Достоевский и современность
У нас нет памяти и не только исторической, бог с ней с историей, история располагает тысячелетиями, а мы не помним дня вчерашнего. Это происходит от нашего образования. Мы учимся не так и не тому, что следует, мы все больше "проходим". "Проходим" Гоголя, Толстого, Лермонтова, Достоевского.
Вот и я когда-то "проходил" Достоевского, да так "прошел", что ни чего не осталось в голове, кроме Сонечки Мармеладовой, да князя Мышкина, да и тех-то не понял. Не дали понять, не научили меня пониманию.
А ведь это Достоевский сказал: "Хватит, уж хватит бы по вершкам-то, господа хорошие. И не стыдно ли по вершкам то? Не позорно ли для Отечества?"
Для Отечества может и позорно, но не для нас, составляющих это отечество, кабы не так, то читали бы мы и смотрели вовсе не то, что читаем и смотрим по телевидению, а более того, вовсе бы и не думали, что развитие спорта убережет подрастающее поколение от бездуховности. Убережет от наркотиков и бандитизма. Кабы не так! Попробуй скажи: "Вы не то читаете, не то смотрите?"
И тотчас услышишь в ответ: "А кто ты такой, чтобы мне, моему хотению-велению указывать? Хватит, науказывались! Хочу пожить так, как хочу!"
И опять-таки ни чего на это не возразишь, куда деваться, раз хочет? А это, если позволите, и есть судьба, то есть быть по сему и точка. А тут еще политика, "блоки" и партии.
Так вот, решил я почитать Достоевского, которого "проходил", да так и прошел мимо и вот что получилось из этого, прямо скажу, нечто мистическое получилось. Судите сами.
"Господи, неужели и я, выступаю с статьей экономической? Неужели и я экономист и финансист? Никогда таковым не был. Несмотря даже на теперешнее поветрие, не заразился экономизмом, и вот туда же за всеми выступаю с статьей экономической. А что теперь поветрие на экономизм - в том нет сомнения. Теперь все экономисты. всякий начинающий журнал смотрит экономистом и в этом смысле рекомендуется. Да и как не быть экономистом, кто может теперь не быть экономистом: падение рубля, дефицит! Особенно пустились в экономизм те, которые говорили, что денежки лучше великодушия, что не только подъема духа народного нет, не только война (чеченская? - автор) не народна и не национальна, но, в сущности, и народа-то нет, а есть и пребывает по-прежнему всё та же косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей (налогов - автор) и к содержанию интеллигенции; масса, которая если и дает по церквям гроши ( и на разные праздники города - автор), то потому лишь, что священник и начальство велят.
Меня одна баба в глуши спрашивает: "Батюшка, скажи ты мне, как нас там за границей-то теперь порешили, не слыхать ли чего?" Подивился я тогда на бабу. Я только хочу теперь сказать, что об рубле и о дефиците все теперь пишут, и, уж конечно, тут отчасти и стадность: все пишут, все тревожутся, так как же и мне не тревожится, подумают, что не гражданин, не интересуюсь. Впрочем, есть кое-где и настоящая гражданская тревога, есть боль, есть болезненные сомнения за будущее, - не хочу душой кривить. Но, однако же, хоть и истинные гражданские боли, а почти везде все на тему: зачем-де у нас всё это не так, как в Европе? "В Европе-де везде хорош талер (доллар - автор), а у нас рубль дурен. Так как же это мы не Европа, так зачем же это мы не Европа?" Умные люди разрешили наконец этот вопрос, почему мы не Европа и почему у нас не так, как в Европе: "Потому-де, что не увенчано здание." Вот и начали все кричать об увенчании здания, забыв, что и здания-то еще никакого не выведено, что и венчать-то, стало быть, совсем нечего, что вместо здания всего только несколько белых жилетов, вообразивших, что они уже здание, и что увенчание, если уж и начать его, гораздо пригоднее начать прямо снизу, с армяка и лаптя, а не с белого жилета."
Прерву на мгновение цитирование Достоевского и прерву его для людей вовсе не понимающих, что "белые жилеты" - это наши новорусские и "младо-реформаторы" - (олигархи.). Они и считают, эти самые "белые жилеты", что уж не с них-то, они-то вполне созрели и даже местами перезрели, а с народа, вовсе не образованного и не проникшего идеей рыночных отношений, начинать нужно. Они-то хороши, в вот народ подговнял малость, не тот народ! Не хрена не смыслит в "бизнес-планах", "дизажио", "аннуитете", "варранте", "диспач" и как только народ поймет все эти премудрости, так сразу и наступит в России Европа.
"Посмотрите, вникните в азарт иного европейского русского человека, - продолжает Достоевский, - и притом иной раз самого невиннейшего и любезного по личному своему характеру, посмотрите, вникните, с каким нелепым, ядовитым и преступным, доходящим до пены у рта, до клеветы азартом препирается он за свои заветные идеи, и именно за те, которые в высшей степени не похожи на склад русского народного миросозерцания! Ведь такому барину, такому белоручке, чтоб соединится с народом, воняющим зипуном и лаптем, - чем надо поступиться, какими святейшими для него книжками и европейскими убеждениями? Не поступится он, ибо брезглив к народу и высокомерен к земле Русской уже невольно. "мы, дескоть, только одни и можем совет дать, а остальные пусть тем довольны будут что мы, образуя их, будем постепенно возносить до себя и научим народ его правам и обязанностям.
