Вписавшийся

Наслаждение искусством, безусловно, высшее из человеческих переживаний. Это всеохватывающее чувство, возникающее от соприкосновения с Красотой и Правдой. Собственно, красота в искусстве и есть правда. Ибо во всех случаях жизни любое произведение художника несет в себе воплощение его идеала. Иначе для чего ваять? Для чего рисовать?
     Эти мысли я списываю из собственного блокнота пятилетней давности. Запись была сделана на выставке картин и скульптур навоийского художника Валентина Нифонтова, что состоялась во Дворце культуры "Фархад".
     Помню, что от этой выставки у меня было ощущение праздника. Это был мой личный праздник, автором которого стал Валентин Федорович Нифонтов. Было видно невооруженным глазом, что это талант, что это дарование ниспосланное свыше. Было видно, что это человек, глубоко осознавший свое предназначение на этом свете, живущий всеми силами своей души, дабы то, что рождается в ней, стало достоянием каждого, кто желает приобщиться к прекрасному.
     Мне, помнится, сразу после выставки захотелось написать о своих впечатлениях по поводу увиденного и прочувствованного, но всякий раз, взявшись за перо, ощущал какое-то странное бессилие, понимая, что не хватит умения отразить красоту адекватно сотворившему её создателю.


К разгадкам тайны красоты ключей
Нет у меня. Достойно удивленья,
Что затаившись в логике вещей,
Она трудна для логики мышленья.
…Столкнувшись с красотой, сомкну уста,
Сказав одно лишь слово: красота.
 

     Эти, лет тридцать назад написанные мною, стихи ( вошедшие, между прочим, в сборник "Объяснение в любви" ) выражают состояние, когда человек перед красотой немеет, если хотите, теряет дар речи. Чтобы этот дар иметь, наверное, надо быть искусствоведом.
     И тогда о работах Валентина Нифонтова можно написать так: "Меня, например, поразили и восхитили своей экспрессией и мастерством его композиции, запоминающиеся оригинальностью и яркой выразительностью типажа. В его работах чувствуется движение и простор, они пронизаны стремлением к добру и свету. От знакомства с ними остается впечатление, как будто вы прикоснулись к мудрости Востока…Скульптурные композиции "Дорогой испытаний", "Вечный свет", "Маска индианки" создал мастер, убежденный в могуществе и неотразимости красоты, человек, вкусивший плоды глубоких философских познаний".
     Эти слова принадлежат доктору искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Узбекистана Рафаилу Такташу, опубликовавшему в "Народном слове" очень теплый отзыв о творчестве Валентина Нифонтова. Публикация проиллюстрирована тремя снимками, где запечатлены скульптуры "Источник", "Азиатская мадонна", композиция "Вечный свет". Возле первой из этих работ - автор.
     Автор не только скульптур, не только рисунков. Но и книги. Книги тех самых философских раздумий о жизни и искусстве, которые выражает он, не только рисуя и ваяя, но и размышляя. Но об этом позже.


