Игра на гитаре для всей семьи 1

КУРС  ИГРЫ на ШЕСТИСТРУННОЙ  ГИТАРЕ для ЖЕНЩИН,  РОДИТЕЛЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНО  ОБУЧАЮЩИХ  СВОИХ  ДЕТЕЙ и для ВСЕЙ  СЕМЬИ  в ЦЕЛОМ.
   

                ЗАНЯТИЕ  1      ©



Меломанка в гостях у подруги.
-  Твой рояль?
Хозяйка:
-  Мой.
-  Как ты можешь на нём играть, у него же 85 клавиш. Откуда ты знаешь, с какой всякий раз начинать новую мелодию?
Хозяйка подходит к роялю, открывает крышку:
-  Всё продумано – каждая подписана!
                ( Т. Уланова)


Конечно же, то, что вы прочли выше – крайность самостоятельности, да и под струнами на корпусе гитары подписывать – глупо. Понятно, что без основных знаний и техники никак не обойтись, ведь гитара – музыкальный инструмент. Стало быть, либо готовиться к кропотливому труду, либо – довольствоваться чужими музыкальными записями и исполнением. Если вы всё-таки решили, что гитара – ваш друг по досугу, в обществе, попробуйте освоить самые азы игры на ней. Здесь вам придётся выбрать: либо искать преподавателя; либо – обучаться самостоятельно. Скажу сразу: самостоятельный путь длиннее и кропотливее, но и плюсов в результате будет больше.

ИТАК, ВЫ ИЗБРАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ (не важно, по каким причинам или соображениям), что дальше? ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ОТ ГИТАРЫ: просто заполнять ею досуг; выходить с ней в общество; участвовать в различных исполнительских конкурсах, выступать сольно; или просто объединить свою семью, устраивать вечера, посиделки.
ДАЛЕЕ ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ФИНАНСОВОЙ СТОРОНОЙ. Обучение игре на гитаре потребует определённых расходов. Прежде всего вам предстоит правильно выбрать и приобрести саму гитару, затем – чехол, тюнер, каподастр, метроном, набор струн, возможно, скамеечку для левой ноги, подставку для гитары, пюпитр, ремень, к тому же, может понадобится дополнительная литература (какую-то вы можете взять и в библиотеке), сканирование и печать нот (если не хотите переписывать).

Пока самостоятельно учитесь, ПОМНИТЕ, что рядом нет преподавателя, поэтому очень внимательно просмотрите занятия, которые я предлагаю, прежде чем начать обучение.  СОСТАВЬТЕ СВОЙ ПЛАН по принципу: ВВЕДЕНИЕ (интересное о гитаре, классиках исполнения на ней, современных исполнителях вообще); НАЧАЛО – устройство гитары, покупка гитары, настройка (тюнер); ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ (футляр, пюпитр и т. д.); ТЕОРИЯ – нотный стан, аккорды; ПРАКТИКА – настройка гитары, посадка во время игры, упражнения; ВОПРОСЫ, появляющиеся в процессе обучения (обязательно записывайте их, вы обязаны находить ответы, иначе – «застрянете» и какой-то новый материал не пойдёт). Продумайте: как пойду, что первое, второе, третье нужно понять и запомнить, что – главное, что – второстепенное. Возвращайтесь назад, если не понимаете нового материала или какого-либо места в нём. И не забывайте думать сами и, если есть возможность, задавать вопросы опытным гитаристам. Не обижайтесь, если вас не стремятся обучать, не хотят ответить на вопрос, не дают нот или аккордов и т.п. Каждый к своему лучшему устойчивому результату (уровню) приходит своим путём, и, бывает, нелёгким и самостоятельным (без чьей-либо помощи), нарабатывая постепенно технику, свой стиль, свою «кухню». В конце концов, ваша самостоятельность, усидчивость, упорство, сообразительность и находчивость – и есть ваш стиль и особенность.

Приведённый ниже маленький курс освоения игры на 6-струнной гитаре, состоящий из 5 занятий, даст вам самые необходимые знания, навыки и опыт для самостоятельной практики.
Все 5 занятий разделены на четыре части: ТЕОРИЯ; ПРАКТИКА; ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА и, со второго занятия, –  ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО. 
Учебные пособия для этого (1-го) занятия, вы найдёте здесь же, на моей странице, под названием: Музыкальный  коллаж  1.


                ЧАСТЬ 1

                ТЕОРИЯ

ГИТАРА – старинный струнный щипковый инструмент семейства лютен.
Название её появилось в средневековой литературе в 13 веке, сама же гитара -  в 9 веке. Родина инструмента неизвестна. В Европе впервые появилась в Испании, а затем и в других странах. Была, и продолжает оставаться, чрезвычайно популярной.

