Идентификация личностного Я

                ***         

       Во время службы в советской армии.
       с 1958 года по 1961 год
               
       Лётное училище по подготовки иностранных лётчиков
       из Ирака, Сирии и Афганистана.
      (Казахстан, станция Луговая Джамбульской области)
               
                ***


Я  ощущаю  себя  отдельной  частью  общего, которое  как  не – Я, противостоит  мне.
  Не – Я, как  отдельное  от  меня  и  внешнее  относительно  меня,  это  то,  с  чем  мы  связаны  взаимодействиями,  это  окружающий  меня    Мир.  Я  воспринимаю  и  осознаю  окружающий      МИР,  как  не  зависимый  от  меня,  но  который  извне  действует  на  меня  и  изменяет  меня,  также  как  и  Я  действую  на  него  и  изменяю  его.

 Я  воспринимаю  этот  Мир  как  непрерывно  изменяющееся  и  развивающееся  начало.
 Я  осознаю  себя  как  случайное  порождение  этого  Мира, вместе  с  которым  мы  необратимо  и  неотвратимо  изменяемся.  Я  ощущаю,  воспринимаю  и  осознаю  себя  самостоятельной  частью  окружающего  Мира, ( как не – Я)  с  которым  Я  в  данный  момент  взаимодействую,  а  это  значит,  что  Я  и  окружающий  меня  Мир  реально  существуем.     Я  ориентируюсь в  пространстве  и  времени  и  адекватно  реагирую  на  возникающие  ситуации.  Я,  как  индивид,     осознаю  свою  биологическую,  человеческую  сущность  и  социальную  природу  своего  персонифицированного,  личностного  Я.    

 Я  осознаю  себя  познающим  субъектом  (ПС),  способным  познавать  окружающий  мир  и  самого  себя.    Я – это  биологическая,   синергетическая  система,  обладающая  ярко  выраженным  социальным  поведением,  индивидуальными  личностными  качествами,  обладающая  сознанием  и  самосознанием,  креативным  интеллектом  и  когнитивными  способностями  познающего  субъекта. 
 Сам  факт   наших   ощущений  и  восприятий,   и  их  рациональное  осознание, есть  результат наших взаимодействий  с  внешним  Миром  как  свидетельство  нашей  субъектности, которое  является  основным  аргументом,  удостоверяющим  нашу  реальность.  Факт  собственной  реальности  мы  обозначаем  понятием            «СУЩЕСТВОВАНИЕ»  или  «БЫТИЕ»,  относя  его  в  равной  степени,  как  к  себе - субъекту, так  и  к  окружающему  нас  внешнему  Миру - объекту. 


 Существовать  физически – значит  взаимодействовать  с  внешним  Миром;  существовать биологически – значит  ощущать  и   воспринимать  внешние  воздействия;  существовать  как  индивид  человеческого  социума – значит  обладать  сознанием и идентифицировать себя как часть социума;  существовать  как  социальное,  личностное  Я – значит  обладать  развитым  самосознанием, осознающим себя социально значимой личностью;  а  существовать  как  познающий  субъект – значит  обладать  развитым  интеллектом, способным понимать и адекватно реагировать на динамично меняющуюся ситуацию.   Человек – это  интегральный  субъект,  синергетическая  суперсистема,  вобравшая  в  себя  признаки  всех  существующих  в  мире  систем:  физических,  биологических,  социально-поведенческих  и  когнитивных. 

 Человек,    как  интегральный  субъект,  представляет  собой  вершину  совершенства,  которого  достигла  природа  в процессе эволюции на  настоящий  момент.  Высшей  ценностью  в  человеке  является  его  самосознание  и  интеллект  способный  познавать  себя  и  окружающий  Мир  для  того  чтобы,  адаптируясь  к  динамично  меняющимся  условиям  внешнего  Мира,  постоянно  сохранять  свою  целостность,  сохранять  способность  ощущать,  воспринимать, осознавать и понимать. Ощущения,  восприятия,  осознание и понимание – это  необходимые  и  достаточные  условия  удостоверяющие  реальность  нашего    существования,  как  мыслящего  человека, как познающего субъекта. 

 Критерием, определяющим  реальность  нашего  существования,  как   личностного  Я  и  познающего  субъекта  (ПС),   является  осознание  нашей  социальной  субъектности  и  проявление  познавательных  возможностей.  Только  позиционируя  себя  как  социального  самоосознающего  субъекта,  мы   можем  заявить  о  себе  внешнему  Миру.   Если  мы   лишены  способности  ощущать  и  воспринимать,  или  лишены  способности  рационально  их  осознавать, понимать  и  познавать,  (что  происходит  во  время  сна),  то  значит  реально, в это время,  мы  не   существуем  ни  как  личностное – Я,  ни  как  ПС. 


 Я - существует  только  во  взаимодействии  с  внешним  Миром,  с  не – Я.  Без  внешнего  Мира  нет  и – Я, только  внешний  Мир является  необходимым  условием  существования   Я. Отсутствие взаимодействий с внешним миром исключает возможность внешних ощущений, индуцирующих самосознание личностного Я, (заторможенность осознания собственного Я), а значит исключает и саму возможность реального существования личностного Я.
 Только  активные  действия  внешнего  Мира  на  наши  органы  чувств,  а  через  них  на  наше    рациональное  сознание,  изменяя  его  состояние,  индуцируют  наше  самосознание,  которое  позиционирует  себя  как  РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЛИЧНОСТНОЕ – Я, КАК РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПС. 
 
 ДУША - ЭТО НАШЕ ЛИЧНОСТНОЕ Я.
 
«Личностное – Я» - это  то,  что  религиозное  сознание  отождествляет  с  трансцендентной   бессмертной  душой.
 Я - это  личностная  функция  сознания, (интеллекта ),  обозначаемая  как  самосознание,  т.е. осознание   самоё  себя,    как физического,  биологического,  социального  и  познающего  субъекта, это  осознание  своего  места  и  своей  роли  в  окружающем  физическом  и  социальном Мире.