Сядет перед вами иной передовой и поучающий господин и начнет говорить: ни концов, ни начал, всё сбито и сверчено в клубок. Часа полтора говорит и, главное, ведь так сладко и гладко, точно птица поёт. Спрашиваешь себя, что он: умный или какой иной? - и не можешь решить. Каждое слово, казалось бы, понятно и ясно, а в целом ничего не разберешь. Глаза выпучишь под конец, в голове дурман. Это тип новый, недавно народившийся.
А что же финансы? Что ж финансовая-то статья? - скажут мне. Но опять-таки: какой я экономист, какой финансист? Да и не смею я вовсе писать о финансах. Почему же осмелился-то и собираюсь писать? А вот именно потому, что уверен, что, начав писать о финансах, перееду совсем на другое, и выйдет у меня не финансовая, а совсем иная какая-нибудь статья. Вот этим я и ободрен. Ибо и недостоин я вовсе писать о финансах, так как сам знаю, что смотрю на наши финансы совсем не с европейской точки и не верую даже, что её можно к нам приложить - и именно потому, что мы вовсе не Европа и что всё у нас до того особливо, что мы, в сравнении с Европой, почти как на Луне сидим. В Европе, например, рабское, феодальное отношение низших сословий к высшим уничтожалось веками и, наконец-то, разрешилось культурно и исторически."
И опять прерву на мгновение Федора Михайловича единственно за тем, чтобы читатель соотнес освобождение крестьян от крепостной зависимости с тем, что произошло у нас, в России, когда освободили от обязанности обязательно где-нибудь да работать! Освободили от, своего рода, "государственной крепости". И пусть мне не говорят, что государство не заботилось, ведь и тогда были не сплошь одни Салтычихи, но продолжим.
"Посмотрите, рухнуло крепостное право, мешавшее всему, даже правильному развитию земледелия, - и вот тут-то бы, кажется, и зацвесть мужику, тут-то бы, кажется, и разбогатеть ему. Ничуть не бывало: в земледелии мужик съехал прямо на минимум того, что может ему дать земля. И, главное, в том беда, что еще неизвестно: найдется ли даже и впредь такая сила, чтобы мужик решился возвыситься над минимумом, который дает ему теперь земля. В том-то и главная наша разница с Европой, что не исторически, не культурным ходом дела у нас столь многое происходит, а вдруг и совсем даже как-то внезапно, иной раз даже никем до того неожиданным предписанием начальства. (Президентским Указом, как приватизация. - автор.).
Спокойствия в умах нет, и это во всех слоях. Нет труда и сознания, что лишь трудом "спасен будешь". Чувства долга нет, да и откуда ему завестись: культуры полтора века не было правильной, пожалуй, что и никакой. "К чему я стану трудиться, коли самой культурой моей доведен до того, что всё, что кругом меня, отрицаю? А если и есть колпаки, которые думают спасти здание какими-то европейскими измышлениями, - то я и колпаков отрицаю, я верю лишь в то, что чем хуже, тем лучше, и вот вся моя философия." Уверяю вас, что у нас теперь это очень многие говорят, про себя по крайней мере, а иные так и вслух. И, однако, говорящий такие афоризмы человек сам-то ведь из костей и плоти. "чем хуже, тем лучше, - говорит он,- но это ведь только для других, для всех, а самому-то мне пусть будет как можно лучше",- вот ведь как он разумеет свою философию. Аппетит же у него волчий. Пресеклись обеды в ресторанах, а помните, как бывало? Вот то-то же! Так для чего жить, - бац и пулю в лоб. Еще хорошо, если себе пулю в лоб, а то ведь пойдет да другого и... или обокрадет, законно-юридическим образом. Фабрики сокращают производство до минимума. Войдите в магазин и спросите, как дело идет:
"Прежде, - скажут вам, - к празднику человек по крайней мере полдюжины рубах себе купит, а теперь все по одной берет".
И опять прерву Федора Михайловича, поскольку диагностика состояния общества данное им, навевает мистическое настроение ума, словно и не минуло от написания этой статьи более века! Достоевский не был бы Достоевским, если бы не заговорил о "корнях" расстройства русских финансов и не дал рецептов к их оздоровлению, например таких:
"Ну что, если б Петербург ( Москва! - автор) согласился вдруг, каким-нибудь чудом, сбавить своего высокомерия во взгляде своем на Россию, о, каким бы славным и здоровым первым шагом послужило бы это к "оздоровлению корней"! Ибо, что же Петербург, - он ведь дошел до того, что решительно считает себя всей Россией, и это от поколения к поколению идет нарастая. Но Петербург совсем не Россия. Для огромного большинства русского народа Петербург имеет значение лишь тем, что в нем его царь живет.
