Жан-Поль Сартр
А есть ли иной вариант разворачивания событий? Есть. По Сартру – это безразличие, желание, садизм. Другая триада, другой вариант отношения к ближнему. Звучит, конечно, очень страшно. Безразличие. Я могу к ближнему относиться безразлично, равнодушно наблюдать за ним со стороны. Наблюдать, как он устроен, как устроено его тело, как устроена его душа. Наблюдать с целью обладать им, манипулировать им. Т. е. мой взгляд – это не взгляд любящего человека. Я не восторгаюсь другим человеком. Я его хладнокровно изучаю. В первом сценарии (любовь, язык, мазохизм) я пытался его соблазнить. А тут я не пытаюсь его соблазнить. Я пытаюсь его понять. Это совсем другое. И при этом я стараюсь даже спрятаться от него. Так вот тихонечко наблюдать его издалека, из укромного места. Не высовываться. В первом сценарии, пытаясь очаровать, соблазнить, я нарочно привлекал к себе внимание «другого». Психологи называют это истерической позицией. Как Александр Керенский (классический пример), говорит, говорит… Он после речей падал в обморок. Настолько он увлекался. Обычно после удачной речи его хватали солдаты или юнкера на руки и начинали качать. И это был признак того, что речь Керенского имела успех. А он сам в изнеможении чуть ли не падал в толпу. Или возьмем выступление какого-нибудь певца или рок-группы. Но теперь мы рассматриваем противоположный вариант. Вы сидите тихонечко, незаметно, где-то в заднем ряду и смотрите, что происходит на сцене. И понимаете, что здесь работает какой-то механизм. Толпа себя ведет одним образом, а музыканты и певцы ведут себя другим образом. Но все это подчинено каким-то законам. Вы не беснуетесь вместе с толпой, а просто пытаетесь понять. Эта позиция близка к позиции Спинозы. Спиноза любил наблюдать, как муха тщетно пытается вырваться из паутины. Поэтому упрек в садизме (по Сартру) можно адресовать и Спинозе. Это очень тонкая вещь. Но не будем забегать вперед. Второй момент – желание. Вы, наконец, поняли, как устроен человек, и вам хочется попробовать им манипулировать. У вас возникает желание. Желание присвоить его себе. Тут уже нет прежнего противоречия: вы не желаете его свободы. Наоборот, вы хотите его поработить. Когда вы его любили, вы хотели, чтобы он вас свободно полюбил. Здесь же, поскольку вы его не любите, то у вас и нет желания способствовать его свободе, вы, наоборот, хотите его поработить, превратить в послушную вещь. И вот предел (по Сартру): палач терзает свою жертву. Стремится ее унизить, вынудить ее отречься от самого дорогого, что у нее есть, что для нее самое ценное. Т. е. сломить человека. Сделать так, чтобы он почувствовал себя полностью униженным. Но, по Сартру, этот проект тоже терпит поражение. Он приводит пример из Фолкнера. Вот Фолкнер описывает ситуацию, когда линчуют негра. И когда негр умирал, он смотрел на своих палачей. И этот его взгляд они не забудут, что бы они потом ни делали, как бы потом ни жили, может быть, имели бы детей, все равно этот взгляд умирающего человека останется с ними навсегда. И они ничего не могут с этим сделать. Жертва побеждает палача. Свободу уничтожить нельзя. Таким образом, второй проект (безразличие, желание, садизм) тоже терпит поражение. Полностью победить человека нельзя. В первом сценарии в основе – любовь, а во втором – ненависть. Но, на