 Субстанционально, личностное  Я представлено  физиологической  системой  всего человеческого   организма, с  которым  в  повседневной  практике  и  отождествляется  личностное  Я, но  реализацию  функции  Я,  осуществляют  высшие  отделы  головного  мозга, и  только  в  состоянии  его  активного  и  рационального  функционирования.

 Таким  образом, Я    существую  реально  как  ПС  и  для  меня  реально  существует  внешний  Мир,  только  при  условии  бодрствования  моего  головного  мозга  и  существую  только  виртуально,  когда  головной  мозг  находится  в  заторможенном  состоянии.  Специфичность  существования  ПС  состоит  в  том,  что  ощущения,  восприятия  и  их  осознание  очень  субъективны  и  избирательны, они  циклично  или  спорадически  меняются  в  течение  суток, года  и  всей  жизни.

 В  состоянии  полного  сна  мы  не  ощущаем, не  воспринимаем  и  не  осознаём  себя  и  окружающий  Мир.  В этом состоянии перестаёт существовать наше личностное Я, т.е. перестаёт существовать наша "душа", а значит "для  нас"  перестаёт  существовать  и всякая   реальность.  Наступает временное НЕБЫТИЕ. Однако  при  частичной  заторможенности  сознания,  мы  погружаемся  во  внутренний  Мир  подсознательной  виртуальности со  сновидениями  и  галлюцинаторными  образами.  Наступает   виртуальное  существование  - Я.  Адекватное  восприятие  и  осознание  себя  и  окружающего  Мира  возможно  только  при  активном  бодрствовании  здорового  головного  мозга. Человеческая  цивилизация,  как  субъект  истории,  на  протяжении  тысяч  лет,    взаимодействуя  с  окружающим  Миром  и  исследуя  его,    засвидетельствовала  как  факт  объективного  и  реального  его существования,  т.е.  как  факт  независимости  от  наличия  стороннего  наблюдателя.

 Человек,  как  ПС, опираясь  на  исторический  опыт  цивилизации  и  свой  личный  опыт, принимает  как  доверительную  данность,  факт  объективного  существования  Мира.  Однако  этот  факт  принимают  далеко  не  все,  в  чём  и  состоит  специфичность  нашего  мифологического  сознания. Адекватное  восприятие  Мира  свойственно  только  рациональному,  научно  ориентированному  сознанию,  опирающемуся  только  на  исторический  опыт цивилизации и  научный  эксперимент,  как  критерий  истины.  Иррациональные,  донаучные, и  тем  более  трансцендентные,  метафизические  формы  сознания  ориентированные  на  канонизированные  традиции  и  мистические  верования, лишены  критичности  и  критерия  истины,  а  поэтому  не  способны  к  адекватному  восприятию  Мира.  Они  не  признают  существования  объективного  Мира,  для  них  первоосновой  всего  является  эгоцентричное  - Я,  называемое "душой", которую они наделяют сакральным смыслом, как воплощение божественного "святого духа".   Для них весь  окружающий  Мир  есть  не  более  чем  «комплекс  субъективных ощущений».

УДОСТОВЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕГО МИРА.

 Все  объекты  в  Мире  существуют  только  во  взаимосвязи  и  взаимодействии  друг  с  другом  и  только  относительно  друг  друга.  Объекты,  не  связанные  взаимодействием,  не  существуют  друг  для  друга. Находясь  в  фазе  активного  сознания,  ПС  воспринимает  своё  взаимодействие  с  внешним  Миром  как  осознанный  факт  своего  достоверного  и  реального  существования  относительно  реально  существующего  внешнего  Мира.  Для  ПС  реально  существует  только  то,  что  взаимодействует  с  ним  в  ДАННЫЙ МОМЕНТ,  что  вызывает  его  ощущения,  восприятия  и  сознательную  ориентировочную  реакцию - «Что это?».
 ПС  воспринимает  внешний  Мир  парциально  и  фрагментарно. 

 Тот  фрагмент внешнего мира,  который  мы  воспринимаем  в  данный  момент,  является  для  нас  ДОСТОВЕРНО СУЩЕСТВУЮЩЕЙ реальностью,  которая  ГАРАНТИРОВАНА нашими непосредственными  ОЩУЩЕНИЯМИ  и  их осознанием  нашим  активированным  СОЗНАНИЕМ.  Объекты,  недоступные  в  данный  момент  нашему  прямому  восприятию  или  не  попавшие  в  поле  нашего  внимания, как  ДОСТОВЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ,  для  нас  НЕ СУЩЕСТВУЮТ. 


 Все  объекты  внешнего  Мира, образы  которых  были  сформированы  в  нашем  сознании  прежде, в  результате  прямого  их  восприятия  или полученной   о  них  информации,  существуют  для  ПС  только  как  ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. В  субъективном  сознании  ПС, объективной  реальности  внешнего  Мира  поставлена  в  соответствие  субъективная  виртуальность,  представляющая  собой  субъективную  модель  внешнего  Мира. Если  ПС  пользуется  научной  методологией  и  научной  информацией, то  его  субъективная  модель  Мира  будет  наиболее  близкой  к  объективной  реальности, это  будет  НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.


 До  тех  пор  пока  наука  не  в  состоянии  точно  описать  механизмы  процессов  сознания  и  самосознания  на  молекулярном  уровне  или  на  уровне  нейронов,  а  значит  не  может  управлять  иррациональными  эмоциями  и  рациональным  мышлением, мы  вынуждены  будем  пользоваться  только  феноменологическими  понятиями  для  описания  внешних  проявлений  этих  процессов в терминах эмпирической психологии. Это равносильно "чёрному ящику", когда мы можем контролировать входящие и исходящие реакции, но не знаем что происходит внутри "чёрного ящика".


