16. -Встреча -

                УХОДЯ  -  ОГЛЯНИСЬ

                В С Т Р Е Ч А

               

                " Я к губам подношу эту зелень -
                Эту клейкую клятву листов,
                Эту клятвопреступную землю:
                Мать подснежников, кленов, дубков.
                Погляди, как я крепну и слепну,
                Подчиняясь смиренным корням,
                И не слишком ли великолепно
                От гремучего парка глазам?  "  (Мандельштам)


               Эта  весна  захватила  Анну  неожиданно  как  первый  гром...
Несколько  дней  было хмуро  и  холодно  и  все  вокруг  зябко  кутались  в  плащи  и  шарфы...  Казалось  зимние  холода  никогда  не  уйдут  из  города. Все  горожане  ходили  хмурыми  и  серыми...  Весной и  не  пахло  в  золотоглавом  Киеве...

               И вот яркие  лучи  утреннего  солнца  ворвались  в её  комнату  и  пробудили  от  сна...  Чуть  прищурив  глаза  сквозь  тонкие  ресницы  Анна  увидала 
голубое  небо  и  тонкую  вязь  берёзовых  ветвей...

               Как  быстро  выросли  берёзки, -  подумала  Анна.

               Она  помнила  их  ещё  совсем  маленькими  и  тоненьким,  а  вот  они  уже  выросли  и  достигли   её  окна  на  седьмом  этаже... Как  быстро  летит  время !

               Сколько  вёсен  прошло  с  тех  пор,  как  она  окончила  школу...Как  прекрасен  был  школьный  бал  и  прощание  со  школой... 
                Какими  молодыми  и  милыми  они  были  тогда ! -  её  подруги  и  друзья...  А  они этого  тогда  не  замечали...  Они  даже  не  смотрели  друг  на  друга,  -  все  взгляды  были   обращены  в  будущее...А  будущее  оказалось  совсем  не  таким,   каким  мечталось  в  те  юные годы...

               О  чём  ей  мечталось  на   пороге  большой жизни ?

               Она  со  школы  уже  задумывалась  над  тем,  кем хотела  бы  стать? -
врачом ?  архитектором ?  учителем ?    журналистом ?  или  что-нибудь,  связанное  с  искусством...  В  последнее  время  она  решила,    что  станет  дизайнером  по художественной  планировке  парков  и  городских  скверов,  цветников  и  пространств.

               Учёба  давалась  Анне  легко, -   она  училась  хорошо   и   шла  наравне  с   отличниками...  По  окончанию   школы  она  получила  серебряную  медаль  и  могла  выбрать  любой  вуз.   Но  выбирать  особо  не  пришлось...

               В  то  лето  у  Анны  тяжело  заболела  мать  и  вместо  сдачи  экзаменов  Анна  провела   время  в  больнице  у  койки  больной  матери
               И  всё-таки  она   поступила  в  ВУЗ,  но  не в  тот  куда  хотела...
Это  был  обыкновенный  институт  по проектировке  городов  и  посёлков,  городского  типа...  Ничего романтического  и  интересного...

               Анна  думала,  что  после  первого  курса  переведётся  в  другой  институт  или  хотя  бы  на  другой  факультет,  - это  было  вполне  возможно в  те  времена.  Но  обстоятельства  складывались  так,  что  у  Анны просто не  было  времени  на  оформление  всех  документов  на  перевод...

               Она  по  времени буквально  разрывалась  между  домом,  больницей  и  институтом.  Уже  после  первого  года  учёбы  она  стала  брать на  дом  разную  работу,  так  как  её  стипендии  совершенно  не  хватало  на  жизнь... 

               Время  учёбы  в  институте  пролетело  очень быстро  и  осталось позади...  Она  получила  красный  диплом  и  имела  право  выбрать  себе  место  работы...  И  были  хорошие  места  с  переездом  в  Москву  или  Ленинград...  Но  Анна  осталась  в  Киеве  из-за  болезни  матери...  Она  устроилась работать   в  обычное  КБ,  которое  находилось  недалеко  от  её  дома...

               В  то  время  Анна  с  матерью  жила  недалеко  от   центра,  совсем  близко  к  Крещатику,   в  глубине  небольшого  дворика,  почти  за  городским  рынком...  Но  дом  был  коммунальным,  -  старый,  почти  старинный  дом,  разделённый  внутри  на  множество  квартир... Это  были  послевоенные  коммуналки,  где  в  одной  квартире  проживало  несколько  семей,  деля  совместно  коридор,  кухню,  ванну  и  туалет...   И  это было  кошмарно...

                Только  спустя  пять  лет,  как  Анна  окончила  Вуз,   ей  дали,  как  молодому  специалисту,  отдельную  однокомнатную  квартиру  в  новом городском  районе  на  левом  берегу  Днепра....  Сюда  и  переехала  она  вместе  с  матерью.