Из области прекрасного
     Снимок фотохроники ТАСС запечатлел ученика 8 класса Бакинской школы №90 Валентина Нифонтова работающим над барельефом Рихарда Зорге. В дальнейшем это должно было стать памятником в парке, что будет носить имя знаменитого разведчика.
     Снимок увидел свет в детской газете, имевшей хождение по всей тогдашней стране. А потому юный скульптор получил широкую известность. И с разных концов бывшего Союза к нему стали поступать письма, много писем. "Я получал их кипами, - сказал мне Валентин Нифонтов, - кипами пошли письма". С автором одного из них у него завязалась переписка. Это была девочка из Прибалтики, школьница. Эстонская школьница Оля Кукка. Переписка получилась такого свойства, что юноша, почувствовав родственную душу, отправился из Баку в Эстонию, чтобы встретиться с незнакомой поклонницей художественного творчества.
     -Это была чистая дружба,- говорит Валентин,- чистая школьная дружба. Она очень помогла мне в жизни. В дни нашей встречи Оля оказала на меня хорошее влияние, она меня поддерживала, она одобряла мои мысли, мой выбор профессии. Думаю, что я помог ей тоже. Мы ведь переписывались и тогда, когда учились на первых курсах училища. Она, к слову сказать, училась прикладному искусству. В дальнейшем Оля стала мастером цеха по производству сувениров. А в тот момент,когда я к ней приехал, она поддержала меня духовно. Она поверила в мои возможности, восхищалась какими-то моими данными. Мне в ту пору это было очень важно. У меня обо всем этом осталась добрая душевная память - об Оле Кукке и прекрасном городе Таллине.
     …Слушаю Валентна Нифонтова и думаю: у каждого ли в жизни были такие романтические встречи, такие романтические отношения. Они ведь играют для становления творческого человека роль исключительную. В какой-то момент, может быть, даже решающую. Ведь такие встречи из области Прекрасного, а это то, чем питается душа художника, то чему он, художник, служит. Разумеется, речь идет здесь о художнике истинном, отдающем себя своему делу целиком, а именно таким - это уже хорошо известно - является навоийский скульптор Валентин Федорович Нифонтов, о котором давно хотелось мне сделать что-либо средствами собственной профессии.
     Наверное, это будут субъективные заметки, субъективные зарисовки. Ну, а какими, собственно, они должны быть? Каждый художник интересен именно и, пожалуй, только тем, что есть в нем субъективного. Журналист, писатель, наверное, тоже.
     Может быть, кто-то другой и не стал бы извлекать из жизни Валентина Нифонтова тот случай, когда он взял да и полетел из столицы Азербайджана в столицу Эстонии к девочке Оле Кукка. Во всяком случае немало прочитав того, что написано о Валентине Федоровиче, нигде не прочел я об этом. Даже…у него самого!
Но как же, как же не рассказать об этом случае, коль он из области Прекрасного, то есть из той области, вне которой нет и не может быть художника.
     Это к тому же и поступок! Поступок, сыгравший в судьбе Валентина Нифонтова определенную роль: он ведь получил то, в чем всегда нуждается творческий человек - поддержку далекой эстонской девочки Оли Кукка.
Это тоже из области Прекрасного.