 Человек,  во  всех  своих  проявлениях,  выражает  свою  личностную  самоидентичность  термином  - Я,  обозначающим его  как реально  существующую  и адекватно самоосознающую социальную  личность.  Самосознание  ПС  предполагает  ориентацию  в  окружающем  Мире  и  определяет  его  оптимальное  адаптационное  поведение  с  целью  выживания  и  самосохранения.  Ориентация  в  собственном  виртуальном  Мире  предполагает  способность  понимать  новую  информацию,  включая  её  в  свою  субъективную  модель  внешнего  Мира  в  качестве  знаний  и  умений, а  также  логично  выражать  свои  знания,  и  включать  их  в  программу  своего  адаптивного  поведения.  Существовать  - значит  быть  во  взаимодействие  с  другим.  Существовать,  значит  действовать  друг  на  друга  и, как  результат  действия, взаимно  изменять  свои  состояния.
   

 Изменение    состояния  есть  результат  взаимодействия,  а  для  субъекта  это    акт  самоосознания,   т.е.  осознание  собственного – Я  и  окружающего  Мира  как  достоверно  существующей  реальности.  Самоосознание - это  ответная  реакция  ПС  на  внешнее  воздействие,  это  мобилизация  актуализирующая  личностное  Я. 

НЕВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ КРАЙНЕГО СУБЪЕКТИВИЗМА.

 Существовать - значит  ощущять и осознавать  границу  раздела  между  Я  и  не - Я.  Если  Я беспредельно и заполняет  всё  пространство,  тогда  нет  внешнего не –Я, а значит не может быть ВНЕШНИХ ощущений индуцирующих самосознание личностного Я.  Нет  системы  отсчёта,  относительно  которой  могло  бы  самореализоваться  Я  и  осознать  своё  собственное  существование.  Я  может  существовать  только  относительно  внешней  системы  координат.  Я  не  может  существовать  относительно  самоё  себя, ибо ему не с чем взаимодействовать, а без этого нет существования Я.


 Я – это  реакция  активно  функционирующего  головного  мозга,  индуцируемая  внешними  раздражителями  (деструктивными  стимулами),  представляющая  собой  активный  ответ  на   действия  окружающей  среды.   


 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ.

 Существует  гипотеза  утверждающая,  что  поведенческая программа  личностного  Я, помимо внутренних генетически заложенных поведенческих программ,  в значительной степени, формируется  под воздействием внешней  окружающей  среды.

 Только  внешние  действия  запускают  ранее  сформированные  целевые  программы,  индуцируют  формирование  срочных  и  чрезвычайных  программ  поведения  и  вынуждают  определять  приоритеты  целевых  установок.
 Цель – это  то,  что  требуется  для  удовлетворения  жизненно  важных  потребностей  или  то,  чем  хоте-лось  бы  обладать   или     чего  желательно  было  бы  достичь. 
 Целевая установка - это ориентация деятельности на достижение желанной потребности.


 Цель  мобилизует  деятельность.  Целевая  установка – это  формирование  внутренней  потребности:  физиологической,  социально-статусной  или  интеллектуальной.   Целевая  установка  формируется как  этап  эволюционной  программы  биологического  организма  или   как  результат  влияния  социальной  и  интеллектуальной  среды.  Целевая  установка,  сформировавшись,  вызывает  деятельностную  потребность  её  реализации,  что  побуждает  к  формированию  целевой  программы  поведения,  как  средства  достижения  поставленной  цели. 


 Если  на  человека  не  будут  действовать  НИКАКИЕ  внешние  факторы,  то  он  будет  постоянно  пребывать  в сомнамбулическом,  сноподобном  состоянии,  он  не  сможет  сосредоточить  своё  внимание  на  каком-то  объекте.  В  сознание  наступит  хаос  случайных    ассоциативных  фрагментов,  отдельных  образов  и  понятий.  В  таком  состоянии  повышенной  энтропии,  как  во  сне,  не  может  сформироваться   осознание   самого  себя,    как       личностного  Я,  а  значит  и  не  может  возникнуть  намерение  какой – либо  деятельности.  Испытывая  мерцательные  флуктуации, как <спутанность сознания>,  Я  не  может  идентифицировать  себя,  как  самоосознающего  субъекта,  поскольку  оно  только  на  мгновение  проявляется  и  сразу же    разрушается. Это вызывает жуткое паническое состояние и цепенящий страх полного распада личностного Я.


 ( Косвенных  свидетельств  подтверждающих  эту  гипотезу  достаточно,  но  хотелось  бы  получить  прямое  экспериментальное  доказательство).
   

 Реакция  интеллекта,  главным  образом,  проявляется  в  осознании  себя  самостоятельным, реально  существующим  ПС  и  активно  деятельностной  социальной  личностью - Я  с  поведением  адекватным  внешним  воздействиям.  ПС  может  существовать  только  при  активно  функционирующем  сознании,  когда  он  способен  ощущать, воспринимать  и  осознавать  себя  в  окружающем  динамично  меняющемся  Мире,  когда  он  осознаёт  своё  место  и  время  в  общем  эволюционном  процессе. Известно, что  потеря  ориентации  в  пространстве  и  времени  является  первым  признаком  психического  расстройства  личности.


 Личностное  Я  является  органической  частью  своего  социума  и  всей  человеческой  цивилизации,  а  потому  её  существование  немыслимо  вне  этой  исторической  и  культурологической  среды.   Во  сне  со  сновидениями или  кошмарным бредом, когда  сознание  частично  заторможено, личностное  Я  впадает  в  сомнамбулическое  состояние, утратив  связь  с  внешним  Миром, но  продолжая  поддерживать  частичную  связь  с  внутренним  виртуальным  Миром. Сомнамбулически  блуждающее  Я, стохастически  сканируя  ячейки  памяти и извлекая  из  них  ранее  запечатлённые  виртуальные  образы, компанует  из  них  порой  самые  невероятные,  фантосмогорические  видения,  калейдоскопически  сменяющие  друг  друга.

