8. Так и было

            К тому времени я подросла и окрепла.  Осенью готовилась пойти в школу, а пока, мы  с подругами носились по всему району . С ранней весны  старались больше гулять на улице:  дома  почти у всех было тесно и голодно. Взяв с собой по куску хлеба, намазанного маргарином и присыпанного сверху сахаром, уходили на целый день.

С утра и до вечера  играли  в классики, в прятки около сараев, заставленных поленницами берёзовых дров.   Прыгали через верёвку , бегали с мячом в «вышибалы» или «штандер» , учились делать стойку на руках  и «мостик» на траве за домом… Да мало -ли что могут придумать девчонки шести-семи лет!  Не отставали от нас и  подруги  постарше.                Больше других мне  нравилась спокойная и умная Люся, симпатичная девочка с длинными золотистыми косами. Они жили вдвоем  с мамой.  Маленькая комната всегда была чисто прибрана, хотя её  мама работала портнихой , и  все женщины нашего дома шили у неё обновки. 
 
Но, все-таки, ближе моему сердцу и понятнее были девчонки «оторвы» , так называла их мама -   сёстры Одинцовы :  Таня, Галя  и Нина -  весёлые , задиристые и бесшабашные, всегда готовые поддержать любую выдумку. А вот приличных и аккуратных  сестёр  Пастуховых  мы не любили. Они хорошо учились, ходили в музыкальную школу, дома у них стояло пианино, а это ещё больше нас разделяло. Когда мы снисходительно принимали их в свои игры, они были рады и старались нам угодить.

К первому сентября   мама собрала меня в школу . Она была рядом с нашим домом. Двухэтажная ,  каменная с широким крыльцом. Мне  сшили синюю сатиновую форму , ситцевый фартук, купили портфель, тетрадки, деревянный пенал  с карандашами и ручкой , стеклянную чернильницу-непроливашку и  конечно же, букварь. Он был в тёмно-зелёной обложке, на которой красовался Сталин с маленькой китайской девочкой на руках и русским мальчиком постарше. Портреты вождя пока ещё были повсюду, но перемены уже наступали. Я слышала , как мама с дядей Мишей ,  незаметно оглядываясь, тихо обсуждали какое-то, недавно прошедшее, партийное собрание – часто   произносили непонятные слова  «культ личности». Меня всё это пока совсем не интересовало.
 
Несколько моих подруг тоже собирались пойти в первый класс. Мы обсудили предстоящую школьную жизнь и  твёрдо  решили  учиться на «четыре и пять» !  А вот, праздник первого школьного дня был скомкан и без слёз не обошёлся. Мама, как всегда , была занята и пришла домой только к обеду. Быстренько отвела меня, расстроенную, в школу и ушла по своим делам.
 
Зато,  первая учительница оказалась очень доброй, внимательной и чуткой. Вера  Константиновна –  пожилая женщина , высокая , худая, с русыми вьющимися волосами, собранными сзади в узел, всегда одетая в  чёрный костюм и белую блузку.  Мы все любили её и расстроились, когда к концу учебного года узнали, что она заболела. Решили навестить,  собрали немного мелочи и купили всеми любимые ириски «Золотой ключик». 

Она жила одна. Очень обрадовалась нам , напоила чаем с теми же ирисками и каждому подарила по открытке, больше-то было нечего. Мне тогда досталась старинная открытка с изображением большого дерева в парке, в Царском селе.  Я думаю, что она приехала откуда- то в Кострому во время войны , может быть из Ленинграда, было в ней что-то  особенное, благородное. В школу она больше не вернулась ,   и первый класс мы заканчивали с другой учительницей.