ИТАК, ВЫ РЕШИЛИСЬ И НАЧИНАЕТЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ В МИРЕ МУЗЫКИ С ВЕРНЫМ СПУТНИКОМ – ГИТАРОЙ. Как, у вас её ещё нет? Тогда поговорим об этом.


                ПОКУПКА ГИТАРЫ

Приобретение своего собственного инструмента - один из самых важных моментов вашего обучения. Здесь важно помнить следующее: внимательно осматривать гитару и пробовать её на звучание ОБЯЗАТЕЛЬНО!

ОБРАТИТЕ  ОСОБОЕ  ВНИМАНИЕ:

А). на деревянных поверхностях гитары не должно быть никаких повреждений, даже мизерных;

Б). лучше покупать гитару с хорошо приклеенной пяткой грифа, а не с привинченной гайкой с шурупом (пятка грифа – похожий на горб выступ в месте крепления грифа и корпуса гитары сзади);

В). подставка должна быть приклеена ровно и плотно (см. рисунок и УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ);

Г). обязательно проверьте все колки; они должны не прокручиваться, а закручиваться (служить механизмом фиксированного натяжения струн. См. УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ);

Д). сбоку: расстояние от струн до грифа не должно быть более 4 мм (над ХII ладом. Отсчёт от головки грифа);

Е). но, струны не должны находиться и очень близко к грифу (будут дребезжать при игре);

Ж). 1-я струна (самая тонкая) и 6-я струна (самая толстая) не должны быть слишком близко к краям грифа (могут соскальзывать).

З). проследите, чтобы сбоку грифа гитары были отметки (белые жирные точки, их всего 4: на 5-ом ладу, на 7-м ладу, на 9-м, и на 12-м ладу), они помогут вам легко ориентироваться в ладах при игре (на дорогих гитарах и электрогитарах расположены на грифе непосредственно под струнами).

ВЫ ПРИОБРЕЛИ ИНСТРУМЕНТ. НЕ ТОРОПИТЕСЬ СРАЗУ ЖЕ САДИТЬСЯ НА СТУЛ И ПРОБОВАТЬ ИГРАТЬ. Для начала вам необходимо запомнить устройство ГИТАРЫ.


                УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ (См. рисунок 6 коллажа)

                1.  Верхняя (передняя) дека               
                2.  Гриф
                3.  Головка грифа
                4.  Розетка (резонансное отверстие)
                5.  Струны (6 штук)
                6.  Подставка (струнодержатель)
                7.  Колки   (для  изменения  натяжения струн)
                8.  Лады

Чтобы усвоение нового не было обременительным, добавлю информации.
Из каких пород дерева собирается обычная гитара? Верхняя дека – еловая,
подставка – полисандровая, нижняя дека –полисандр, кипарис, красное дерево и др., гриф – кедр.
Интересный момент, в 16 веке, например, металлических порожков на грифе ещё не было и, для разбивки его на отдельные лады, использовали куски жильных струн – их просто обматывали поперёк грифа на равных расстояниях друг от  друга. Кстати сказать, на дорогих фирменных гитарах сегодня порожки встречаются из серебра.

Итак, внешнее устройство гитары заложено в память, что дальше?
Теперь необходимо ГИТАРУ настроить. В дальнейшем её следует настраивать перед каждым занятием. Если вы аккуратны и неторопливы, -  проверять на настройку. Однако настраивать, время от времени, придётся в любом случае, поэтому приобретение тюнера обязательно. Если вы играете на фортепьяно, вы можете найти в библиотеке самоучитель и посмотреть клавишный способ настройки гитары. Если есть кому обучить пользоваться камертоном, воспользуйтесь этим способом. Если же вы абсолютно самостоятельны, необходим ТЮНЕР. Не приобретайте звуковой тюнер, возьмите цифровой, он прост и удобен в обращении (ищите тот, который крепится непосредственно к грифу гитары). Используя его, поначалу понадобится терпение, особенно при настройке 6-й струны, но ведь вы выбрали путь самостоятельности.
См. Музыкальный коллаж  1 (на этой же странице), рисунок 1 – НАСТРОЙКА ГИТАРЫ (слева и справа от головки грифа проставлены номера струн и  направления их натяжения при настройке гитары: вверх (вперёд) – туже; вниз (назад) – слабее.