 Не  редко  в  качестве  сюжетов  для  сновидений  сомнамбулическое  самосознание  выбирает    наиболее  яркие  события  последних  дней,  или  какие – то  эмоционально  значимые  воспоминания,  возникшие  за  несколько  часов  перед  сном.  Возникающие  сно-видения  представляют   собой  связанные  в  единую  сюжетную  цепочку  различные парадоксальные   видения,  которые  чаще  всего  эмоционально  переживаются  как мрачные  патологические  состояния,  гнетущие  своей  безысходностью. Случается,  что  подобные  кошмарные  видения  выступают  как  предвестники  каких -  то  тяжёлых  заболеваний, которые  ещё  не  вышли  на  уровень  полного  осознания,  но  на  уровне  эмоционального  подсознания  уже  начинают  заявлять о  себе.

 Бывают  иногда  и  сюжетно целостные  сновидения,  оставляющие  приятные и  эмоционально  благостные  воспоминания,  однако  чаще  всего  сновидения  представляют  собой  калейдоскоп,  случайным  образом  всплывающих  из  подсознания  видений  совершенно  не  связанных  между  собой.  Такие  сновидения,  как  правило,  не  сохраняются  в  памяти.  Блуждания  по  тёмным  закоулкам  виртуального  Мира  порой  порождают  апокалипсические  и  шизоидные  видения, поднятые  из  мрачных  глубин  подсознания,  которые  сопровождаются  запредельными  эмоциональными  переживаниями  страха  и  цепенящего  ужаса, что  вынуждает  инстинкт  самосохранения  срочно  прерывать  состояние  сна, и возвращать  полное  самосознание  и  ощущение  реальности  нашему  личностному  Я.

 Всё,  что  касается  личностного  Я,  как  субъекта,  то  под  ним,  в  дальнейшем,  будем  понимать  только  некую  эталонную,      нормированную  личность.  Дело  в  том,  что  диапазон  человеческих  возможностей  чрезвычайно  широк  и  непрерывно  меняется  в  течение  жизни  в  зависимости  от  возрастных  и  генетически  унаследованных  качеств,  а  также  в  зависимости  от  образа  жизни,  личных  предпочтений  и  патологических  нарушений  психического  здоровья.  Поэтому  для  большей  определённости,  под  личностным  Я  будем  подразумевать  только  человека  с  высоким  уровнем  самосознания,  социально  активного  и  интеллектуально  развитого,  обладающего  качествами  познающего  субъекта (ПС).  Личностное  Я – это  познающий  субъект (ПС).


 Когда  ПС  находится  в  фазе  полностью  заторможенного  сознания, то  он  перестаёт  ощущать  и  воспринимать  окружающий  его  Мир, для  него  перестаёт  существовать  достоверная  реальность, он утрачивает  личностную  самоидентичность Я. Наступает  состояние  глубокого  сна  без  сновидений, или  состояние  обморока  которое  сопровождается  провалом  памяти и, таким  образом,  всё  это  время  полностью  исключается  из жизни личностного Я.

 При  заторможенном  сознании  жизнь, как  активная  творческая  деятельность, временно  приостанавливается,  но  наше  тело,  как  биологический  организм,  продолжает    жить  биологически  и  существовать  независимо  от  личностного –Я.     Во  время  сна  человек  может    совершать  парадоксальные  поступки,  а    его     сомнамбулическое  сознание   даже  умственные  действия,  но несмотря  на  это,  время  сна  нельзя  классифицировать  как  жизнь,  поскольку  все  эти  действия  и  поступки  происходят  только  на  биологическом  уровне,  при  отсутствии  самоосознающего  Я.  Всё время сна - это только виртуальное   существование  личностного – Я.  Во  время  сна  затормаживается  самосознание,  а  значит  утрачивается  самоидентичность  личностного –Я, но  при  пробуждении,  наше  личностное  Я,  вновь  обнаруживает  себя  таким  же,  каким  оно   было и  перед  погружением  в  сон,  оно  осознаёт  свои  ролевые  функции  и  отношения  с  социальной  средой.

 В  первую  очередь,  после  пробуждения,  происходит    восстановление  самоидентичности  личностного  Я  и  его  координация    в  пространстве  и  времени  и,  таким  образом,  восстанавливается  преемственная  связь  с  предшествовавшими  сну  событиями.  Я  констатирует  своё  реальное  существование  в  реальном  Мире.  Личностное - Я  начинает  свой  новый  день,  как очередной временной  интервал  своей  жизни.  Включается    жизненная  целевая программа:   активируются  биологические,  социальные  и  интеллектуальные  потребности,  вновь  возникает  озабоченность  от  нерешённых  наиболее  значимых  жизненных  проблем  и   текущих  вопросов  бытовой  повседневности.  Личностное  Я  вновь  продолжает  свою  привычную  жизнь,  приостановленную   ей  на  время  сна.

 ***

   1.   Я – это  реализованное  самосознание,  которое    по  своей  сути  соответствует  трансцендентному  представлению  религиозного  человека  о  мистической  "душе",  как  духовной  сущности   его  Я.  Моя  "душа" – это  моё  Я.
 * Понятие  "души"  свойственно  всем  религиозным  учениям.  "Душа"  представляется    как    нечто  бесплотное  и   бессмертное,  как  божественное  вдохновение  духа  святого.  Религиозные  люди  считают,  что  "душа",  в  зависимости  от  греховности,  после  смерти  попадает  в  ад  или  рай,  где  и  остаётся  навечно.  В  восточных  религиях  считается,  что  "душа",  после  смерти  человека,  в  зависимости  от    греховности,  переселяется  в  другое  живое  существо,  которое  рождается  в  данный  момент.  Цепь  перерождений  (сансара)  будет  продолжаться  вечно  и  бесконечно,  пока  не  будут  искуплены  все  грехи  и  многострадальная  "душа"  на  веки  не    успокоится  в  блаженстве  нирваны.   