                НА УРОВНЕ ПОСЛОВ


     В творчестве Валентина Нифонтова рельефно выделяется индийская тема. Откуда это? Тот же доктор Рафаил Такташ заметил в статье "Свет искусства не знает границ": "Самое удивительное то, что В. Нифонтов в Индии никогда не был, но, будучи глубоким и прозорливым художником, он почувствовал и полюбил дух и высокую философскую мудрость этой великой страны".
     Разумеется, захотелось спросить Валентина Федоровича, как появились в его творчестве индийские мотивы. Впрочем, я близко знал в Магнитогорске одного талантливого писателя Константина Нефедьева, который в своей книге "Могила Таметунга" так писал о Бразилии, будто прожил там большую часть жизни. Когда на сборах в литературном объединении мы слушали главы из этой книги в исполнении автора, ни у кого не было сомнения в том, что он знаком с этой южноамериканской страной не понаслышке. Но на самом деле он не бывал там ни разу, никогда. Он освоил тему силой своего таланта.
     А что скажет о своей Индиане Валентин Нифонтов?
     - Это с детства. Помните, был фильм "Хождение за три моря" об Афанасии Никитине, о его путешествии в Индию. Вы знаете, он захватил меня с головой, я получил от этого фильма настолько сильное впечатление, что по ночам плакал в подушку от охвативших меня чувств. Я сам не знал, почему это, почему разрывается у меня душа. Это необъяснимо. Это как первая любовь. Это свыше. Это вошло в меня раз и навсегда.
     - И Вы начали работать в этом ключе.
     - Да. Тогда еще и фильмы пошли индийские, помните: "Бродяга", "Господин - 420". Я мог смотреть их и смотреть. Очень сильные были фильмы, искренние, замирало сердце, завораживало.
Собственно, нужно ли докапываться, как так получилось, что именно индийские мотивы взяли в полон художника. Искусство общечеловечно. Оно вездесушно, повсюдно. Оно, как сказал доктор Рафаил Такташ, не знает границ. И то, что делает навоиец Валентин Нифонтов, одно из подтверждений сказанному.
     Дополнительный аргумент в пользу общечеловечности всего талантливого видится мне даже в том, что одна скульптура "Маска индианки" ( именно эта, не какая-нибудь другая!) была у Нифонтова…украдена с выставки. Шучу, конечно, но ведь именно индийская тема взволновала похитителя.
     Из отзывов на индийскую тему о творчестве скульптора ему самому по душе пришлась заметка из областной газеты, написанная семиклассницей Любой Виговской. Вот она эта заметка:
     "… На днях мне выпал случай познать что-то новое. Это случилось во время посещения великолепной, заражающей энергией выставки Валентина Нифонтова. Она поразила меня, потрясла до самой глубины души. Все скульптуры полны доброты и какого-то странного, необъяснимого светлого чувства, внушающего надежду и любовь. Особенно я была удивленна портретами. Люди на них взволновали меня. Казалось, будто я их знаю, будто они где-то за гранью обычного являлись моими друзьями. Но больше всего меня потрясла картина "Кришна и апсары". Меня всегда интересовала индийская мифология, один из сюжетов которой изображен на этой картине.
     Существовали в Индии с незапамятных времен апсары - слуги богов, которые посылались ими для соблазна земных жителей. И, конечно, на Кришну боги тоже послали апсар. Но вышло все не так, как задумали всевышние. Кришна, не подвластный земным соблазнам, играл и играл на своей флейте…".
     Любопытно, а не было ли приобщения к этой теме творчества Нифонтова кого-либо из страны, что за тремя морями? Оказывается было. Причем на весьма высоком уровне. Не кто иной, как первый посол Индии в Узбекистане господин Далип Мехта увидевший работы Валентина Федоровича на фотографиях, в дальнейшем подарил ему альбом с репродукциями древнеиндийских миниатюр, который он бережно хранит у себя дома.
     Разумеется, это оценка. Это признание. К тому же удивительно это и приятно.
В той же газете ( "Знамя дружбы", 26 декабря 1997 г. ), назвавшей выставку Валентина Нифонтова во Дворце культуры "Фархад" большим событием, отмечено, что был на вернисаже и посол Франции в Узбекистане Жан Клод Ришар. Какое впечатление произвело на француза то, что он увидел?
     Об этом есть интереснейшее свидетельство. Свидетельство волнующее. Я обнаружил его в бумагах Валентина Федоровича. Это письмо ему, написанное по-французски. Вот его перевод на русский язык:
"Господин Нифонтов! По моему возращению в Ташкент я отыскал сонет, который, как мне кажется, является иллюстрацией к Вашей скульптуре "Девушка из Приозерска". Посылаю Вам с этим отправлением сонет. Надеюсь, что он будет полезен Вам и хорошо воплощает дух вашего творчества.
Прошу принять, господин Нифонтов, выражение моих лучших чувств."
Жан Клод Ришар.
     Согласитесь, документ удивительный! Посол Франции, как видно, долго находился под впечатлением от выставки Валентина Нифонтова. И даже нашел поэтическое соответствие одному из творений ваятеля. Поразительно!
     - Эту мою работу посол очень долго рассматривал, изучал со всех сторон,- вспоминает Валентин Федорович. - Он обходил её, даже приседал. Он мне говорил: посмотрите, как она видится отсюда, с разных точек. Чувствуется западное воспитание, высокая культура. У нас с ним был очень интересный разговор.
     Ну, а теперь стоит привести здесь сонет, присланный Валентину послом Франции. Автор этого сонета - Феликс Арвер.


Моя душа хранит секрет и в жизни моей есть тайна.
Это мгновенно охватившая меня любовь.
Любовь вечная, безнадежная и поэтому я молчу о ней.
И та, к которой обращено мое чувство,
Никогда не узнает об этом.
Я встретил бы ее, но был бы незамечен
Будь всегда с ней рядом, я оставался бы одиноким.
И прожив всю жизнь на этой земле,
Не осмелился бы ничего спросить, не надеясь на взаимность.
Она, созданная Всевышним нежной и кроткой,
Рассеяно пройдет своей дорогой,
Слыша шепот любви, летящей ей вслед.
А прочитав этот сонет, проникнутый к ней любовью,
Она верная своему строгому долгу,
Скажет: "О какой женщине идет речь?",
Так ничего и не поняв.
 