И это вами преодолено. Теперь перейдём к азам теории исполнения.
Перво-наперво запомните ОБОЗНАЧЕНИЕ НОТ и ОБОЗНАЧЕНИЕ НОТ НА ГИТАРЕ. Иначе говоря, нота  ДО обозначается для удобства как  С  и т. д.
Из первой струны (самой тонкой)  извлекается звук МИ и т. д.
               

                ОБОЗНАЧЕНИЕ  НОТ

                ДО  -  С                СОЛЬ  -  G
                РЕ   -  D                ЛЯ    -   A
                МИ -   E                Си    -   H
                Фа  -   F                ДO    -   C



                ОБОЗНАЧЕНИЕ  НОТ  НА  ГИТАРЕ

                1-ая  струна  (самая тонкая)  -  МИ (E)
                2-ая  струна  -  СИ  (H)
                3-я    струна  -  СОЛЬ  (G)
                4-ая  струна  -  РЕ    (D)
                5-ая  струна  -  ЛЯ   (A)
                6-ая  струна  -  МИ  (E)

См. Музыкальный коллаж 1 (на этой же странице - "Проза ру"), рисунок  4.

А теперь то, что, обычно, отталкивает неусидчивых и неупорных – НОТНАЯ ГРАМОТА. Надо сказать, что ничего страшного и сверхестественного в азах нотной грамоты нет. Судите сами.

НОТА (ЗНАК)  – это овал (пустой или заполненный), который изображается с вертикальной палочкой (штилем) или без. К штилю могут добавляться изогнутые линии – флажки. Если рядом ставится несколько нот с флажками, они записываются объединёнными общими линиями – вязками (см. рисунок – СХЕМА ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ).

Ноты записываются на 5-ти линейках (над, под ними). Всё вместе называется  НОТНЫМ  СТАНОМ, НОТОНОСЦЕМ или НОТНЫМ РЯДОМ. СЧЁТ ЛИНЕЙКАМ ИДЁТ СНИЗУ ВВЕРХ.

Для точного определения  места ноты, в начале  нотного стана ставится КЛЮЧ (обычно скрипичный, см. рисунок). Благодаря ему можно легко найти ноту  СОЛЬ, т.к. его завиток охватывает именно её (вторую линию).
См. Музыкальный коллаж  1, рисунки 5,6.

Не теряйте СХЕМУ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ, она должна быть под рукой до тех пор, пока не сможете обходиться без неё. См. коллаж, рисунок  2.


                2

А теперь перейдём к  ДИАПАЗОНУ. У каждого инструмента свой ДИАПАЗОН (от греч. dia pason chordon), объём звукоряда, доступный данному инструменту. У ГИТАРЫ он свой - от МИ малой октавы до СИ третьей октавы. Посмотрите на РИСУНОК 1. Здесь вы видите НОТОНОСЕЦ – пять линеек и дополнительные, пририсованные поверх них и внизу. Зачем нужны дополнительные линии? Затем, что не весь звукоряд (диапазон) ГИТАРЫ может поместиться на 5 линейках. Более высокие звуки записываются выше, более низкие – ниже.
См. Музыкальный коллаж 2 (на этой же странице), рисунок 2.

Вернёмся к СХЕМЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ. Поговорим о нотах.
Когда вы или кто-то из ваших близких поёт, вы не можете не услышать, что слова песен звучат по длительности по-разному, одни короче, другие дольше. Слова песен (или мелодии) состоят из звуков, значит, чтобы правильно воспроизводить песню (мелодию), важна длительность звуков.
Итак, самая длинная нота – ЦЕЛАЯ (обозначается в музыкальном письме, т.е. в нотах, пустым овалом). Она состоит из двух половинных (половинок), которые изображаются овалом с пририсованной к нему вертикальной палочкой (штилем). Она же (ЦЕЛАЯ нота) состоит их четырёх четвертных (четвертей) – смотрите на СХЕМУ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ и т. д.

По времени долгота ЦЕЛОЙ ноты звучит – один И, два И, три И, четыре И. Соответственно, половинная – один И, два И и т.д.

