АнтиАгниЙога. Масонософия

В 13 веке христианский Запад достиг своего зенита. Достаточно вспомнить именя Людовика Святого, Франциска Ассизского и Фомы Аквинского, крестовые походы и альбигойские войны, чтобы представить ту степень духовного и интеллектуального напряжения, которой достигла католическая цивилизация после Великой Схизмы и раскола Церкви. Устремленность к исполнению христианского идеала была настолько велика, что "душа Европы" не выдержала и надорвалась.

Уже в самом 13 веке возникают ростки того, что бурным цветом расцветет в Италии в следующем столетии. Сведение Божественных глубин к человеческой плоскости - вот движущая сила того, что в истории назовут "Эпохой Возраждения", а в философии - гуманизмом. Человек в мире как он есть, в его природной автономности и оторванности от трансцедентного Творца - вот новая религия, которую принес с собой Ренессанс.

Оккультное, языческое подполье человеческой души всегда существовало и всегда будет существовать. Об этом свидетельствует и то, напряжение, с которым христианская Европа пыталась преодолеть в себе эту первородную болезнь в ходе альбигойских войн. Ренессанс, перенеся фокус внимания человека с Бога на природу, расколдовал скованного тысячалетием христианства языческого дракона и позволил этому подполью вырваться наружу. Возраждение Античности обернулось возраждением язычества. В эту и последующие эпохи Европа переживает страшный оккультно-эзотерический взлет. Розенкрейцеры, Якоб Беме, Джордано Бруно - отнюдь не полный перечень имен и течений, ставших символами эпохи.

Самое парадоксальное, что Папский Престол и Католическая Церковь, которые должны были в первую очередь противостоять модным духовным тенденциям, в наибольшей степени подвергся диструктивным веяниям времени. К началу 16 века Рим превратился в столицу Ренессанса. Ватикан, помимо выдающихся художников и архитекторов, был наводнен астрологами,алхимиками, магами, адептами тайных учений и философами, толкующими мироздание в оккультном духе.

При ренессансных папах Александре VI, Юлии II и Льве X бесчестие христианства со стороны Рима достигло своего максимума и вызвала естественную очистительную реакцию в виде Реформации. Внешняя реформация, с ее идеалом возвращения к первоначальному христианству, оказалась настолько мощным и опасным для Ватикана явлением, что привела к внутренней реформе Католической Церкви.

После Тридентского собора, с которого начинается реформа и борьба с протестантизмом, также начинается движение по преодолению оккультно-языческих реннесансных тенденций. В качестве средства борьбы с эзотеризмом Католическая Церковь использовала инструмент, который уже существовал, но в окончательном виде сформировался только в эпоху Нового времени. Я имею в виду науку в современном ее понимании. Чтобы избавить человеческий разум от эзотерических астралов, стихиалий, философских камней и прочего языческого инвентаря Церковь санкционировала появление науки, опытно и рационально объясняющей, что за явлениями природы не стоит никаких оккультных сил.

Помимо науки, для борьбы с оккультизмом в ходе Контреформации был, конечно, был задействован и тот немалый административный ресурс, которым владела Католическая Церковь. Инквизиция и иезуиты действовали безжалостно и эффективно. Итогом этой деятельности стало консолидация и очередной уход в подполье всех оккультно-эзотерических организаций. Именно в это время (17 век) появляются первые упоминания об масонских обществах в Англии.

Т.о., приписываемая масонам легендарная история (то, что они ведут свое начала от Адама, Хирама,Соломона, тамплиеров и т.д.) не более чем миф и попытка постфактум придать себе статус древнего эзотерического сообщества.

Было бы крайне нелепо отрицать 2 вещи:
1. Наличие масонства в России во 2-ой половине 18 в. - 1-ой четверти 19 в.;
2. Невероятную его популярность и масштаб охвата представителей российсского высшего общества.

Однако эта странная огромность как по чилу масонских лож, так и по количеству братьев, их составляющих, внимательного исследователя должна бы сразу же насторожить: а в самом ли масонстве причина такой его популярности, или за этим лежит нечто иное?

Дело в том, что после петровских реформ, оторвавших дворянство от привычного патриархального уклада жизни, масонские ложи предоставили российскому высшему обществу очень удобную форму для организации параллельной, не до конца подконтрольной правительству социальности. Появилась некая дополнительная среда для общения. Например, не будь масонства и помощи братьев, возможно, Новиков никогда бы не смог организовать свои типографии. И таких примеров - масса. И в этом смысле, даже будучи христианином и, естественно, противником масонства как такового, я готов признать его положительное значение в истории России.

Но вопрос в другом: насколько глубоко в русском масонстве проявился собственно масонский, а не просветительский элемент (алхимия, каббала, магия чисел и т.д.). И тут я буду утверждать, что это влияние было крайне поверхностным.

Были ли среди русских масонов братья, с головой погруженные в разгадывание "тайны масонской"? - Безусловно, были. Но это единицы, не составившие массы и не породившие уникальных проявлений. К сожалению (вернее, к счастью), российское масонство не вырастило ни своего Бёме, ни своего Сен-Мартена. Зато у нас были Пушкин, Грибоедов и т.д.


Рецензии