Танцуя и лоща паркеты, создаются в Петербурге будущие сыны отечества, а чернорабочие крысы, дающие им пропитание - живут поодаль, в глубинке.
Петербург навязывает России что-то странное. А между тем народ живет своеобразно, с каждым поколением всё более и более духовно отдаляясь от Петербурга".
Конечно это не единственный рецепт Достоевского, есть и иные, прямо скажу экзотические, как "единение царя и народа", но все-таки - больше века прошло и где царь? Да и не спас народ своего царя, своих священников и свои церкви, напротив, народ и разрушил храмы, и сгноил в Гулаге своих духовных пастырей, и Достоевского всего лишь "проходил" в школе, а нынче так и вовсе "не проходят"!
Многие злорадствовали нынешним летом, когда столицу душили торфяные пожары. Умом понимается – обезглавь Россию и всё! Рефлекторно подергаются какое-то время её члены и сдохнут. А вот же – радовались! Вот ведь до чего остоебели московские политики, ну да ладно.
Слышали ли вы когда-нибудь о таком поселке в кемеровской области – Тимир-Тау? Это по дороге из Новокузнецка на Таштагол. Трасса отличная! И кругом красота необыкновенная! Я думаю и Абрамович об этом поселке ни чего не слышал, а этот поселок целиком работает на него!
А что Достоевский? Разве Достоевский понимает что-нибудь в фьючерстных сделках, в "де-фолте", "тратте", "тренде", "оуп" и т.д.?
Вон у нас, в службе занятости, сидят молоденькие девушки и ни как либо, а требуют "бизнес-план" на вязание носков и варежек, а помнится мне, моя бабушка вязала отличные варежки, не имея представления о бизнес-плане и маркетинге.
И тут самая пора снова дать слово Федору Михайловичу:
"И чего только мы не делали, чтоб Европа признала нас за своих, за европейцев, за одних только европейцев, а не за татар. Мы лезли к Европе поминутно и неустанно, сами напрашивались, во все дела и делишки.
Мы то пугали её силой, посылая туда наши армии "спасать царей", то склонялись опять перед неё, как не надо было, и уверяли её, что мы созданы лишь, чтоб служить Европе и сделать её счастливою. И что же: все эти освобожденные нами народы тотчас же, еще не добив Наполеона, стали смотреть на нас с самым ярким недоброжелательством и с злейшими подозрениями. Затем, несмотря на полученный урок, - что делали мы во все остальные годы почти столетия и делаем поныне? Вот то-то! Снова лезем в доброжелатели! Вот что мы выиграли в Европе, столь верно ей служа - одну только ненависть и к себе презрение.
В чем же причина? Главная причина именно в том состоит, что они не могут никак нас своими признать. Они ни за что и никогда не поверят, что мы воистину можем участвовать вместе с ними и на ровне с ними в дальнейших судьбах их цивилизации. Всему этому есть одна чрезвычайная причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они, в человечество, - вот причина! Во всем остальном, в нашем искусстве, а особливо в промышленности и уж тем более в финансах, устроенных на европейский манер, Европа нас готова хвалить, по головке гладить, но своими нас не признает, презирает нас втайне и явно, считает низшими себя как людей, как породу, а иногда так мерзим мы им (кажемся мерзкими - автор.), мерзим
вовсе, особенно когда им на шею бросаемся с братскими поцелуями".
Ну и хватит, пожалуй, нужно и читателям "оставить" Достоевского, не все же "проходить" собственную историю, а то что мы "проходим", а не вникаем в неё, ни чему не учимся и не желаем учиться - факт неоспоримый! Видимо, потому, что ни чему не учимся, Господь Бог заставляет нас, раз за разом, возвращаться "на круги своя".
Прокопьевск. 1999 г.
Свидетельство о публикации №210091301337
Кажется к тому же он был психически просто не здоров.
Таким же нездоровьем сильно отдает и его "литература".
Включение его в шк. программу намеренная ошибка психопатов.
Хотел у Вас почитать о Достоевском со стороны, что же в нем другие находят? но этого Вы не пишите а только цитируете его тексты. Зачем?
Мне не понравилось как Вы излагаете. Очень длинно и не внятно.
Но еще почитаю... может быть...
Николай Кладов 27.07.2011 22:46 Заявить о нарушении
А эта работа печаталась в журналах Кузбасса.
Отзывы были хорошими.
Михаил Анохин 28.07.2011 08:42 Заявить о нарушении
Определения того, что "не дорос" до Достоевского для меня не обида
а похвала.
Николай Кладов 28.07.2011 12:28 Заявить о нарушении
Зачем же? Вот нелепость какая! И хвалить Вас за то, что Достоевского Вы понимаете как инструкцию за охотой на старушек-процентами с капитала перебивающимися, вовсе не хотел.
Михаил Анохин 28.07.2011 15:08 Заявить о нарушении
Сам то я отметися статьей на эту тему. А вот как москвичи проглотили эту дулю?...да еще и с ухмылкой от господина Лужкова на открытии...
Николай Кладов 28.07.2011 15:51 Заявить о нарушении