Август 2010. Сплав по реке Великая

C 4-ого по 17-ое августа я в составе группы из 6 человек ездил во второй свой поход на байдарках по реке Великая, которая протекает по Псковской области. Первый поход состоялся в 2007 году и был гораздо более многолюдным событием.
В походе принимали участие я, моя мама и две сестры, а также руководитель похода гидробиолог М.В. Чертопруд и его дочка Лиза. Собственно Великая является не только одним из самых культовых и “курортных” мест для байдарочников, но и идеальным местом для семейных походов. Также по ходу именно этого маршрута легче всего постигать мудрости и особенности байдарочных походов новичкам.
Поход проходил на двух байдарках: 2-местной и 3-местной «Маринках» мастерской ФМК.
За примерно 10 дней маршрута мы проехали в районе 120 километров пути. Может быть, чуть больше. Такая неопределённость связана с тем, что официальные данные есть только для отрезка пути Копылок – Опочка, и они говорят о 110 км пути. Мы же начали значительно раньше и несколько раньше закончили.

Начали маршрут мы, как и 3 года назад, забросившись на машине от Пустошки, куда в 11 часов приехали на поезде. Мой рюкзак с байдаркой, кстати, весил 34-35 килограмм и, в общем, составлял половину моего веса. Если вдобавок принять во внимание совершенно бесполезный поясной ремень их рюкзака и совершенно неудобные лямки для плечей, то станет понятно: за один заход я едва ли мог пройти пару километров без отдыха. И это притом, что в сухопутных походах я начинал и с весом 32 кг, и это не было чем-то экстремальным. В общем, за лямки создателям лодки огромный незачёт.
На машине нас довезли до автомобильного моста через реку. Самая ближняя к нему деревня Юшково, хотя и она вне зоны видимости. Это довольно узнаваемый объект с обилием цитат из творчества Виктора Цоя.
Под ним мы довольно споро разобрали свои лодки. Замечу вскользь, что для лодок этой мастерской есть общее свойство – чем они длиннее, тем проще они собираются. Легче преодолеваются моменты, требующие использования силы, к примеру, насадка фальшбортов на шурупы. Я могу сравнивать, так как собирал каяк, двойку и трёхместную байдарку.

Поначалу Великая не производит впечатление, не соответствующее своему названию. Узенькая речка, может и с быстрым течением, но в таких местах обычно неглубокая. В тот же день она быстро уходит в лесную чащу. Местами течение замедлялось, и образовывались глубокие омуты. В одном месте я даже не выдержал и ринулся в воду практически без нормально берега. Этот псевдоберег начал подо мной быстро оседать и оказался чем-то наподобие сплавины. Понятно, что полного ходового дня не получилось, и к запоздавшему обеду мы встали на озере Хвойное. Мы заняли чуть ли не единственную отличную стоянку на приподнятом берегу. Какие-то рыбаки весь оставшийся день уныло гоняли на моторки по водной глади, надеясь, что вскоре уберёмся.

Стоянка второго дня как-то не осталась в памяти, возможно, потому что она и вправду непримечательная и находится всё-таки на берегу речного участка, а не озера. Вроде бы он располагалась на левом берегу. И ещё меня на ранних этапах похода постоянно клонит в сон даже днём, поэтому мог напутать.

Третий день со всей очевидностью показал, что 3-местная «Маринка» никак не предназначена для маневрирования по узким лесным речкам. Двойка от нас отрывалась очень быстро, несмотря на то, что там был только один гребец. Тройка – чисто озёрная байдарка, хорошо держащая курс и медленно поворачивающая. На узких речках с обилием стволов, перегораживающих течение, каковой является Великая, - это явно проигрышный вариант. Кроме того, со мной ехали спутники, весящие легче меня, а я могу сидеть только в носу, потому что при больших гермомешках мне некуда девать ноги, а согнутыми я их не могу держать. Поэтом мы ехали с чуть-чуть утопленным носом по сравнению с идеальной ситуацией.
Ближе к обеду мы начали выплывать на самое известное озеро – Верято. Оно начинается с мелкой песочной дельты. Затем идут фантастически торчащие из воды стволы – это следствие того, что уровень воды в озере был поднят с помощью нижележащей плотины. Мы встали не на самом лучшем месте, но тоже на довольно неплохом, а отменных стоянок там было пруд пруди, простите за каламбур. И почти все стоянки были заняты или байдарочниками, или автомобилистами с резиновыми лодками, приехавшими сюда на выходные. Сосновые берега в этих местах и разработанная сеть дорог, делают приятными и пешие прогулки после водной части. Мы немало купались, сестра (тренер по плаванию) учила меня прыгать с затопленного дерева, как с тумбочки.