 2. Воспринимаемый  и  осознаваемый  мной  внешний  Мир  ( не – Я),  отображаясь  в  моём  сознании,  образует  мой  внутренний  виртуальный  Мир,  представляющий  субъективную  модель  реального  Мира.  Степень  соответствия  субъективной  модели      Мира    его  объективной  реальности,  определяется  степенью  его  познания.  Только  научное  познание  Мира  даёт  возможность  создать  наиболее  адекватную  его  субъективную  модель -  научную  картину  Мира.  Эмпирическое  познание,  а  тем  более  анимистическое  и  мистическое  познание,  формируют  субъективную  модель  Мира  очень  далёкую  от  реальности. 


 3.  Объекты,  которые  я  ощущаю  и  воспринимаю  в  данный  момент,  существуют  для  меня  как  достоверная  реальность.  Объекты,  которые  Я  в  данный  момент  не  воспринимаю,  но  виртуальные  образы,  которых  находятся  в  моей  памяти,  существуют  для  меня  только  как  доверительная  реальность.


 4. Космологические  и  космические  объекты,  удалённые  от  нас  на  расстояния    которые  световой  сигнал  проходит  за  время  большее,  чем  время  «субъективно  настоящее»  или  «время  восприятия», существуют  для  нас  только  как  космологическая  виртуальность.  Такие  объекты  нельзя  считать    реально    существующими,  в  лучшем  случае,  их  следует  отнести  к  доверительной  реальности  или  космологической  виртуальности.  Несмотря  на  то,  что  в  данный  момент  мы  воспринимаем  образ  объекта,  у  нас  нет  гарантий  того,  что  в  данный  момент  реально  существует  и  сам  объект. 


 5. Состояние  сна  наступает  при  торможении  психических  процессов  головного  мозга.  Это  происходит  или  в  результате истощения  энергетических  ресурсов  мозга,  в  естественном  суточном  цикле,  или  в  результате  применения  снотворных  препаратов  и  внешних  гипнотических воздействий,  а  также  в  результате  медитативного  самогипноза.   Во  время  сна  без  сновидений  или  при  потере  сознания    происходит  полное  торможение  головного  мозга,  что  сразу  вызывает  полную  утрату  самоидентичности  личностного  Я,  а  значит  и  утрату  осознания  собственного  существования.  При  этом  моё  Я  реально  перестаёт  существовать    и  для  меня  перестаёт  существовать  внешний  реальный  Мир (не – Я).  Я  проваливаюсь  в  бездну  бессознательного  небытия  на  всё  время  глубокого  сна. 

 Это  значит,  что  Я  ничего  не  ощущаю,  не  воспринимаю  и  не  осознаю.   Меня,  (моего – Я),  просто  нет.  Поскольку  Я  это  функция  головного  мозга,  а  он  в  данный  момент  полностью  заторможен  и  не  функционирует,  то  естественно    нет  и  его  функции – осознания  личностного  Я.  При  частичной  заторможенности  сознания,  личностное  Я  впадает  в  сомнамбулическое  состояние  и, бесцельно  блуждая  по лабиринтам  памяти,  извлекает    из  неё  сложные,  порой  абсолютно  бессвязные  и  сюрреалистические  видения,  которые  сомнамбулическим  Я  воспринимаются  как  сновидения.  Сновидения  в  со-стоянии  гипноза  представляют  собой  череду  извне  внушаемых  ситуаций.  Сновидения  чаще  всего  представляют  собой  обрывочные  фрагменты  рутинных  эмоционально    ярких  событий  прошедшего  дня. 

 Но  бывают  и  сновидения – кошмары,  сопровождающиеся  галлюцинаторным  бредом,  как  правило,  вызванные  какими-то предшествовавшими   трагическими  переживаниями  или  являются  подсознательными  предвестниками  каких-то  серьёзных  заболеваний.  Все  сновидения  сопровождаются  эмоционально  выраженным  стеническим  или  астеническим  настроением,  которое  сохраняется  и  после  сна,  даже  не  смотря  на  то,  что  само  содержание  сна  забыто.   Во  время  сновидений  личностное  Я  находится  в  сомнамбулическом  состоянии,  что  соответствует  её  виртуальному  существованию.   Пробуждаясь  ото  сна,  мозг  индуцирует  сознание  и  самоосознание  себя,  осознавая  свою  человеческую,  социально-личностную  самость,  как  реально  существующее   Я,  как  познающего  субъекта (ПС). 

 Начинается  самоидентификация  личностного  Я,  т.е.  восстанавливается  координация  в  пространстве  и  времени,  а  также  ориентация  в  структуре  собственной  личности.  Однако,  не  редко  процесс  самоидентификации  прерывается  и  сомнамбулическое  Я  вновь  погружается  в  пучину  продолжающихся  сновидений.  Переход  из  виртуального  мира  сладостных  сновидений  в  мир  суровой  реальности  может  многократно  прерываться  периодическими  погружениями  в  сон  и  кратковременными  пробуждениями до  тех  пор  пока  не  произойдёт  окончательная  самоидентификация  личностного  Я.   Включаются  программы  поведения,  в  соответствие  с  прежде  составленными  планами  или    срочно  возникшими  обстоятельствами.   При  этом  Я  находит  себя  таким  же,  каким  оно  было  и  перед  сном,  т.е.  устанавливает  свою  личностную  самоидентичность,  убеждаясь,  что  сиюминутное  самовосприятие  Я  соответствует  тому  Я,  которое  было  и  перед  сном.  Личностное  Я  продолжает  своё  реальное  существование. 


