиться. В храме в то время читали покаянный канон св. Андрея Критского. Было физически тяжело… На 4-й песни (последняя Богородичная) было сказано: "Где восхочет Бог, – там нарушается порядок природы, ибо Он творит – что благоизволит", и эта фраза пронзила сознание. Ведь с ним именно это и произошло. После посещения храма он стал быстро поправляться.

(Да, отец Гермоген – удалой игумен. Как-то в ночь на Крещенье встречаю его в мокрой рясе: хоть и кашляю, мол, а принял ледяную купель. И вот как стало хорошо! – Б.П.)

8 октября 1999 г. Пятница.
Писать статью о монахах приостановил, жду информации от о. Гермогена. Он сейчас мне рассказал немного о своей прошлой жизни.

1. Верил в Бога с детских лет. В детстве услышал о Николае II, ему показывали старые фотографии императорской семьи. Он очень переживал, когда речь шла об убийстве Царя и его семьи в подвале Ипатьевского дома. Когда приезжал писатель Владимир Солоухин с делегацией из Москвы – к шахте, куда были сброшены тела убитых, то о. Гермоген сопровождал их. Рассказывал подробно.

2. Окончил только первый курс музыкального училища. Обладал хорошим голосом. До этого служил в храме: читал и пел. Из-за этого исключили из училища.

3. Затем пел в хоре оперного театра, а в последующем исполнял вокальные номера. Однажды поехал с театральной группой в Пензу на гастроли, где, кроме театра, пел в церкви. И однажды пришлось по ложной справке пропустить выступление в театре, а вместо этого – петь в церкви, и за это ему был объявлен строгий выговор с предупреждением.

4. Это побудило уйти из театра, поступил по контракту в ансамбль советской армии и поехал в Германию на гастроли, где женился. Но и там, по зависти к его успехам, пришлось оставить ансамбль и вернуться в Свердловск".

Я помню: в 1987 году о. Гермоген (тогда просто Георгий) ходил в наше общество русской культуры. Потом стал диаконом, вёл занятия воскресной школы для взрослых в Доме культуры имени Горького. Мы там его навещали с Марией. По каким-таким делам? Не помню. В 1993 году он служил в Иоанно-Предтеченском храме, и там я его встретил случайно и передал ему нашу газету "Глагол", которую нёс в епархию. Там была статья на целую полосу в защиту архиепископа Мелхиседека.

Он же и Марию причащал у нас дома в последний раз, а потом отпевал перед главным алтарём Кафедрального собора на старом кладбище. Через год совершил панихиду у могилы.
Недавно у него был концерт в филармонии. Знающие люди говорят: "Голос необычайной силы и красоты". Да, это так – я слышал на богослужении.

ВАВИЛОН
Итак, мы с жёнушкой занялись всевозможной культурно-политической борьбой. Весной 93-го пустили в свет, на вольный ветер четыре номера небольшой газеты "Глагол" (совместный выпуск газеты Липатникова "Русский Союз" и "Евразии" Цыбули и Буртника; его, этот "несанкционированный" выпуск, быстренько закрыла наша инспекция по охране свободы печати).

Один из номеров был целиком посвящен американскому памятнику жертвам "сталинских" репрессий. В городском совете Екатеринбурга шла тогда война двух враждующих лагерей  - "за" и "против" сооружения пятиэтажного монстра. На бывшем ипподроме должна была возникнуть огромная голова, плачущая головами поменьше. Против воздвижения чудовищного символа выступил наш архиепископ преосвященнейший Мелхиседек. И вся артель, объединявшая потомков палачей, пострадавших (и не пострадавших) во время междоусобной брани, обрушилась на православного архиерея.