самом деле, по Сартру, любовь и ненависть – это наши попытки как-то отнестись к «другому». Что меня поражает у Сартра: он не делает нравственных оценок. Потому что Кант обязательно сделал бы эту оценку. Второй тип поведения – злой, а первый – добрый. Вы скажете: «Первый тоже злой!» Согласен, Дон Жуан, например, относится, вроде бы, к первому типу. Он хочет очаровывать, чтобы обладать. Но это ведь тоже своего рода садизм, потому что Дон Жуан тоже манипулятор. Дело в том, что для Сартра вообще проблема, как правильно относиться к другому, как научиться терпеть присутствие другого. Помните, наверное, знаменитые слова из пьесы Сартра: «Ад – это другие!» Для Сартра "другой" – это проблема. Взгляд "другого". Он жутко боится этого взгляда. Он говорит: «Взгляд другого вызывает у меня стыд. Мне стыдно, неловко в присутствии другого человека. Взгляд другого меня унижает, низводит меня до положения объекта. Я в присутствии другого чувствую себя объектом. Я чувствую, что другой меня своим взглядом как бы раздевает. Я весь перед ним как на ладони. И, Бог знает, что он обо мне думает». Вы скажете: «Это значит, что у него очень низкая самооценка». Да, низкая. Можно здесь пуститься в психологизм. «Комплекс неполноценности». Можно вспомнить, что и Достоевский был эпилептиком. Но не будем забывать, что эти люди (Сартр, Достоевский) – это звезды нашей ноосферы. Сартр, Камю, Симона де Бовуар, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер. Это люди, которые определяют менталитет современного западного человека. Я уже не могу читать лекции студентам Физтеха, основываясь только на Фоме Аквинском или, допустим, на Суаресе. Они скажут: «А где Юм? А где Кант? А где Кьеркегор? А где Сартр? А где Ницше?». Если я им буду рассказывать свое, они будут все время ждать, когда же, наконец, я коснусь того, что их «зацепило». Они так и говорят: «Цепляет, не цепляет». А что случается, когда их зацепит какая-нибудь мысль?
Вот одного моего студента зацепила мысль, может ли Бог сотворить другого Бога. И он с этой мыслью носится. Ему кажется, что он придумал гениальный парадокс, опровергающий всякую религию. И человек придавлен этой мыслью, как шкафом. Если вы будете ему рассказывать о Фоме Аквинском, он не поймет, потому что это не ответ на его вопрос. Он поставил вопрос по-другому, и вы должны пойти ему навстречу, попытаться сдвинуть с места придавивший его шкаф. К вам пришел человек и говорит: «У меня желудок болит», – а вы ему горло смотрите. Конечно, в горле, может быть, тоже что-то есть. Но нерва проблемы вы не касаетесь. Один мой знакомый психолог любил говорить: «Искать надо не там, где светло, а там, где потеряли». Где люди современные потеряли Бога, там надо и найти Бога. Вы скажете: «Сомневаемся, что это поможет». Это – другое дело, вы можете не найти, не помочь. Это опять будет проект, обреченный на неудачу. Вот мать Симоны де Бовуар воспитывала свою дочь и, в итоге, полное фиаско. И еще дочь описала ее смерть. Не то, что она покаялась хотя бы при виде умирающей матери. Нет. Она упорно шла своим путем. Конечно, ей было тяжело. Я еще раз хотел бы перечитать это эссе. Называется «Очень легкая смерть». Издано в 1964 году. На русский язык переведено в 1968 году. Я помню, что я его по-русски читал, когда еще был подростком. Но нам надо идти дальше.