В четвёртый день мы добрались до конца Верято и попали в Копылок. Именно в Копылке находится плотина, которую надо обносить.
 Большинство байдарочников начинает именно здесь, здесь проходит асфальтированная дорога. Считайте сами, до этого места мы проехали лишь немногим меньше 30 километров. На плотине было много рыбаков. Я вместе с какими-то беззубыми алкашами прыгал в воду с довольно высокого трамплина.
Пообщался с другими походниками они сказали, что пожары начались уже где-то под Великими Луками. Хотя за весь поход явного смога и дыма от пожаров я не заметил, не исключаю, впрочем, что это обстояла таким образом только из-за контраста с задымлённой Москвой.
Магазин, к сожалению, не работал, было воскресенье.
Ландшафт начал немного выполаживаться, по регам стало наблюдаться много заливных лугов.
Стали мы на речном участке по левой стороне реки. На стоянке уже был стол, покрытый скатертью. К воде вело несколько подходов. Ступеньки были ловко проделаны между корней.

К пятому дню мы выплыли на озеро Ясское, причём выплыли довольно поздно. Самым знаковым и запоминающимся событием этого ходового дня было уже знакомое прохождение бывшей мельницы, которое столь комичным было 3 года назад. Только при подходе к мельнице нашу 3-местную байдарку быстрое течение ударило о камень и развернуло задом наперёд. Перед непосредственным поворотом мы успели выскочить и приняли благоразумное решение полностью обнести этот участок: мешок за мешком и байдарка на плечах. Поначалу мы решили, что все стоянки на нём заняты и поехали на озеро Звериное, которое начиналось минут через 15 по реке вниз. Но единственная стоянка на Зверином была уже занята, и мы вернулись по протоке вверх (это заняло минут 40) и всё-таки встали на Яссах рядом с протокой в конце целой аллеи со стоянками. В этот день многие участники похода ещё просто так катались на байдарках для души по широкому озеру. Подход к воде немного портили кувшинки, которые назойливо цеплялись за ноги.
Принято считать, что Великая становится довольно порожистой после впадения речки Алоль, но мне показалось, что она в этом году перекатами была усеяна уже до Ясского озера. Многие говорили, это связано с низким уровнем воды в этом году.
Перед Ясским озером мы закупились в магазине в Поддубье, где тоже был какой-то автомобильный мост. Обошлись без обеда, довольствовавшись пирожными и своего рода пирогами, похожими на макроватрушки. Забавно, что рядом с мостом также перекусывала какая-то сухопутная группа, с которыми мы вдобавок возвращались назад в одном поезде и по сути в одном купе.

На следющий день поехали вновь по протоке к озеру Звериное. По походу течения начало попадаться заметное число дохлых рыбёшек. На Зверином уже ближе к мосту через реку, по которому проходит шоссе Опочка – Пустошка, располагается крупная турбаза Алоль, где желающие берут различные типы лодок на прокат. Когда мы проезжали под мостом, то со всей дури влетели в какие-то железные штыри! Ноги мне пронзила дикая боль, я боялся, как бы не дошло до перелома, но отделался синяками. С правой стороны по течению, действительно, были натыканы близко посаженные штыри, образующие вместе букву «П», если смотреть сверху. Удивительно, как мы только не пропороли шкуру лодки!
Встали в этот день на озере Езерище.
Две последние стоянки были очень друг на друг похожи и между ними как будто существует особенное внутреннее сходство, которое заставляло их сливаться у меня в памяти. Но на Езерище были куда как более дикие места. Можно было очень здорово прогуляться по дикому сосновому лесу, но с дорожками практически паркового качества: их накатывают машины. Я гулял там часа полтора, проходил множество неплохих стоянок, они напоминали бусинки, нанизанные на нить дороги, тянущейся вдоль берега сужающегося озера. Во время прогулки проходил и мимо некоего ручья Холодный, который был в месте пересечения с дорогой даже отмечен доской с названием и иконой. Название было красиво вырезано по дереву.
Озеро постепенно превращалось в реку. Воздух хвойного леса, пропитанный фитонцидами заметно восстанавливал нас после жаркого московского лета.

Седьмой день был полностью речным, но река стала шире и глубже. Места начались более дикие, чем раньше. В середине пути проехали последнюю стоянку похода 3-летней давности, когда мы залезали с вещами и байдарками на высоченный косогор. А на косогоре был приятный сосновой лес, размещённый будто в огромной чаше, по которой было довольно приятно бесцельно фланировать. В этих лесах это возможно, поскольку туристы весьма старательно сжигают все дрова, которые находят. Но в этот раз мы только обедали на этом месте, поэтому стояли внизу. Снизу также подходила автомобильная дорога.
День был очень жарким. Песок на пляжике и косогоре был раскалённым и по нему было трудно ступать босыми ногами.
Окончили день мы стоянкой где-то рядом с местом окончания предыдущего похода. Мы проехали мимо автомобильного моста и встали на стоянке, весьма похожей на ту, где 3 года назад обедали перед возвращением в цивилизацию, но чуть раньше прошлого раза (может, и моста ещё не проехали). Но сейчас мы набрали неплохой ход и не собирались завершать маршрут. Было это там, где к реке ближе всего находится Идрица.
Стоянка запомнилась приподнятым берегом и песчаным разваливающимся берегом.