С этой газетой я отправился однажды в епархию, чтобы показать ее владыке. Но до архиепископа не дошёл – отдал отцу Георгию. Может быть, наш газетный стон был слишком резким? Не знаю... Судите сами:

"Они были бесплотны, невидимы, но стали вдруг ясно различимы, и тут же себя торжественно наименовали: Ва - ви - лон! Мы-то даже не подозревали, дурачки. Думали: это просто Свердловск, красный город Свердлова, град бетона и стали. Но Вавилон... Что бы это значило? Шумер, Месопотамия, Ассирия... Может быть, что-то объяснит Апокалипсис: "...Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным". Спасибо Ефиму Е. с радиостанции "Город"   все нам объяснил. Из недели в неделю звучит его радиоголос, течет ползет бежит радиопередача "Вавилон" по земле и собирает в себя, вбирает, ассенизирует всю "мерзость земную". От передачи к передаче он лепит и приближает к нам фигуру "жены, сидящей на звере багряном, ...с семью головами и десятью рогами... И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон".

Сколько же там рогов и хвостов -  в этой первой мартовской передаче и сколько голов? Молчащие, кричащие, отрубленные. Головы-слезы, головы-маски... Половина звучащего времени была отдана памятнику-мемориалу, посвященному жертвам репрессий. Впрочем, в "Вавилоне" не посвящают. Страшные головы-маски "посквернены" жертвам репрессий. Мимо с ребенком не пройти  - станет заикаться от страху, какая уж тут святость.

Владыка Мелхиседек, архиепископ Екатеринбургский и Курганский, попытался сказать свое слово, попробовал возразить, но поднялся крик, как на горе Брокен, куда собираются известные дамы на метлах. Городское и областное радио, "Вечерний Екатеринбург", "Уральский рабочий" -  прямо-таки зашлись в негодовании: ах, что такое -  православный архиепископ посмел высказать собственное мнение (уж так бы себя и называли, как честный Ефим Е.: "Вечерний Вавилон", "Вавилонский рабочий" и т.д.)

Ефим Е., как всегда, был самым откровенным: "Православие -  это тоталитаризм! Православие наступает! Скоро у нас будут только кресты и часовни!". Жуткая, однако, картина: журналисты вавилонских средств массовой информации мечутся меж крестов и средь колокольного звона. (Как это, бедняжки, упустили: взрывали, взрывали и недовзорвали -  оставили церковь на кладбище да два собора под музеями  - без крестов и колоколов).
А теперь учат владыку уму-разуму: "Памятник жертвам тоталитаризма (а репрессиям подвергались все) не должен выражать культурные традиции и сакральную практику никакого отдельно взятого народа. Это было бы просто кощунством по отношению к другим народам, ставшим жертвами тоталитарного насилия. Именно поэтому философское, духовное и нравственное содержание памятника должно быть общечеловеческим, интернациональным по сути..." (это Ефим А. из "Вечернего Вавилона").

На наш взгляд, общечеловеческий памятник может быть воздвигнут только на общечеловеческой территории, то есть в Антарктиде. В Татарстане он будет выражать татарские национальные традиции, в Башкортостане -  башкирские, в Удмуртии -  удмуртские и т.д. В той русской области, центром которой является Екатеринбург, он, разумеется, должен хоть как-то отражать русские национальные традиции. "Интернациональными по сути" были и остаются тысячи безликих статуй, как правило, указующих перстом куда-то в неопределенную "общечеловеческую" даль. В России сегодня, наверное, нет ни одной мононациональной области, но это вовсе не значит, будто в связи с этим нужно продолжать семидесятилетнее проектирование "никакого" народа".

В статье подробно разбирались и некоторые другие аргументы вавилонских дезинформаторов. Вот ее конец: "Что ни говори, иногда полезно внимательно послушать обитателей Вавилона... Владыке Мелхиседеку не безразлично состояние души этих обитателей, он их просит: остановитесь, опомнитесь. Нет, в ответ хула и поношения. Но, может быть, все дело в том, что они не знают прогноза? Может, они просто не ведают, что творят? Тогда пророчества Апокалипсиса насчет Вавилона их остановят? Ведь может статься, что ни депутаты, ни журналисты, ни "православный" американский скульптор просто не читали этой бессмертной книги... Ну, так специально для них: "...Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы... Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучений их будет восходить во веки веков; и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью... Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу".

Хорошо, если услышат. Однако, скорее, эти пророческие слова вызовут лишь новый приступ антирелигиозной ярости. А жаль..."

(Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2010/09/13/1378)


Рецензии