 6.  Я  представитель  вида  Homo  Sapiens,  рода   Homo,  семейства  гоминид,  отряда  приматов,  класса  млекопитающих,  подтипа  позвоночных,  типа  хордовых. Я  обладаю  биологическим  и   социальным   инстинктом  самосохранения  и  биологической  репродуктивностью,  как  механизмом  самосохранения  моего  вида.  Я - член  социума  и  общечеловеческой  цивилизации.  Я - познающий  субъект (ПС),  обладающий  самосознанием,  креативным   интеллектом   и  эмоциональной  рефлексией.


 7.  Я  носитель  социального  и  общецивилизационного  самосознания.  Я  нахожусь  в  социальных  взаимоотношениях  со  своим  социумом   и  общечеловеческой   цивилизацией  и  это  означает  что  Я  не  только  существую,  но  и  живу.  Жизнь  для  меня,  это  прежде  всего  творческий  процесс  познания  окружающего  Мира  и  субъективного  Мира  собственного  Я,  а  также  возможность  активного  участия   в  созидательной  жизнедеятельности  социума.


 8.   Для  меня  виртуальный  и  реальный  Мир  существуют  до  того  момента  пока  существую  Я,  пока  Я  ощущаю,  воспринимаю  и  осознаю  себя  познающим  субъектом  и  только   смерть  оборвёт  всякое  существование  и  наступит  абсолютное безвременно'е  НЕБЫТИЕ.   Физиологическая  смерть  это  патологическое  разрушение  функций  головного  мозга,  потеря  сознания  и  необратимое  угасание   самосознания,  а  значит  и  полное разрушение  личностного  Я.  Поскольку  самосознание,  как  сущность  личностного  Я,  тождественно  религиозному  пониманию  "души",  то  когда  угасает  и  распадается  личностное  Я,  разрушается  и  "душа",  что  лишает  всех  надежд  религиозного  человека  на  жизнь  вечную  после  смерти.



 В  момент  наступления  смерти,  в  первую  очередь,  теряется  сознание    и  самосознание,  в  результате  чего  утрачивается  самоидентичность  личностного –Я.  Наступает  клиническая  смерть.  Когда медицине,  в  редких  случаях,   удаётся  реанимировать  пациента,  сняв  травматический  шок,  к  пациенту  вновь  возвращается  сознание  и  самоидентичность  его  личностного Я.  При  этом  встречаются  случаи,  когда    личностное  Я  приобретает  качественно  новые  признаки,  которых  прежде  не  было.  Таким  образом  происходит  смена  самоидентичности личностного  Я   или  даже  множественное  расщепление  личности.  Если  пациента  не  удаётся  реанимировать, то  клиническая  смерть  переходит  в  биологическую  смерть  с  необратимым  отмиранием  головного  мозга,  а  значит  и  с  необратимой  утратой   самоидентичности  его  личностного  Я.    Наступает  ПОЛНОЕ И АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ… 

 Однако  образ  личностного – Я,  в  зависимости  от  масштаба  и  социальной  значимости  личности,  может  ещё  долго  сохраняться  в  субъективной  памяти  потомков.  Дольше  всего  будут  сохраняться  материализованные  и  овеществлённые   плоды  творчески-созидательной  жизнедеятельности  личности,  которые  и  будут  залогом  её «бессмертия».
***


Рецензии
Уважаемый Любомир, вероятно, Вы напрасно объединяете всех не-материалистов.
Я помню, как ещё в школе нам рассказывали про различия "объективного идеализма" от "субъективного идеализма". В действительности различных Учений не-материалистов МНОГО. Большинство из них принимает "объективный Мир, данный в ощущениях" как некое (хорошее) приближение к истинному.
Исследование Законов Мира (или "Законов Творца") вовсе не отрицается, и даже более того - приветствуется!
Почему материалисты крайне стремятся всегда "узурпировать процесс научного Познания" - тайна для меня до сих пор...
Основная Проблема ПС - возможность интерпретирования различный процессов "объективного Мира" по-разному - в различных (иногда взаимоисключающих!) философских учениях.
Если бы научное познание Мира категорически отметало все другие подходы кроме материалистического, с Вами сейчас никто бы давно не спорил (к счастью или к сожалению, не знаю!)

Пиротехъник   26.10.2015 13:11     Заявить о нарушении
Уважаемый, Андрей, я ведь тоже учился в школе…Вот Вы говорите, что «В действительности различных Учений не-материалистов МНОГО.» Андрей, я склонен доверять мировому научному сообществу которое ПРОФЕССИОНАЛЬНО занимается научными исследованиями и признаёт МАТЕРИАЛЬНОСТЬ НАШЕГО МИРА. ЭТО ВСЕ СЕРЬЁЗНЫЕ УЧЁНЫЕ МИРА ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ.

Методология НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО РАЦИОНАЛЬНОЙ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ, всё другое от ЛУКАВОГО, т.е. ИРРАЦИОНАЛЬНО и следовательно к НАУКЕ НИ КАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. Это поиски «Законов Творца», упование на ЧУДО...