А моя школьная жизнь, как началась комом, так и продолжалась. К тому времени я уже  здорово разболталась. Первой оценкой в моей тетрадке с написанными «палочками» ,была, конечно же «тройка», а поскольку с цифрами нас ещё не знакомили, она изображалась тремя жирными красными точками.  Вначале я всё - же  старательно напрягалась,  пытаясь выполнять то, что требовали, но очень скоро мне это надоело.  И на протяжении всей школьной жизни  учителя были едины во мнении: «Способная, но ленивая». Я  могу согласиться только с первой частью этого определения, а вот «ленивая»-  не про меня. Просто мне было скучно на уроках ,не интересно, а быть послушной и молча подчиняться я ещё в садике не любила.

Учились мы со второй смены  и приходили  часа за два до занятий. На школьном крыльце  широком и ровном,  так весело было скакать через верёвку! Нас собиралось человек  восемь:  двое её крутили , длинную и тяжёлую, остальные прыгали по одному разу, быстро выскакивали ,перебегали  и  снова становились в очередь.   Мы  самозабвенно играли, пока не прозвенит звонок. Потом нехотя брели в класс  с абсолютно пустой головой и большим желанием пойти домой . Оценки  соответствовали знаниям.

Новая учительница   меня ругала, попрекала маминой должностью, стыдила перед всем классом. Потом дома мне  за это  попадало. Бабушку с маленькой Олей на руках отправляли на кухню, «чтобы не напугать ребёнка», а мама шлёпала меня отцовским ремнём, пока бабушка не возвращалась и не говорила : «Хватит уже.»  Но , не смотря на это, я, как могла, пыталась отстаивать свои права на свободу.
 
Однажды , ранней весной мы с подругами отправились после школы на посёлок, так называли  район частных домов,  примыкавший  к нашей  улице.  Бродили  мимо чужих домов и заборов, разговаривали , жмурясь от яркого солнца и  позабыв о времени. За день снег сильно  подтаял,   перед нашей улицей образовалась огромная лужа. Обойти её  не   было возможности, а идти вброд – боязно. Мы долго крутились около неё, пока нас не перетащил  какой -то  мужичок,  возвращаясь  с работы.
Дома нас уже искали. Мама тоже ждала  у подъезда, но ,увидев меня,  вовсе   не обрадовалась,  наоборот, стала  ругать.

Мы поднимались по лестнице на третий этаж, а она  не переставала ругаться. Я  долго молчала, не решаясь оправдываться,  наконец, заявила:
-Когда ты поздно приходишь с собрания, я же тебе ничего не говорю! 
-Так ты ещё и огрызаешься?- возмутилась она.
 Последние  несколько  ступенек до нашей площадки  я одолела, пытаясь прикрыть свой тощий зад  двумя руками, а мама звонко шлёпала по ним, не переставая ругать.


Рецензии
Прочла и вспомнился такой же летний отдых в пионерском лагере на берегу нашего Чулыма, вечерние костры на его берегу, танцы (массовки) под магнитофон и походы в сосновый бор за черникой, утренние динейки с речёвками и радостное ощущение того, что всё интересное с важное в жизни ещё только начинается...
Не устану повторять - замечательно пишите!

С уважением


Ирина Макова   14.09.2010 20:01     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Ирина, за высокую оценку. Да и не в этом дело.Хорошо то, что у людей есть одинаковые ощущения и воспоминания.
С уважением и благодарностью.

Елена Гончарова 2   15.09.2010 10:32   Заявить о нарушении
Лена! Небольшие уточнения: Лунево находится на правом берегу Волги вниз по течению от Костромы. В 80-х годах упомянутый пионерлагерь практически начисто был сметен известным смерчем. Теперь это заросшее лесом пустынное место местные жители называют "мертвым лагерем". Странно, но до сих пор здесь земли пустуют, хотя все берега Волги давно раскуплены под дачи, и стоимость участков весьма высокая.

Проскуряков Владимир   08.09.2011 06:44   Заявить о нарушении
Спасибо, Володя! Только сейчас увидела твое замечание. Исправлю обязательно.О смерче слышала, но не знала, что это о том лагере.

Елена Гончарова 2   27.11.2011 20:05   Заявить о нарушении