Река восьмого дня пути стала сильно напоминать Ветлугу нашего похода 2008 года, когда та ещё не очень широкая. Те же часто безлесные, но приподнятые берега. На них луга и много ив. Стоянка в тот день, когда мы намаялись уже плыть была на лугу, что было, пожалуй, необычно для этого похода. По берегам было множество следов от выдр, сходивших к реке. Под вечер набегал густой туман.

На девятый день река продолжала становиться всё более полноводной и глубокой с медленным течением. Объяснялось это не столько впадением новых притоков по ходу движения, сколько второй плотиной, расположенной чуть ниже.
Великая на этом участке течения вновь образует большое количество маленьких озёр, они нанизаны местами на основное направление течения реки, как бусинки на нить. Возросло количество деревень по берегам. То и дело стала проглядывать по берегам дорога.
Обедали в по-русски живописном месте, на безлюдном бережке озера с березками. Плавали на противоположный довольно далёкий берег, где была какая-то населёнка.
Река вновь вернулась к своему естественному облику пока ещё мелкой реки с обилием перекатов, когда мы прошли вторую гораздо более внушительную плотину после деревни Шершни.  Рядом деревень не было, но грунтовая дорога проходила приличная. Чёткие местные пацанчики слушали российскую попсу и рыбачили по обе стороны плотины.
Мы ещё немного проплыли и остановились на ночь на тоже высоченном косогоре с левой стороны реки. Лодки приходилось затаскивать наверх вдвоём, с учётом тяжеленных гермомешков и нашей разбавленности женским населением на мою долю выпадала изрядная работа в роли грузчика! Сносили лодки обратно вниз мы уже не по тропинке, а по песчаному склону со следами прошедшего когда-то оползня.

Десятый день приобрел характер дежавю в том смысле, что опять мы садились на мели, опять было много перекатов и это после того, как река становилась уже довольно широкой. К обеду подплыли к остаткам другой мельницы и останкам красивого старого каменного моста. Во время обеда было просто нереально жарко даже в тени. Купались каждые 20 минут примерно. Странно, что кто-то по мелкой в данных участкой в этом году Великой пытался проходить на моторной лодке, если в этом месте даже мы прилично садились на перекатах. Понятно, о двигателе им, вообще, приходилось забывать надолго, но и осалка у неё была больше нашей.
Поразительный факт, но мы заливались и садились на этом участке точно, а, может, и во всём походе меньше, чем экипаж двойки. Наверное, сказывается опыт нашего капитана и его отличная форма перед конкретным походом . Кроме того корма у нас состояла из женской части, а я сидел спереди, поэтому мы хоть и цеплялись задом, но отнюдь не всегда намертво, а я спереди как раз отлично мог уходить от столкновений с камнями и брёвнами. Река становится всё шире, но пока не очень-то глубокой. Много песчаных пляжей в меандрах на внешних сторонах, почти как на Ветлуге было.
На ночь встали в живописном месте на чуть более низком косогорчике с красивыми соснами с правой стороны. Рядом был участок реки с обширной песчаной отмелью. На противоположной стороне распологался какой-то хутор, автомобильная дорога. На лугу всю ночь топталась и всхрапывала лошадь.

Одиннадцатый день был последним ходовым днём. Река вновь начинает успокаиваться, и вода, подпираемая очередной плотиной уже близ Опочки, скрывает все неровности дна, связанные с засушливым сезоном. Плыли мы где-то до 3 – 4 часов по полудни. После чего встали на обед и далее на ночлег. Это был наш последний “ходовой” день. Стоянка была одной из лучших, с левой стороны реки. Участок реки носил всё-таки речной характер, то есть было видно русло реки, но течение было слабым, сама же река была уже довольно глубокой. На стоянке можно было отлично прыгать в воду со сделанной тумбочки. Наши рукастые предшественники сработали на этом месте и столы с лавками, причём отменного качества. Кроме того, ещё один стол с лавками был вкопан в стороне.
Это место является, на наш взгляд, самой оптимальной точкой завершения маршрута, поскольку именно в здесь река подходит наиболее близко к Себежскому шоссе, оставаясь при этом вдали от жилых мест. Кроме того, далее река выходит на слишком равнинные и скучные места, часто безлесные или с мелколиственными насаждениями, которым далеко до великолепных сосновых берегов.

На следующий день мы прошли около полукилометра до шоссе и сели на машину известного нам водителя примерно в полдень. Мы проехали 10 – 15 км до Опочки. По моим воспоминаниям, ближайшей к последнему месту стоянки была деревня Копотилово. В Опочке мы развернулись и поехали назад в Пустошку, где и сели на поезд до Москвы.

В этом августе нам, если рассматривать примерно эти же числа за предыдущие года, удивительно повезло с погодой. Поход получился просто курортным, без единого дождичка. Правда, что-то может и накрапывало ночью. Последней ночью в этих местах прошёл ураган с градом, правда, он не затронул нас. Но это природное бедствие повалило немало деревьев вдоль дороги до Пустошки.


Рецензии