Вот такое соответствие в поэзии нашел посол Франции в Узбекистане Жан Клод Ришар скульптуре Валентина Нифонтова "Девушка из Приозерска".
Трогательно, ей богу.


                ЖЕСТ БЕСКОРЫСТИЯ

     Как уже было сказано, Валентин Нифонтов, не только ваяет, не только рисует, но и пишет пером. Его статьи, практически всегда проблемные, живы в моей памяти и сегодня. Один заголовок чего стоит: "Нужны ли художники городу?". Это крик души. Это о муках художников, которым негде творить. Это и о нем самом, Нифонтове, которому (цитирую) "приходилось постоянно таскать на своем горбу мешки с глиной и гипсом на восьмой этаж общежития, в комнату, где жил и работал, исполнял заказы". Потом объединение "Навоиазот" предоставило ему комнату на третьем этаже, более вместительную и теплую. "…Это спасло мое пошатнувшееся здоровье, " - писал он в 1986 году.
     Завершая эту свою статью, проникнутую горечью и болью за собратьев по художественному цеху, Валентин Нифонтов сделал в ней (в статье) заявление, которое мог сделать, на мой взгляд, только он. Однако, этим заявлением лучше наверное закончить эту главу. Будет эффектнее.
     А пока… Пока с удовольствием вспоминаю статьи Валентина Нифонтова о его коллегах. Запомнилась его деликатность по отношению к ним, понимание того, как больно ранит обнародованное критическое слово. К тому же пиша свои обзоры, автор вовсе не ставит себя над товарищами и даже не делает себя первым среди равных. Он просто один из них, хотя и не вступающий ни в какие группировки. Цель его писаний (цитирую) "не кому-то польстить или кого-то принизить, не создать специально какое-то мнение о том или ином художнике, а самому разобраться в сложном комплексе впечатлений от конкретных работ ( статья называется "О чем рассказала выставка. - Л.В.), представленных на выставке, осознать своеобразие каждого как творческой личности". И автор вполне справляется со своей задачей.
     Манера письма Валентина Нифонтова подкупает тем, что он никому не навязывает свои взгляды. Об этом ясно сказано в его статье "Вернуться к источнику" ("Горняк", июль 2000) "Я никого не призываю следовать своим жизненным путем, - пишет автор. - Я просто делюсь с вами своими духовными открытиями - самым большим богатством, которым обладаю". И еще оттуда же: "Человек должен, чувствоватать что это он сам открыл что-то жизненно очень важное. Только тогда он становится убежденным сторонником определенного мировоззрения".
     Сейчас, когда пишутся эти строки, в пресс-центре горно-металлургического комбината набирается книга Валентина Нифонтова "Проявление". Это плод его долгих мучительных переживаний и раздумий. На мой взгляд, это книга человека, который как бы не совсем от сего мира. Его мысль норовит охватить Все на этом свете, явив для нас свое сокровенное. В книге (судя по известным мне отрывкам) наверняка много спорного, а то и вовсе неприемлемого.
     Один только пример. Цитирую: "Этот мир возник, потому что этого пожелал Бог - Высшая истина мироздания".
     У меня по этому поводу к автору минимум сто вопросов. Первый: откуда он знает, что мир возник именно так, а не иначе? Второй: что было в мироздании до того, как Бог создал мир? Третий: что такое с его, автора, точки зрения, истина? Ведь разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. И так далее.
Но видит Бог, я не намерен вступать здесь с уважаемым Валентином Федоровичем в полемику. Совсем нет. Ибо, опять же по отрывкам, знаю, что в книге его рассыпано много зорко схваченного, верного, с чем невозможно не согласиться. Некоторые фрагменты просто чеканны. Например:
     "Лжи присущи…агрессивность и жестокость. Живущий по принципу: "Все средства хороши для достижения цели" идет на все, пробивает себе дорогу, не считаясь ни с чем. Он не гнушается никакими средствами для достижения власти и славы. Это человек будет топтать все талантливое и истинно, созданное другими людьми, и по их спинам, а может и трупам взбираться к своей эгоистической цели".
     Это стопроцентная правда. Валентин Федорович будто заглянул в работающую на русском языке журналистскую обитель областного центра. Я, кстати сказать, написал по этому поводу целую главу в своей книге "Дорогой брат…".
     Журналистско-писательские движения души Валентина Нифонтова не существуют отдельно от его скульптурно-графических творений. Однако талант его, на мой взгляд, в области творчества художественного, ибо здесь он единственен и неповторим. Я, между прочим, так и написал в книге отзывов его персональной выставки 28 января 1998 года: "Самое главное впечатление, что остается от беглого (увы) просмотра - это аура безусловного таланта, то есть, значит, единственности и неповторимости того, что создано".
     Ну, а теперь, как было обещано, - о заявлении, которое сделал в своей статье Валентин Нифонтов ("Знамя дружбы", 7 января 1986 года) пятнадцать лет назад. Читайте: "В целях содействия делу эстетического воспитания трудящихся объединения "Навоиазот" хочу передать в дар предприятию несколько своих лучших работ. "Источник", "Дорогой испытаний", "Вечный свет", "Азиатка", "Рабочий", "Окрыленная". Конечно, если для них найдут соответствующую комнату типа небольшого зала изобразительного искусства".      Это жест поразительной работы и бескорыстия.
     Комнаты на предприятии, однако, не нашлось.