Рассчитываю на понимание…

Любомир Павлов   26.10.2015 18:23   Заявить о нарушении
Уважаемый (дорогой, устремлённый, конструктивный) Любомир!
Почему Вы думаете, что я, как ПС, не признаю (не принимаю во внимание, отвергаю) классический МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ подход?!
Почему Вы считаете, что все учёные (и Великие Учёные) - поголовно материалисты?
Почему Вы так болезненно реагируете (я чувствую), когда другие пытаются нарочно или не очень наступить на Вашу больную материалистическую мозоль?..
Что хочу сказать (в т.ч. и как бывший материалист). Чтобы оставаться в творческом тонусе, необходимо уметь слушать "благодарную аудиторию", а не отметать напрочь все другие (альтернативные) подходы.
Я знаю, что и среди материалистов встречаются нормальные творческие личности. Так почему нельзя быть "нормальной творческой личностью", оставаясь в рамках какой-либо религии или эзотерического Учения (а не только в рамках материалистической религии)?
Вы, материалисты, ПОЧЕМУ считаете, что все "инаковерующие - наивные дурачки"? Напомню, что так же считали и большинство фашистов перед нападением на СССР! Ага, а сегодняшние материалисты, наплевав на Теорему о неполноте К.Геделя, решили объяснить Вселенную исходя лишь из неё самой(!!) Так кто же "наивный дурачок"?..
Почему Вы, каста материалистов, узурпируете "единственно верное" познание Мира? Как не можно понять, что процесс Познания окружающего Мира - по своей сути НЕЙТРАЛЕН по отношению к любой религии или эзотерической системе?
Что я думаю. По-видимому, на самом деле Мир "квазителеологичен". Как бы мы ни старалась, но найти следов Творца (в нашем понимании) нельзя. Хотя всё вокруг устроено именно ТАК, как будто Творец был.
Загадка Мира на самом деле ещё более грандиозна, чем в рамках какой бы то ни было одной религии.
Я продолжаю задавать свои вопросы.
1. Существуют ли (или как-то ещё?) виртуальные частицы вакуума, экранирующие любой заряд ЭЧ (или магнитный момент, "аромат" кварков)
2. Как в "собственном безвременьи" Объект "чувствует" вероятность того или иного своего ИЗМЕНЕНИЯ (в сторону роста энтропии), ведь "чувствовать" это ему приходится в БЕЗВРЕМЕНЬИ (мы исходим из Вашей Гипотезы о "расслоённом" времени)?

Пиротехъник   27.10.2015 03:46   Заявить о нарушении
Уважаемый, Андрей, все цветистые эпитеты – это не ко мне! Я абсолютно безразличен к какому – либо тщеславию, к стати, для того нет и никаких поводов. Я не догматик! Для меня важна ИСТИНА, которую я готов принять такой, какой она есть! (Докажите, что МИР это ИЛЛЮЗИЯ или, что он создан Творцом и я приму это как ИСТИНУ!)

Я готов «слушать» не только «благодарную аудиторию», и даже с большим вниманием и благодарностью готов слушать АРГУМЕНТИРОВАННУЮ И КОНСТРУКТИВНУЮ КРИТИКУ ОПРОВЕРГАЮЩУЮ МОИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ!
Вы считаете, что «…сегодняшние материалисты, наплевав на Теорему о неполноте К.Геделя, решили объяснить Вселенную исходя лишь из неё самой(!!) Так кто же "наивный дурачок"?..»

Уважаемый, Андрей, Вы обвиняете меня в «болезненном» пристрастии к МАТЕРИАЛИЗМУ, но ведь и Вы страдаете такой же «болезнью»… будучи пристрастным ко всякого рода идеализациям и «эзотерическим Учениям».

Вы сомневаетесь, что можно «объяснить Вселенную исходя лишь из неё самой(!!)» По моему, Вы слишком абсолютизируете теорему Геделя… Вы же знаете, что на любом отрезке прямой линии содержится не счётное множество точек = действительных чисел, однако в условиях реального ФИЗИЧЕСКОГО МИРА длина этого отрезка конечна и ИЗМЕРИМА. То есть, нужно ВСЕМУ ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ!
Вселенная представляет собой открытую систему, но мы не в состоянии выйти за её пределы и поэтому ВЫНУЖДЕНЫ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ЕЁ СОЗЕРЦАНИЕМ И ИЗУЧЕНИЕМ ИЗНУТРИ, И НЕТ НИКАКИХ ПРЕПЯТСТВИЙ К ПОЗНАНИЮ ЕЁ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ.

Что касается вопросов.

Андрей, я уже говорил о том, что я дилетант и у меня нет возможности экспериментального исследования «физического вакуума», поэтому его структуру я конечно не знаю.

В инфляционной космологической модели Вселенной, предложенной А.Д.Линде, физический вакуум используется как некое скалярное поле с Планковской плотностью, но не все ФИЗИКИ и астрофизики эту идею разделяют.

Теперь по поводу "чувствования» в состоянии БЕЗВРЕМЕНЬЯ. Если физическое время это необратимое изменение состояний объекта, то БЕЗВРЕМЕНЬЕ это флуктуации, т.е. циклический процесс не изменяющий идентичности самого объекта и за длительность цикла возвращает объект в его исходное состояние. Скажем атом, поглощает фотон и переходит в состояние возбуждения, затем переизлучает его и переходит в состояние релаксации. Энтропия это необратимость, а в данном случае её нет.

С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   27.10.2015 14:44   Заявить о нарушении
Приветствую долготерпение уважаемого Любомира.
Вновь извиняюсь – за "цветастые эпитеты". Бог с ними(!), с материалистами, в конце концов, без них могло быть скучнее… (!)
Вне всяких сомнений, познать ПС-у Вселенную "изнутри" не можно абсолютно. Для этого необходимо выйти в Систему более высокого порядка. А подобные "Системы порядков" найдутся ВСЕГДА ("квазииерархически"), волноваться не нужно совсем. Как не можно рыбе познать среду обитания планетарного биогеоценоза, не выйдя "наружу" из своей окружающей среды, например. Аксиоматический формализм основ хорош для математики (это не наша Физика), а в реале аксиоматизм ПС-а "снимается" именно фрактальной иерархией уровней Бытия. "Застряв" на одном уровне, понять его основы – не получится даже ТЕОРЕТИЧЕСКИ!
То, что Вселенная "открытая система" – мне радостно слышать от последователя материалистического Учения. Остаётся выяснять – "КУДА" ("когда", "как", "в чём", "почему") ОТКРЫТА наша ВСЕЛЕННАЯ(!)
Так, КУДА ЖЕ??
(И сам я это выясняю четверть века.)
Про открытые и закрытые системы я имею представление из классической термодинамики, тут – в курсе.