Идём дальше. Посмотрите на ноты любой песни или романса. Что бросается в глаза в первую очередь? Пять горизонтальных линеек, нотки, скрипичный ключ.  А ещё?  Нотный ряд, почему-то, поделён короткими вертикальными линейками на отдельные отрезки (см. ИГРА НА ГИТАРЕ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ 2, 3, песни), и, возле скрипичного ключа, проставлены какие-то цифры дробью. Что это?  Вертикальные линии – ТАКТОВЫЕ ЧЕРТЫ (рис. 4). Каждый отрезок от черты до черты – ТАКТ.
ТАКТОВЫЕ ЧЕРТЫ ставятся в определённом порядке, а не случайно: перед каждой сильной ударной долей. Следующий ТАКТ начинается с новой сильной ударной доли и т.д. Число долей в ТАКТЕ бывает разным, это зависит от РАЗМЕРА ТАКТА.  РАЗМЕР  ТАКТА  мелодии  проставляется рядом со скрипичным КЛЮЧОМ (с правой стороны, в виде дроби). Верхняя цифра означает количество долей в каждом ТАКТЕ, нижняя – длительность этих долей.
Если вы посмотрите на нотные ряды всех трёх упражнений, вы увидите справа от скрипичного ключа, вместо дроби, значок С. Он означает РАЗМЕР ТАКТА  4/4.  Такой ТАКТ называется сложным (в отличие от ТАКТА песни «Во саду ли, в огороде» - см. ЗАНЯТИЕ 2, имеющим одно ударение). Сложный ТАКТ имеет несколько ударений в себе – одно главное, самое сильное, на первой доле такта ; другое (другие) на более-менее сильных долях.

Начало доли даёт  АКЦЕНТ.

АКЦЕНТ – усиленный звук. Значок  -  >  означает сильную долю.

Пока, написанное выше, может показаться сложным для понимания. Не старайтесь насильно заставлять себя понять. Главное в освоении МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ понимать, а не запоминать. Непонятно, - не страшно, чуть позже вернёмся к этому.

 А теперь перейдём к ПРАКТИКЕ.


 
                ПРАКТИКА

Прежде чем приступать к упражнениям, найдите на общем РИСУНКЕ-КОЛЛАЖЕ  –  ОТКРЫТЫЕ СТРУНЫ. Запомните, где на НОТНОМ СТАНЕ (на каких линейках) записаны НОТЫ их обозначающие. Все 3 упражнения вы будете играть на открытых струнах.


                ОТКРЫТЫЕ СТРУНЫ

ОТКРЫТАЯ СТРУНА  –  неприжатая  струна на ладу.
Порядковый номер струн обозначается в кружочках.  Неприжатые (открытые) струны записываются 0 или 0 в кружочке.


Поскольку играть пока вы будете только правой рукой, обратите внимание далее на следующее.

Правая  и левая кисти рук выполняют разные функции, пальцы обеих рук обозначаются по-разному.


                ОБОЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ
                (РИСУНОК правой руки ладонью вперёд)
 
                Большой палец  - p

                Указательный палец  - i

                Средний палец  -  m

                Безымянный  - a


Мизинец обычно в игре не участвует.
Большой палец предназначен для игры на 6, 5 и 4 струнах.
Учитесь играть подушечками ногтевых фалангов пальцев (не ногтями).


А теперь ставите перед собой лист с упражнениями и правильно устраиваетесь на стуле вместе с гитарой (и в дальнейшем придерживаетесь этого положения и правил).



                ПОСАДКА

Для гитары подойдёт обычный стул (лучше с полужёстким сиденьем, а не жёсткий), без подлокотников. Не сидите на табуретке (она искривляет позвоночник, повышает утомляемость, да и сама по себе неудобна).  Под левую ногу (для правильной игры) необходимо поставить скамеечку (12-18 см), но (если ноги не затекают от долгого сидения в такой позе) можно и положить правую ногу на левую (тогда нет нужды в скамеечке).
Если вы левша, не торопитесь перетянуть струны «под руку», попробуйте играть правой. В таком случае, обычно, поначалу «тормозит» либо левая, либо правая рука, но с занятиями это проходит.
Сидеть следует прямо, не искривляя торс ни в одну, ни в другую  стороны в угоду
«побыстрей научиться». Если в течение занятия или после него болит спина (или слишком устаёт), между спинкой стула и спиной установите упругую (жёсткую) подушку, своей высотой достающую до лопаток, которая при опоре на неё будет сохранять правильное положение спины при игре (помните: подушка предназначается  для сохранения осанки и предотвращения усталости спины, а не для комфорта и расслабления.
Не нужно напрягать мышцы спины, плеч и рук; лёгкость и правильный темп игры не в напряжении, а в хорошей памяти и навыках, которые  наживаются со временем (при  регулярных занятиях).
Гитару, выемкой обечайки (боковой части гитары), положите на правую ногу. Не старайтесь гитарой подпирать грудь.
Заднюю деку можно слегка прижать к себе. Локтевую часть правой руки положите на обечайку широкой части гитары. Рука от локтя до пальцев должна быть свободной, ладонью к деке и всегда перпендикулярна струнам (немного сбоку от розетки).
Головка грифа должна оказаться (и быть в дальнейшем) на уровне левого плеча или чуть выше.
Заставьте себя не садиться с гитарой в кресло или на диван до тех пор, пока не будете исполнять чужие (а быть может и свои) песни и композиции легко и непринуждённо.