Есть еще одно произведение Сартра, которое я прочел на английском языке где-то в 1975 году, впрочем, не до конца. Но до конца и не надо читать, главное, чтобы зацепило. Я, значит, студент-второкурсник, жизни не знаю. Книга называлась «Антисемитизм и евреи». Тут Сартр дал себе волю. В оккупированном Париже он не мог на эту тему говорить. Это была запретная тема (как у нас нельзя было в свое время ругать Советскую власть). Итак, проблема антисемитизма. Нельзя было ее поднимать при немцах. А тем более в критическом духе по отношению к немецкой оккупационной власти. Если бы Сартр написал такую книгу, ее бы не опубликовали, а автора, конечно, в концлагерь отправили бы. Он ее мог написать только в освобожденном Париже, а не в оккупированном. Но он вынашивал эти идеи. Он очень быстро написал эту книгу. В 1944 году, еще даже война не кончилась. И вот о чем он говорит. На самом деле, он весь этот формализм, который разработал в книге «Бытие и ничто», теперь применяет к проблеме антисемитизма. И что мы видим? Антисемит наблюдает еврея. Первый момент. Помните, безразличие. Безразличное наблюдение. Вот он будет высчитывать, какое количество евреев (в процентах ко всему еврейскому населению Франции) было призвано во французскую армию в 1914 году, когда началась Первая мировая война. И говорит: а процент-то меньше, чем у французов! Ясно, что евреи уклонялись от мобилизации! Ага, вот они такие! Но Сартр спрашивает: «А установка какая?» Вы уже их наблюдаете. Они уже под подозрением. Само то, что вы стали вычислять этот процент, это уже говорит об определенной установке. Когда человек начинает подсчитывать, сколько евреев было среди мобилизованных в 1914 году… (голос из аудитории: "У него проблема с головой!"). Не с головой у него проблема! А у него установка, которая приведет его к садизму. Логическим путем, через безразличие, желание… Потом у него возникает желание этих евреев… Манипулировать ими. Отнять у них деньги. Посадить их в концлагеря, надеть на них желтые звезды, да? И, в конце концов, унизить их, заставить их отречься от самого дорогого, что у них есть. Чтобы евреи убивали друг друга своими руками. Вот как это было в Варшавском гетто. Председатель юденрата Черняков должен был давать немцам каждую неделю список из 3 тысяч евреев, которых отправляли в Освенцим. Т. е. еврей должен был сам убить еврея. Черняков покончил с собой. Но другие не покончили с собой. Были люди, которые отправляли, составляли списки. Я хочу сказать, вот к чему ведет это подсчитывание процентов. К садизму. К окончательному решению еврейского вопроса. Начинает человек с того, что высчитывает, сколько евреев в армии или сколько евреев во флоте. А потом на евреев надевают желтую звезду… Кончается это газовыми камерами. Это логическая цепочка. Сартр писал при оккупации «Бытие и ничто». Там нет даже намека на то, что он будет сопротивляться немцам. А оказывается, он уже готовил эту идею… Вы скажете: «Пошел бы лучше в Сопротивление». Он пытался сначала, вроде бы, даже что-то организовать, но потом разочаровался и сел писать книгу. А книга довольно толстая, почти тысяча страниц. Я сам был ею раздавлен, как шкафом, этой книгой. Я вам честно скажу. Я просто заставлял себя читать. Я приходил с работы и говорил, что пока я не прочту 10-15 страниц, я не лягу спать, не займусь ничем другим. (Голос из аудитории: «Как же мы с вами по-садистски!»). Вы со мной? (Тот же голос: «Но это не от безразличия»). Я понимаю, от любви. И я тоже от любви к вам читал. Я понимаю, что я это должен для вас сделать. Переболеть Сартром, чтобы потом вы со мной вместе переболели. Но уже в более легкой форме.
Мы видим, как работает теория Сартра, очень эффективно работает. Я никогда об антисемитизме ничего более сильного не читал, чем у Сартра. Но вернемся к «Бытию и ничто». «Другой» появляется только где-то с 350-й страницы. А сначала идет о бытии «в себе». Человек в себе. И даже если брать человека «в себе», все равно в основе лежит свобода. Как у Бердяева. Свобода предшествует бытию. Точнее, существование предшествует бытию, и в основе лежит свобода. «А где же Бог?», – спросите вы. Как Сартр решает проблему Бога? Это очень интересный вопрос. Сартр придумал для себя некоторый ход мысли, который его убеждает в том, что Бога нет. Т.е. не Бога нет вообще, а Бога нет в этой человеческой свободе. Бог бросил человека. Как это объяснить? Вы бросили котенка в воду, он барахтается. И вас для котенка больше нет. Для котенка есть только вода и он сам. Вы уже потеряли над ним моральную власть. И он вас как бы не видит, и хотя он, может, и задумался, а кто же это меня бросил в воду, но он понимает, что с этим существом, которое его бросило в воду, разорвано всякая моральная и эмоциональная связь. То же произошло и с человеком. Сартр считает, что Бог нас бросил, и вот мы сейчас тут барахтаемся, т. е. фактически для нас Бога нет. Как Ницше говорил: «Бог умер!» Хотя Сартр не цитировал Ницше. Но, в принципе, идея та же самая. Есть Бог или нет Бога – нас это уже не волнует, потому что мы свободны и независимы, и никто не может у нас эту свободу отнять.