                Квартира  находилась  на  седьмом  этаже  и  комната  была  светлой,  солнечной  и  большой.  Анна  не могла  нарадоваться  своему  новому  жилью  и  после  работы  с  удовольствием  спешила  доиой,  где  её  ждала  мама.

                Сюда,  в  хорошую  погоду,   каждое  утро  заглядывало  солнце  и  до  обеда  освещало  и  согревала  скромно  обставленную  комнатку...Анна  нравилась  её  квартира  и  она  очень  ценила  тишину  и  покой  одиночества...

                И  вот  наступила  третья  весна,  которую  Анна  встречает  в  новом  доме.  Весна,  которую  всегда  с  нетерпением  она  ждала  всю  долгую-долгую  зиму.

              " На  меня  нацелилась  груша  да  черемуха -
                Силою  рассыпчатой  бьёт  меня  без  промаха.
                Кисти  вместе  с  звёздами,  звезды  вместе  с  кистями, -
                Что  за  двоевластье  там ?  В  чьём соцветьи  истина ?
 
                С  цвету  ли,  с  размаха  ли -  бьёт  воздушно-целыми
                В  воздух,  убиваемый  кистенями  белыми.
                И  двойного  запаха  сладость  неуживчива:
                Борется  и  тянется  -  смешана,  обрывчива. "  (Мандельштам)

                Телефонный  звонок  оборвал  грустные  мысли  Анны...  Её  давняя  подруга  со  школьных  лет  позвонила  ей  и  попросила  о  встрече... Анна  удивилась  и  звонку  и  просьбе...  Это  была  Вика...  Она  просила  о  встрече...

                С  Викой  Анна  зналась  давно,  -  вместе  учились  в школе, -  но  потом  их  пути-дорожки  разошлись,  -  вернее  сказать,  рассорились  они  и  надолго,
так  как  не поделили  одного  очень  симпатичного  молодого  человека.

                Молодого  человека  звали  Стасом  и  был  он  очень  хорош...
Анна  познакомилась  с  ним  в  театре,   так  как  их  кресла  были  рядом... После  спектакля  Стас  проводил  Анну домой  и  с  тех  пор  они  стали  встречаться.  Тогда  ещё  жива  была  мать  Анны  и  она  приветливо  встретила  молодого  человека.
Был  он  начитан,  музыкален  и  хорошо  воспитан.  Анна  сразу  же  влюбилась  в  него  и  с  нетерпением  ждала,  когда   он  сделает  ей  предложение...

                Но  именно  тогда  на  её  пути  и  стала  Вика.  Её Анна  пригласила  на  прогулку  в  выходной  день.  Был  тёплый  весенний  день  и  все  трое  они  пошли  гулять  в  старый  монастырский  сад...

               Сад  был  давно  заброшен  и  зарос  по  окраинам  кустами  сирени  и 
густой  черёмухой  вперемешку  с  дикой  вишенью...  Когда-то  здесь  был  большой  мужской  монастырь,  но  монахов  выгнали  вон,  монастырь  разорили,  а  сад  зарос  и  одичал...  Но  горожане  быстро  облюбовали  это  красивое  место,  раскинувшееся  на  киевских  холмах...  Особенно  здесь  было  красиво  весной, когда  весь    сад  покрывался  белой  кипенью цветения...  С  высоты  других  холмов  казалось,  что  сад  засыпан  белым  снегом,  который  нежно благоухал  под  лучами  солнца,  а  ночью  замирал  и  таинственно  дремал  в  холодном  сиянии  луны...

                Об  этом  старом  саде  ходили  странные  и  страшные  легенды,  будто  лунными  ночами  туда  возвращаются  изгнанные  монахи  и  бродят-бродят  между  старыми  яблонями  в  поисках  загулявшихся  влюблённых  ...  и  превращали  их  то   в  лис,  то  в  кошек, а  то  в  ночных  птиц...  Старые  байки...городские...

                Напрасно  Анна  пригласила  Вику  в  старый  сад  и  познакомила  её  со  Стасем...  Вика  была  настоящей  красавицей,  -  тонкая,  стройная, с  большими  карими  глазами,  -  глазами  мадонны,  полные  грусти  и  тёмной  тайны,  -  на  бледном  чуть удлиненном  лице...  Этот  взгляд  и1  молчаливость  привлекли  внимание  Стася...  И заворожили  его.   Он  с  первой  же  встречи  влюбился  в  Вику.

                Анна  в  тот  день  была  очень  весела  и  вся  сияла  счастьем  от  солнечного  дня  и  от  переполнявших  её  чувств...  Она  и  не  заметила,  что  Стась  совсем  перестал  обращать   на неё  внимание...  Анна   упивалась  окружающей  красотой  и  кружилась,  вальсировала  среди  цветущих   яблонь,  напевая  какую-то  милую  песенку...   Ах,  какой  это  был  замечательный  и  солнечный  день !!!

