Гайдн

Франц Йозеф Гайдн родился в марте 1732 г.  в небольшом местечке  Рорау Нижней Австрии вблизи венгерской границы. Отец будущего композитора  занимался каретным делом, а мать служила кухаркой. Но семья не чуждалась музыки, и здесь рано обратили внимание  на музыкальные способности маленького Йозефа. Благодаря прекрасному голосу его приняли  в хоровую капеллу при  кафедральном соборе Св. Стефана в Вене. Вскоре ему стали поручать трудные сольные партии. Однако, едва у Гайдна стал ломаться голос, юношу бесцеремонно уволили.  Для него началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений. «Когда я, наконец, потерял свой голос, - вспоминал он позже, - мне пришлось  целых восемь лет едва перебиваться  обучением юношества». Гайдн давал уроки пения и музыки, играл на праздничных вечерах на скрипке, а иногда выступал просто на больших дорогах. Вскоре он заявил о себе как оригинальный композитор. Первая комическая опера Гайдна  «Кривой бес» (1751) принесла ему некоторую известность. Его материальное положение  стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции окрепли. В 1755 г. композитор представил публике свой первый струнный квартет, а в 1759 г. свою первую симфонию (за ней в ближайшие годы последовали четыре других).  В обоих музыкальных жанрах он проявил себя смелым новатором. Гайдна считают так же основателем классической инструментальной музыки  и родоначальником современного оркестра. Именно он утвердил его классический парный состав: две флейты, два гобоя, два фагота, две валторны, пара литавр и струнный квинтет (две  группы скрипок, альты, виолончели, контрабасы).

Гайдн создал  типическую схему венской классической  симфонии, состоящей из четырех частей. Первая часть – сонатное allegro. Оно начинается с экспозиции, которая строится на сопоставлении  главной и побочной партий. После повторения  экспозиции начинается разработка, в которой темы подвергаются развитию. Венчает сонатную часть  реприза. Вторая часть симфонии, обычно медленная, носит задумчиво-лирический характер. Третья часть – минуэт, который у Гайдна, как правило, превращался в деревенский танец, с характерной для него тяжеловатой поступью, размашистой мелодией, неожиданными акцентами и ритмическими сдвигами. Четвертая часть – финал, обычно в форме рондо (основанной на чередовании рефрена и эпизодов). Здесь у Гайдна обычно звучали зажигательно-живые, близкие к народным или подлинно народные мелодии. Таково же строение квартетов. А вот сонаты, трио и концерты обычно состояли из трех частей.

Талант Гайдна вскоре оценил  известный венгерский магнат  князь Эстергази, предложивший композитору должность своего капельмейстера.(Все, что было доступно императорскому двору в Вене, мог себе позволить и князь Эстергази. Капелла, которую он содержал в Эйзенштадте, придавала не меньший музыкальный «блеск» его придворной жизни, чем это было при дворе императора).  На службе у князя Гайдн провел тридцать следующих лет. В его обязанности входило руководство княжеским оркестром и его певческой капеллой, сочинение опер, квартетов и других произведения на случай. Гайдн был очень плодовитым композитором. За свою жизнь он создал  несколько опер, множество  квартетов и  сто четыре симфонии, причем его музыка вызывала неизменное восхищение гостей Эстергази. Вскоре имя композитора  стало широко известно не только в Австрии, но и за ее пределами – в Англии, Франции (здесь впервые прозвучали несколько симфоний Гайдна, получивши название «Парижских»), России (в 1781 г. Гайден специально для великого князя Павла Петровича сочинил шесть струнных квартетов, получивших наименование «русских»).

Долгое время, связанный служебными делами, Гайдн почти не покидал имения князя. Только после 1791 г., когда его хозяин умер, композитор получил достаточно досуга для того что бы совершить несколько заграничных путешествий. Особенно важным было его путешествие в Англию, где музыка Гайдна пользовалась чрезвычайной популярностью. Живя в Лондоне, он написал двенадцать знаменитых  «Лондонских симфоний». Тогда же он впервые познакомился с ораториями Генделя и, возвратившись на родину, сам сочинил две оратории: «Сотворение мира» (по поэме Мильтона «Потерянный Рай») и «Времена года». Они  имели огромный успех и очень преумножили его славу.