Теперь надо разобрать два варианта отношения Бога к миру: вариант Декарта и вариант Лейбница. Оба эти варианта Сартр обсуждает и оба отвергает. Первый вариант – это вариант Декарта. Бог поддерживает нас постоянно в бытии. Он обеспечивает связь между отдельными моментами «теперь». Я сейчас начал читать лекцию. Кто начал читать лекцию? И кто сейчас читает? Это тот же самый человек? Я тот же самый, начавший и читающий. Но что поддерживает единство «меня»?. Вот, по Декарту, это Бог. И у Суареса то же самое. Бог как causa conservans, причина сохраняющая. Бог сохраняет вещи в бытии. Вот, допустим, вы сделали стул. И все. И стул существует. У Бога не так. Бог творит и не оставляет свое творение, Он его постоянно поддерживает в бытии. И Сартр видит в этом пантеизм. Если Бог поддерживает меня постоянно в бытии, я лишаюсь своей свободы. Я растворяюсь в Боге. Он говорит: «Вот, видите, не случайно Спиноза весь вышел из Декарта!» Иными словами, логическое следствие идей Декарта – это пантеизм Спинозы. Т. е. человек растворяется в Боге, становится частью Бога. И, таким образом, он теряет свободу. Потому что у Спинозы свободы нет. Вы помните, мы говорили об этом. «В природе ничего нет контингентного», – пишет Спиноза в «Этике». А у Сартра, еще до «Бытия и ничто», основной тезис – это тезис «радикальной контингентности». Контингентность обычно переводят как «случайность». Но это не совсем то. Очень интересное слово: «контингентность». Откуда оно взялось? Это слово схоластов. Вот у Суареса есть такое сочинение, я его в Польше читал в 1990 году: "De scientia Dei futurorum contingentium" («О знании Богом будущих контингентных событий»). Придет или нет на следующую лекцию Маша? Вы скажете: «Придет. Куда денется!». А для Сартра (и для Суареса) это как раз пример той самой контингентности. Мог ли упасть метеорит, подобный Тунгусскому, на Париж? И стали ли бы его называть «Парижским метеоритом»? Вот вы говорите: «Не мог бы упасть». А, по Сартру, все может случиться. И человек должен мужественно это принять. Случиться может все. И в любой момент. Это называется «тезис радикальной контингентности». Потому что я свободен и сам не знаю, что я сделаю в следующий момент. И вы свободны, и вы не знаете… И природа тоже, в каком-то смысле, подчинена этой идее свободы. Вы знаете, в квантовой механике тезис о «свободной воле электрона». Квантовый объект непредсказуем. Поймите, есть вещи, которые кладутся в основу мировоззрения. Если вы положили в основу свободу, вы начинаете с этой аксиомы. Свобода существует. Это то, что лежит в основе вашей философии. Я, конечно, не обязан выбирать ту же философию, которую выбрал Сартр. Я сам могу отнестись к Сартру как к «другому». Для меня-то Сартр – «другой». Я могу к нему отнестись критически, как он сам относился критически к своим учителям: Гуссерлю и Хайдеггеру. Для Сартра ни Хайдеггер, ни Гуссерль – не авторитеты. Он за ними идет, но в нужный момент их бросает. И Декарт его не устраивает. Потому что философия Декарта ведет к пантеизму. К Спинозе. А Спиноза отрицает контингентность, т.е. свободу. Спиноза Сартру как бы подрезает крылья.