                И  для  неё  стало  большой  неожиданностью,   когда  Стась  вдруг  перестал  с  ней  встречаться,  а  вскоре  она  узнала,  что  он  женился  на  Вике...

                Это  был  такой  неожиданный  удар  и так  болезненно отозвался  в  сердце  Анны,  что  она  заболела  и  слегла ... Не  сразу  она  оправилась  от этой  измены  и  сердечной  боли... Но  время  понемногу  залечило  рану  и  сгладило  остроту разочарования...

                И  вот  этот  утренний  звонок... Анна  была  так  им  удивлена  и  даже  ошеломлена,  что  не  успела  сказать  НЕТ,  как  Вика  т умоляющим  голосом  попросила  Анну  придти  в  тот  самый  старый  сад,  где  они  когда-то  гуляли...

                Анна  всё-таки хотела  сказать  НЕТ,    трубке  зазвучали  короткие  гудки...
                НЕ  ПОЙДУ -  твёрдо  решила  Анна,  но  умываясь  и  завтракая  она  никак  не  могла  забыть  Викину  просьбу...  И  в  назначенный  час  пришла  в  монастырский  сад...

                Там,  на  аллее  среди  цветущей  сирени,  на  небольшой  скамеечке  сидела  Вика... Она  была  бледна  и  явно  больна.  На  её  аскетически  красивом  лице,  -  лице  мадонны, -  были  одни  глаза...  большие  тёмные  глаза,  полные  тоски...

                Анна  шла  по  заросшей  аллее,  полная  воинственного  настроения,  но  увидя  тёмную  фигуру  Вики  и  её  глаза,  полные боли  и  тоски,  Анна  сникла...
Она  подошла  и  села  рядом...

               -Что случилось ? - тихо  спросила  Анна,  с  удивлением  разглядывая  увядшую  больную  подругу...

                Но  та  не  успела  ответить,  как  на  аллее  появился  маленький  ребёнок... Это  была  девочка  лет  шести,  которая   в  припрыжку  бежала  к  ним  и 
что-то  радостно  кричала...  Она  подбежала  к  Вике  и  смеясь  протянула  к  ней  свою  ручонку  с  зажатым  кулачком.
               -Мама,  смотри,  что  я  поймала !  Смотри... - и  она  разжала  пальцы.
На  её  ладоньке  сидел  блестящий  зелёный  жук...- Красивый,  да ? - смеясь  говорила  девчушка...
               -Да,  красивый,  Галочка, очень красивый... Иди, моя  радость, погуляй-побегай, только не  уходи  далеко  и  не  мучай  жучка... Нарви  цветочки,  а  я тебе  веночек  совью...Иди,  иди, милая  моя...

                И  девочка,  звонко  напевая  весёлую  песенку,  побежала  в  глубину  сада...

              -Какая  у  тебя  красивая  девочка...-  искренне  произнесла  Анна.
              -Да  красивая...  Но  что  с  ней  будет ?...  Я  больна  и  мне  плохо.

               Анна  молча  смотрела  на  свою  бывшую  соперницу. А  та  продолжала...
             - Анна,  ты  не  сердись  на меня...Прости  меня  за  прошлое...
             - Я  давно  уже  простила...  Он  был  слишком  красив  для  меня...  Не  ты  так  другая  увела  бы  его...
             - Он  не  хороший,  он  злой...  Он  бил  меня...  И  теперь,  когда  я  больна,  он  бросил  меня...-  Вика  заплакала  и  уже  захлёбываясь  слезами,  прошептала.  -  Он  хочет  забрать  у  меня  дочь...  мою Галочку... О  боже-боже...

             - Ты  говоришь  о Стасе ? -  не  поверила  услышанному  Анна.
             - да-да, О  Стасе !  Он  садист...  он  жестокий... он  страшный  эгоист !
             - Я  его  таким  не  знаю...
             - Тебе  повезло...  Бог  наказал  меня...А  тебя  спас  твой  ангел...

               Анна  молча  и  грустно  смотрела  на  Вику.  Господи,  что  с  ней  стало...

             -Я  больна,  очень  больна...  У  меня рассеянный  склероз...И  он  прогрессирующий...  Я  уже  с  трудом  хожу...  я  не  могу  сама  ходить...  Моя  дочь...моя  маленькая  доченька,  -  она  как  поводырь... Без  неё  я не могу...
А  он  хочет у  меня  отобрать мою  дочь...  Мою  дочь !...  Я  умру  без  неё...

