ЯМА

На дальневосточном Альбионе опять пасмурно.«Лето обещает быть теплым» - сказали синоптики. Лето забыло о своих обещаниях и врубило кондиционер на 16 по старику Цельсию. Потянулись серые дни, серые стены в моей коробке на двоих, серая витая пара с безлимитным интернетом, и безлимитным временем. Временем, которое мы все тратим на простой организма. Моя жена приходит каждый вечер с работы,стучит поварешкой на кухне, варит ужин.
-Любимая,что у нас на ужин?
-Гречка с подливой
-Да? А что вчера было?
-Ты что, не помнишь? Рис с подливой.
Потом мы вместе стучим вилками по тарелкам,и пока я стучу посудой об раковину, она стукается об кровать, и засыпает.
-Любимая, дай я тебя обниму.
-Можно не надо?, - удивительный оборот речи. - Я так устала...
-Ну,нельзя спать на ночь, радость моя.
-Отстань,я что, неясно сказала?! Я устала! Это ты ничего не делаешь, сидишь дома целыми днями, балду пинаешь, а я для нас деньги зарабатываю!
И тут ничего не скажешь, я безработный. Уже две недели как я уволился, и всего на второй день после увольнения начал слышать эти упреки. Да милая, я безработный,говорю тебе еще раз, я никто. А кем я был,когда работал? Продавцом-консультантом,успешным человеком и, по словам некоторых, действительно будущим финансовым директором. Меня напичкали корпоративной идеологией посильнее, чем Ленин своих пролетарских комиссаров. Я даже очухался только через полгода в силу неких обстоятельств, послуживших катализатором для серого вещества в моем мозгу.
На одном из сектантских собраний, именуемых тренингами по успешности, нам рассказывали о теории «ослика», придуманной каким-то «всемирно известным» в пределах России (потому что только в этой стране можно стать всемирно известным, всего лишь скромно написав вышеуказанный титул на рекламном баннере) психологом-экономистом.Согласно этой теории, ослик может двигаться вперед в двух случаях: если его хорошенько подстегнуть кнутом, и если подвесить перед его носом морковку, за которой он будет бежать. Так и люди,делятся на два типа: посредственных лентяев, которых нужно постоянно угощать нагоняями, и лидеров, которые идут вперед за целью. «И мы знаем, что вы все — настоящие лидеры и верим вас». Верьте дальше. Я сразу понял, кто я в этой ситуации: я не первый и не второй из вышеуказанных типов людей, я ослик, у которого уже полгода перед носом маячит морковка, хитро привязанная на ниточке.Как только пришло осознание, я стал понемногу собирать пожитки и через пару месяцев написал заявление «по-собственному».Представитель компании при расставании скорчил самую прискорбную маску, которая была у него в запасе, пожелал мне удачи в жизни, и сказал: «Знай, мы всегда будем ждать тебя. Для того чтобы вернутся,тебе нужно будет только снова написать заявление», - от умиляющего вида такой трагикомедии в исполнении народно-корпоративного театра «Одуванчик»у меня чуть слезы на глаза не навернулись.Я нашел в себе силы встать и уйти, и даже побежать, выйдя за двери компании. Я сказал им, что вернусь, одновременно до боли скрестив пальцы на всех конечностях с наличием оных.
И сейчас я, безработный никто, сижу перед окном, поставив свой ноут на подоконник,и под воющую меланхолию в исполнении Райана Теддера печатаю эти строки, пока спит моя уставшая жена, спят птицы на деревьях, спят на ходу никто (верящие, что они — кто-то), возвращающиеся с работы домой через наш двор, спит серое одеяло, укрывшее собой весь город. Я тоже сплю, и все мои мысли, запечатленные на этих страницах, вызваны дремотой. Не спит в этой застывшей идиллии только пара мужиков, вскрывших асфальт тротуара в нашем дворе и сосредоточенно копающих две прямоугольные ямы. Они одеты в робу с надписью «теплоэнерго», но я не могу понять, что они там уже третий день роют.Теплотрасса обычно прокладывается на большой глубине и ее труба имеет в поперечнике около метра, так что при ее ремонте приезжает бригада, как правило с экскаватором и вскрывает гораздо больший пласт земли, а не две прямоугольные ямки 1.5 X 2.5 метра. Но они проделывают свою работу с такой уверенностью, будто конечная цель имеет для них определенный и понятный смысл, будто они сами хотят этого.
Сегодня, проходя мимо, я увидел как они работают - насколько слаженно, синхронно, хоть и каждый в своей яме. Как горят их глаза,как со знанием дела они раз за разом повторяют один и тот же, казалось бы, простой цикл: загреб, поднял, скинул, загреб, поднял, скинул. Сантиметр за сантиметром, минута за минутой, час за часом, не смотря по сторонам, не разговаривая друг с другом, лишь очень редко останавливаясь на молчаливый перекур. Однозначно, они не похожи на работающих никто, плывущих мимо. Кажется,что этих двоих связывает вместе какая-то цель и общая тайна словно звуконепроницаемый купол нависает над ними.
Кто же эти люди? Чем они занимаются в свободное от своей молчаливой работы время? На вид — два обычных мужика лет за сорок,с первыми складками, предвестниками морщин на лице и двухдневной щетиной.Что делают такие когда приходят домой? Заходят в квартиру: жена прописана по вечерам на кухне, сын за этим чертовым компом у себя в комнате, совсем не учится.Потная обувь с неохотой слазит с гудящих ног, грязная, пахнущая землей и работой куртка падает на вешалку, словно устала не меньше хозяина. Куда идет такой человек в первую очередь? На кухню, оттуда веет теплом и магазинными котлетами из мяса страдалицы-коровы, умершей естественной смертью и зарезанной позже, для вида, чтобы сдать на комбинат.
-Привет. Что поесть?
- Рис с котлетами.
- Вчерашний?
- Ну, я разогрела.
Потом— комната сына:
- Опять играешь, мозги еще не расплавились? Ты учишься хоть? Покажи дневник!, - двойка, затрещина, скандал.
 - Ты ничего не понимаешь в современной жизни, учеба сейчас не главное, вот ты — закончил тепломеханика на отлично, и чего добился? Где ты сейчас? В этой затхлой квартире, так еще и меня сделал! Лучше бы я не рождался!
 - Спасибо, сынок
- Не за что, я тебя ненавижу, уходи!
Бутылка пива, телевизор,«страна козлов», и спать. Шаг за шагом, день за днем, год за годом... пока земля не поглотит нас. Помню, моя бабушка, богатая народными премудростями, любила говорить: «Тянешь лямку, пока не выроешь ямку». Так и эти двое мужиков каждый день тянули невидимую лямку. Нет, они уже копали яму. Яму размером 1.5 X2.5 метра.

Владивосток.Бетонная коробка на двоих.
июль-август 2010


Рецензии