СИМФОНИЯ № 103 «С тремоло литавр» (из цикла «Лондонских симфоний». Название она получила благодаря  необычному и сразу  приковавшему внимание началу – тремоло литавр. Их таинственное и поначалу чуть слышное, глухое рокотание постепенно усиливается, становится мощным, а затем ослабевает. Так открывается  торжественно-величавое медленное вступление к сонатному allegro. Вслед за литаврами  тихо запевают низкие басовые голоса  виолончелей, контрабасов и фаготов. Далее мелодическую мысль ведут скрипки, за которыми ее подхватывает весь оркестр. Самый первый, начальный мотив главной партии оказывается  и самым активным. В разработке все темы сталкиваются в бурном круговороте. Первый мотив главной партии  постоянно звучит в разных тональностях и разных голосах оркестра. Вторая  часть написана  в неторопливом темпе. Третья часть – один из характернейших минуэтов Гайдна. Ритмически острым, «размашистым» крайним частям контрастирует  плавная, грациозная средняя часть, которая традиционно называется трио. Но вот тихо зазвучали валторны. Им отвечает  веселый, «остренький» мотив скрипок. Его подхватывают  флейты, гобои, фаготы, контрабасы.  Все приходит в движение. Так начинается быстрый танцевальный финал симфонии...
 
«ВРЕМЕНА ГОДА» (1801). Светская оратория по одноименной поэме  Дж. Томсона. В «действии» участвуют старый пахарь Симон, его дочь Ганна и молодой крестьянин Лука.  В четырех частях оратории композитор последовательно  изображает все времена года, которые ассоциируются с человеческой жизнью.  Она начинается  с большого оркестрового вступления, рисующего переход от зимы к весне. Несколько  мрачных тяжелых аккордов  рисуют неприветливую зиму с ее суровыми ветрами и стужами. Однако постепенно движение убыстряется, и начинается основной раздел вступления, изобилующий диссонирующими звучаниями.  Приходит тепло, начинается работа в поле, и  хор крестьян приветствует красавицу-весну. Пахарь Симон (бас)  распевает бодрую, переливчато-радостную песнь, в которой  прославляет крестьянский труд. Природа все больше оживает, и это замечательно передано в последующих номерах, изобилующих яркими красками. Появляются мотивы дождя и цветущего поля. А завершается первая часть величественной   хоровой фугой, которая звучит как гимн жизни.
Вторая часть «Лето» начинается с картины приближающегося утреннего рассвета. С трудом рассеивается сумрак ночи  и так же медленно движется  мелодия вступления. Звучит бодро-идиллическая ария Симона «Пастух зовет свои стада». Приближается гроза – одно из лучших ее изображений  в музыке Гайдна. Едва слышная дробь литавр  изображает отдаленные раскаты грома; отрывистые, очень тихие аккорды передают наступившую грозную тишину. И вот  разражается гроза. Люди в смятении. Взволнованно, испуганно звучат голоса хора, в то время как  в оркестре свистящие   мотивы флейт ассоциируются   с блеском молний, а громкое тремоло литавр – с раскатами грома.
В третьей части «Осень»  Гайдн  с увлекательной живостью воспроизводит сцену охоты.  Трубят охотничьи рога, к ним присоединяются форшлаги струнных, имитирующие лай собак. Быстрые пассажи изображают убегающего оленя. А в это время фразы хора передают  всеобщий энтузиазм, возбуждение.
Четвертая часть оратории «Зима» начинается с оркестрового вступления, изображающего  туман и мглу надвигающейся зимы.  Это одна из самых гениальных страниц гайдновского творчества.  Прекрасны  медленные, печальные, гармонические  последования, живописующие туман. В своем изображении зимы  Гайдн дает свободу  скорбным настроениям и мыслям. Оратория приобретает философский характер. В ней говориться о смысле человеческой жизни, ее разных этапах, сменяющих друг друга подобно временам года.
«Времена года» - это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести  деревенской жизни и чистоту наивных душ.

Последние годы  Гайдн прожил в маленьком домике на окраине Вены. Умер композитор в мае 1809 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213


Рецензии