            -А  может  Стась  только  пугает  тебя ?  -  предположила  Анна.
            -Нет,  это  всё  серьёзно...Это  очень серьёзно... И  страшно...  А  Галочка  такая  умная...И  очень талантливая... Ты  знаешь  Аннушка,  она  у меня  и  стихи  пишет,  очень  хорошие  почти  взрослые  стихи,  и  танцует  замечательно  и  мечтает стать  балериной... Она  и  играет  на  фортепьяно...сама  подбирает  на  слух  песенки  и  сочиняет  мелодии...  Очень  талантливая  девочка...

            -Чем  я  могу  помочь  тебе,  Виктория ?  ЧЕМ ???
            -Я  не  знаю...  Мне  надо  увезти  Галчонка  куда-нибудь...  Хотя  бы  во  Львов... Там  живёт  моя  сестра...  У  неё  двое  детей  и  она  не  откажется  взять  Галочку  к  себе...  А  мне  надо  лечиться...  лечиться...лечиться... Это неизлечимо...Моя  болезнь  неизлечима,  Анна... Я  это  знаю...

            -Но  этого  не  может  быть...
            -Может... Я  всё  знаю...  Поэтому  и обратилась  к  тебе... Мне  нужна  твоя  помощь...
            -Какая ?  Что  я должна  сделать  ?
            -Я  дам  тебе  адрес  и   ты  отвезешь  мою  доченьку  во Львов  к  сестре.
Я  этого  сделать  сама  не могу... Мне  нужен  помощник...  Ты  мне  поможешь ? - огромные  Викины  глаза  были  наполнены  мольбой  и  ожиданием...

            -Да-да,  конечно,  я  тебе помогу... Помогу...
            -Вот  и   хорошо,  спасибо  тебе...  Спасибо... И  прости  меня  за  прошлое... Я  тогда,  давно.  была  молодой  и  глупой... и  та  весна,  та страсть, - сумасшедшая  страсть,  когда  я  увидела  Стася,  вскружила  мне  голову  и  я  потеряла  рассудок...  Это  было  какое-то  наваждение,  опьянение...  Прости  меня...

            -Я  простила,  давно  простила...  Забудь  об  этом... Забудь...
            -Спасибо,  спасибо  тебе...
            -Когда  ты  собираешься  отправить Галочку  к  сестре ?
            -Не  знаю...Надо,  как  можно  быстрее,  чтобы  Стась  не  успел  забрать  её... Я  боюсь,  что  он  украдёт  её... А у  него  уже  другая  женщина... Я  очень  боюсь  за  Галочку... Ей  будет  плохо  с  отцом... Он  жестокий  человек...

            -Успокойся,  Вика,  успокойся... Я  завтра  в  понедельник  возьму  отпуск  на неделю  и  мы  во  вторник  сможем  уехать...  Ты  продержишься  эти  дни ?
            -Не знаю... не  знаю... Он  всё  время  преследует  меня... Он третирует,  терзает  меня...  Но  я  боюсь  не  за  себя...  не  себя,  а  за  неё...- и  Вика  указала  на  бегущую  к  ним  девчушку  с  цветами  в  руках...

            -Мама,  я  нарвала  цветы,  ты  сплетешь  мне  венок ?
            -Да-да,  конечно,  сплету... -  она  взяла  цветы  из  рук  дочери,  но  пальцы  её  нервно  дрожали  и  цветы  падали  на  землю...
            -Давай  я  сплету, -  тихо  прошептала  Анна  и  подняла  упавшие  цветы...
            
             Галочка  внимательно  смотрела,  как  это  делается  и  сказала,  что  это  совсем  не  сложно...  И  сама  попробовала... Получилось.
             Они  сплели  несколько  венков  и  Галчонок  сама  одела на  голову  Анны  и  Вики  жёлтые  венки  из  цветов  одуванчиков... У  неё  на  головке  тоже  был  жёлтый  веночек...  И  всем  было  по-весеннему  хорошо  и  светло на  душе...

             Но  Вику  явно  что-то  беспокоило,  но  она  всё  не решалась  сказать...
             Они  уже  встали,  чтобы  уходить,  когда  Вика,  опираясь  на  руку  Анны,  тихо  спросила:
            -Анна,  ты  нас  не  приютишь на  эти  дни ?

             Анна  удивилась  и  даже  опешила  от этого  вопроса.  НО глянув  на  страдальческое  лицо  Вики, она  кивнула, - да, хорошо,  пошли  ко  мне...

             И  они  поехали  к  Анне... А  вокруг была  весна.  Светило  солнце  и  под  его  лучами  серебрился  широкий  Днепр... И  пели  птицы...И  голубело  небо... День  был  такой  весёлый  и  солнечный,  но  как  грустно  было на  душе...

И  все-таки  хотелось  жить  и  улыбаться  этому  весеннему  дню...



            

 


               

          
 

            

      


Рецензии