Теперь я вновь формулирую вопрос – касательно Вашей (интересной) Гипотезы локального "безвременья". В роли оппонента пытаюсь найти внутренние логические противоречия "расслоённости" ВРЕМЕНИ (уж, извините!).
Вопрос №1. Итак. Как я понял, некую (неопределённую?) Функцию "скорости локального времени" Объекта нужно понимать как СУПЕРПОЗИЦИЮ квантованных локальных ИЗМЕНЕНИЙ при ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Объекта с другими Объектами, проявленными в том же континууме (в нашем случае – существующими в физической Вселенной).
Хорошо! Но в основе строения любого физического вещества находятся ЭЧ. А ведь основа основ – ЭЧ – проявлены в "БЕЗВРЕМЕНЬЕ"! Как же может ВРЕМЯ "произойти" от БЕЗВРЕМЕНЬЯ??
К примеру, возьмём 1 моль (22, 4 л) Н2. Легчайший хим.элемент состоит из "безвременных" ЭЧ (р+ и е-). Значит, если газ Н2, находящийся в основном (невозбуждённом) состоянии, мы поместим в идеальный сосуд Дьюара и герметично укупорим, время для Н2 ОСТАНОВИТСЯ, да?..
Хорошо, я почти согласен. Но! Как разрешить антиномию "рождения ВРЕМЕНИ" взаимодействующего Объекта из БЕЗВРЕМЕНЬЯ его составляющих ЭЧ??
Вопрос №2. Вновь интересуюсь, КАКИМ же образом ЭЧ из своего "безвременья" может "предчувствовать" ("предвидеть") статистические энтропийные эволюционные каналы – для соблюдения "граничного условия" ИЗМЕНЕНИЙ – роста энтропии в системе?
"Предчувствовать" (предвидеть") – это всё же ПРОЦЕСС, а он не может происходить в локальном БЕЗВРЕМЕНЬЕ ЭЧ – по определению. ПРОЦЕСС – синоним ВРЕМЕНИ, не БЕЗВРЕМЕНЬЯ.
И, наконец, на десерт – мой дежурный вопрос о существовании виртуальных "вакуумных" ЭЧ. Так существуют они или нет?? – Предполагаю, мы догадываемся, что оба ответа – и "да", и "нет" – НЕВЕРНЫЕ. КАК же БЫТЬ??
А ведь именно "моря Дирака" ЭЧ определяют наблюдаемые свойства реальных ЭЧ. Причём, виртуальных ЭЧ неизмеримо БОЛЬШЕ реальных физических. Причём, "плотность энергии" вакуума со времени Большого Взрыва НЕ изменилась. Иначе бы "поплыли" величины зарядов и все Константы в наблюдаемой на 12-13 млрд. лет в прошлое Вселенной…

Пиротехъник   27.10.2015 16:55   Заявить о нарушении
Уважаемый, Андрей, я считаю, что наше «взаимодействие», то бишь общение, слишком подзатянулось…

Видимо мы исчерпали все свои аргументы и общение стало утрачивать свой смысл - мы стали уже повторяться… Однако надо признать, что наше общение существенно ОБОГАТИЛО наш опыт впечатлениями от не стандартности наших взглядов на мир и УПОРСТВА с которым мы их отстаивали. Конечно жаль, что нам не удалось прийти к взаимопониманию и каждый из нас остался на своих исходных позициях… Так пусть же САМО РЕАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ рассудит нас…

Я «не хлопаю дверью», а всего лишь предлагаю сделать некоторую паузу…

Однако несколько замечаний…

Вот Вы пишите, что «познать ПС-у Вселенную "изнутри" не можно абсолютно».

Суждение явно категоричное… А разве все открытия современной физики, астрофизики да и всего ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ в целом, которые реально РАБОТАЮТ не опровергают ли Ваш агностицизм и скепсис по поводу познания изнутри?

По поводу ОТКРЫТОСТИ нашей ВСЕЛЕННОЙ я уже высказывался. Но это конечно моё предположение, которое МНЕ позволяет понять ВЕЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ МАТЕРИИ. Вы, разумеется, можете это трактовать по своему…

По поводу того, «Как же может ВРЕМЯ "произойти" от БЕЗВРЕМЕНЬЯ??»

БЕЗВРЕМЕНЬЕ – ЭТО ОТСУТСТВИЕ НЕОБРАТИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ЭТО НЕИЗМЕННОСТЬ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ОБЪЕКТОВ. ЭЧ, атомы, простые не органические молекулы не эволюционируют – они ВНЕ ВРЕМЕНИ. Однако сложные органические молекулы уже представляют собой объекты эволюционирующие, т.е. ВРЕМЕННыЕ. По мере увеличения иерархической сложности объекта появляется эволюционная необратимость, т.е. РЕАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

По поводу «предчувствия»… Вы спрашиваете: «КАКИМ же образом ЭЧ из своего "безвременья" может "предчувствовать" ("предвидеть") статистические энтропийные эволюционные каналы – для соблюдения "граничного условия" ИЗМЕНЕНИЙ – роста энтропии в системе?»
Я представляю, что каждая ЭЧ в каком – то объёме горячей плазмы, находится в своём БЕЗВРЕМЕНЬЕ, т.е. абсолютной неизменности, тогда как сама плазма может эволюционировать повышая энтропию и таким образом можно говорить о ВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ.

«Дежурный вопрос» о «"вакуумных" ЭЧ» предлагаю оставить до лучших ВРЕМЁН…

С САМЫМИ ИСКРЕННИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ НА ИЗБРАННОМ ПОПРИЩЕ… Любомир.

Любомир Павлов   27.10.2015 23:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.