Тут Сартр не совсем прав. У Суареса, хоть он и считал, что Бог поддерживает мир в существовании, тоже есть контингентность. Адам мог не съесть яблоко. Для Суареса это очень важно, что Адам мог не съесть яблоко. Иуда мог не предать Христа. Вот это основа, как считает Суарес, для Страшного суда. Все будут судимы за то, что они могли сделать и не сделали. И получается, что Сартр какой-то стороной ближе к Суаресу, чем к Спинозе. Потому что, по Спинозе, ни Иуда не мог не предать Христа, ни Адам не мог не съесть яблоко. Потому что, по Спинозе, «не надо смеяться, не надо плакать, не надо негодовать, а надо понимать». Надо понять Адама. Он не мог не съесть, тем более что жена уже съела. Что же, разводиться с ней после этого? Съела и поставила Адама перед фактом. Вы скажете: «Могла и не есть!» А Еву змей обольстил. Она была очарована. (Голос из аудитории: «Это не аргумент совершенно!»). Змей за ней наблюдал, а она была очарована змеем. Она стала объектом для змея: «Змей обольстил меня, и я ела». По Сартру, Ева, конечно, свободна. Она могла отнестись к змею как угодно. Она «существует в своей свободе», или, как Сартр пишет, она выбрала свой «жизненный проект». И этот жизненный проект привел ее туда, куда он привел. И она должна быть ответственна за свой жизненный проект. То, что Каин убил Авеля – это месть ей за тот жизненный проект, который она сама выбрала. И Адам выбрал жизненный проект, и блудный сын выбрал жизненный проект, и Раскольников выбрал жизненный проект. Мать Симоны де Бовуар, я о ней ничего не знаю, знаю только, что она была хорошей католичкой, сделала все, чтобы воспитать свою дочь католичкой. Но ее жизненный проект потерпел фиаско.
Теперь о другом варианте отношения Бога к миру. Лейбниц, находившийся под влиянием Суареса, предлагал такой вариант: Бог, зная свободу человека, устраивает некую предустановленную гармонию. Помещает человека в наилучший из возможных миров. Зная, что Ева съест яблоко, Бог предусмотрел, как Он ответит. Иными словами, разыгрывается шахматная партия, где мы ходим и Бог ходит. На каждый наш поступок Бог знает, как ответить. Вы спросите: «А цель какая?» Цель – довести нас до того, чтобы мы осознали свой жизненный проект. Вот когда мы говорим: «Мой жизненный проект – это ненависть к Богу!», – тогда Бог говорит: «Все. Ничего не могу сделать!» Тогда происходит вторая смерть – разлучение души с Богом. Помните, у Мольера: «Ты этого хотел, Жорж Данден!». И Бог получается, по Лейбницу, невиновен. В каком смысле невиновен? Он дал человеку свободу, и тот ее реализовал в своем жизненном проекте. Вот Симона де Бовуар. Ей все дали. К первому причастию подготовили и в католическую школу отдали. А она выбрала феминизм. Вы спросите: «И Бог ни за что не отвечает?» Как ни за что? Он все сделал для Симоны де Бовуар. Меня в детстве родители водили на лыжах кататься, и никто меня в католическую школу не отдавал. И я могу быть в претензии. Почему мою детскую душу растоптали сапогами безбожия? (Голос из аудитории: «Лыжными ботинками!»). Да, лыжными ботинками. Но я не протестую, потому что я понимаю, что если бы меня отдали в католическую школу, я мог бы повторить подвиг Симоны де Бовуар. И стать лыжником. Лейбниц предлагает такой вариант, в котором Бог допускает свободу человека. По Лейбницу, человек свободен. Но Бог пытается его спасти. Пытается, по Сартру, его очаровать. Нет, не принудить его полюбить Себя. Принудить нельзя. Но дает ему возможность полюбить. Дает ему благодать. И человек может ответить на благодать. Сартра этот вариант Лейбница тоже не устраивает, потому что получается, что Бог нами манипулирует. Сартру не хочется быть объектом манипуляции кого бы то ни было. Ему не нравится мир, где за каждым его поступком наблюдает Бог. Из-за этого волюнтаризма (хочу – не хочу, нравится – не нравится) Хайдеггер не стал читать Сартра. Он прочел 40 страниц «Бытия и ничто», остальные неразрезанные остались. Отдал Гадамеру, своему ученику. «Читай ты, мол. А я не могу читать весь этот бред». Почему? Потому что он видит, что здесь в основе своеволие. Сартр не следует логике. В какой-то момент он пишет так, что кажется, он вот-вот заговорит о христианстве. А именно, когда человек остается перед своей свободой и понимает свою ответственность за все, может наступить момент, когда он полностью изменит свой жизненный проект. Вот, думаю, Сартр сейчас скажет об обращении… Даже слово «обращение» он употребляет. Но не то… Ощущение такое, что человек не встретил Христа. Ведь у Паскаля тоже был такой момент, когда он был на перепутье… Мистическое озарение – и он увидел Христа. Он тогда написал свой знаменитый «Мемориал»: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и ученых, и т.д.». В принципе, мог это сделать и Сартр, но он этого не сделал.