               
                ПЕРВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«АПОЯНДО»  (опираясь, ит.) -  приём звукоизвлечения, когда любой палец правой руки после удара по струне останавливается на соседней, верхним ударом (ударом «сверху вниз»). Обозначается на нотном стане знаком  V. Звучание получается сильное и яркое.

УПРАЖНЕНИЕ  1 (для большого пальца), РИСУНОК: Упражнение для большого пальца).
Большой палец поставьте на  6 струну (самую толстую), остальные: i - на  3-ю струну, m – на 2-ю,  a – на 1-ую.
Пальцы  I, m и a   слегка прижмите друг к другу; во время упражнения они должны быть неподвижными.
Считайте ровно, неторопливо: раз, два, три, четыре.
После извлечения звука из  6 струны, палец  должен оказаться на 5 струне, а после извлечения звука из 5 струны – на 4.

«ЩИПОК» - приём звукоизвлечения, когда любой из пальцев правой руки после удара по струне уходит вверх, не касаясь при этом соседней струны. Обозначается на нотном стане как перевёрнутая английская буква V.

УПРАЖНЕНИЯ  2, 3 (для трёх пальцев), РИСУНОК: Упражнение для указательного, среднего и безымянного пальцев.

УПРАЖНЕНИЯ  4,5 (для всех пальцев), РИСУНОК 12.


Выполняя все эти упражнения, в дальнейшем следует помнить:

а). при игре на гитаре сразу же нужно приучать себя к экономии движений;

б). все извлекаемые звуки должны быть чистыми;

в). не следует играть слишком громко и слишком сильно ударять по струнам.



ВОПРОСЫ

ВОПРОС 1:  Где и как лучше держать гитару?
 
ОТВЕТ:  Либо в приобретённом для неё чехле, либо на специальной подставке. Если вы будете её держать в упаковочной коробке – футляре, постелите на дно шёлковую или бархатную ткань (ею же и слегка прикройте гитару). Не стоит инструмент просто ставить на пол, прислонив к стене.


ВОПРОС 2:  Влияют ли на гитару (и струны): жара, сильный солнечный свет, повышенная влажность и резкая перемена температур?

ОТВЕТ:  Да. Чтобы не повредить покрытие, не держите гитару открытой на ярком солнце. Резкие перемены температур и повышенная влажность могут нежелательно воздействовать на дерево, из которого изготовлен корпус и гриф гитары (могут появиться трещинки).
 
      
ВОПРОС 3:  Что необходимо приобрести вместе с гитарой в первую очередь?

ОТВЕТ:   Если гитара не временное увлечение, понадобятся: тюнер, футляр, пюпитр, струны, скамеечка для левой ноги, каподастр, ремень (для классической гитары).

ВОПРОС 4:  Как с помощью ТЮНЕРА настроить гитару?

ОТВЕТ:  Ничего сложного в использовании его нет. Если вы приобрели цифровой ТЮНЕР, который крепится непосредственно к грифу гитары, следуйте инструкции: прикрепите с помощью клипсы ТЮНЕР к головке грифа гитары и включите питание. Затем негромко троньте первую струну – на световом индикаторе номера струны загорится порядковый номер первой струны (следить за тем, номер какой струны должен загореться, следует вам; если вы трогаете первую струну, добивайтесь, чтобы горел именно её порядковый номер). Далее с помощью колок осторожно натягивайте струну. Зелёный свет в центре светового индикатора тональности говорит о том, что струна настроена правильно.
В какую сторону крутить колки, можно посмотреть в «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ 2» (здесь же, на странице).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

1.  Исполнение всех трёх упражнений. Не забывайте, какими пальцами и в какой последовательности следует играть.

2.  Запомнить обозначения нот на гитаре.

3.  Запомнить октавы (малую, 1-ю и 2-ю). Проверять и в дальнейшем знание нот. Запомнить местоположения открытых нот.




                УСПЕХОВ В УЧЁБЕ! 
                Т. Уланова  (2011г)

Те же, кто предпочитает исключительно аккордную игру, может заглянуть в "Игра на гитаре для всей семьи 5", Музыкальный коллаж 3" и "Гостиница "Розалина", глава 2.

Текст учебного материала является авторским. При использовании ссылки на автора и авторскую страницу обязательны.
               


Рецензии