Сартр, между прочим, очень много говорит о самообмане. Самообман. Все в самообмане. А я думаю: где гарантия, что сам Сартр не находился в самообмане? Может быть, он писал для Симоны де Бовуар, чтобы обольстить ее? Как может человек быть абсолютно беспристрастным, стать выше своих психических состояний? Не может. Он не мог написать о Боге, потому что знал, какая будет реакция Симоны. Это получается опять Адам и Ева. Ева съела яблоко, и Адам поплелся за ней. А потом, может быть, Сартр будет говорить: «Это она меня обольстила! И я стал атеистом». Так что здесь – глубокая психологическая драма. И я думаю, может ли человек вырваться из этого замкнутого круга? Для того чтобы быть свободным, человеку нужен помощник. Человеку нужен Бог, Существо, Которое дало бы ему возможность быть по-настоящему свободным. Я сам не могу себя освободить. Как Мюнхгаузен не может поднять себя за волосы. Я сам настолько погружен в это бытие, что оно меня придавливает. Мое детство, мои переживания, мои комплексы, они меня давят. И поэтому я должен опереться на что-то вне меня. И вот Бог дает мне возможность быть самим собой. Это тезис Иоанна Павла II, что без Бога человек не может быть человеком. Бог дает силы, дает возможность человеку реализовать свой человеческий проект. Не стесняя его свободы, не унижая его, не очаровывая его, а именно оставляя его полностью свободным. Т. е. я в любой момент могу сказать: «Нет!» Более того, опыт великих мистиков показывает, что, казалось бы, что уж, сколько лет они в монастыре, сколько лет участвуют в мессе, сколько же можно еще убеждаться, что Бог есть? И бывает, что человек умирает неверующим, как Жан Мелье. И еще завещание оставляет. О чем это говорит? Вот в том-то и дело. Это говорит о том, что Бог погружает эту душу в ночь. Ночь чувств. А сколько священников вообще уходят, женятся и уходят. Жан Мелье, хоть и потерял веру, но не ушел, и мать Тереза не ушла, хотя и испытывала сильнейшие искушения против веры. Вы скажете: «Многие это как профессию воспринимают». Я говорю только о том, что у человека постоянно есть возможность изменить жизненный проект. И в этом смысле я согласен с Сартром. Человек сам реализует себя, и Бог не унижает его свободу, не пытается превратить в вещь. Но тут нужно всемогущее Существо, и всеблагое, и всевидящее. Потому что иначе, конечно, без этой помощи, мы обречены пребывать в самообмане. Ведь говорит Сартр о самообмане. Значит, эта опасность есть. Теперь возникает вопрос: «А что спасает человека от самообмана?» Сартр говорит: «Размышление». А я говорю: «Мало!» Потому что, даже напряженно размышляя, человек может продолжать сам себя обманывать. И закономерно, что Сартр не любит Фрейда. Потому что он чувствует, что Фрейд может его вывести на чистую воду. Он говорит: «Нет. Фрейд не прав. Не либидо лежит в основе, а в основе лежит свобода». А откуда он это взял? Вот откуда Сартр взял то, что человек не пал, не падший? Он считает, что человеку ничего не нужно, чтобы реализовать себя. Но в действительности человеку очень многое нужно. Человек не может сам себя реализовать. Ему нужен Бог.
Свидетельство о публикации №210091200674