Сотворчество
     В изостудии ДК "Фархад", живущей и действующей под водительством Валентина Нифонтова более 50 творческих душ. Понять, как он со всеми управляется, как он расходует себя на каждого студийца при столь большом их количестве,- это выше моих сил. Ведь учить скопом художественному труду нельзя. Здесь вся суть в том, что дело это сугубо индивидуальное. Тем не менее, Валентин Нифонтов находит время для каждого, кто взялся за святое для него дело. Он подмечает и развивает в каждом то, что есть в нем лучшего, отличительного, самобытного. При этом Валентин Федорович настойчиво проводит одну мысль, что не столько учит детей он, сколько они учат его!
     В творческом отчете о детской художественной выставке 1997 года Нифонтов написал удивительные, сродни его лучшим произведениям, слова: "Мы совместно учимся в едином сотворчестве". И еще: "Я лишь воспринял, осознал и попытался словесно передать то, что дети лучше меня чувствуют и гениально, хотя неосознанно отражают в своих произведениях".
     Если бы каждый учитель видел в своем ученике гения, сколько было бы воспитано на свете талантов! Увы, далеко не каждому, кто учит, дано видеть в детях то, в чем ученик имеет превосходство. Нифонтову это дано.
     Результат этого - неподдельный интерес и восхищение, что испытывают любители художественного творчества, посещающие детские вернисажи.
     Есть и еще один результат, на который Нифонтов не обращает особого внимания, ибо это для него не главное. Я говорю о том, что на республиканском конкурсе искусств 2000 года, состоявшемся в Ташкенте, изостудия ДК "Фархад" стала лауреатом. Валентин Федорович даже не сказал мне об этом. И так бы и остался я на этот счет в неведении, если бы случайно не увидел в студии вазу-приз юным художникам-победителям нашего Дворца.
     Вот он, итог сотворчества, результат кропотливого вдохновенного радостного труда учителя и его питомцев. Другого бы от гордости распирало от победы, причем, вполне заслуженной, но Валентин Федорович не акцентирует на ней внимания ни своего, ни своих юных подопечных. Ему гораздо интереснее "глубинное и изначальное, что содержит в себе детское творчество". Ему гораздо интереснее "спектакль, в котором все роли исполняет сам маленький автор картины". А смотреть на эти картины, коими увешаны практически все стены изостудии, можно часами. И затем смотреть снова. Особенно там, где детская фантазия проявляется в буйстве красок. Это что-то неописуемое. Просто замираешь перед красотой и только. Игра детского воображения зачаровывает. И писать об этом можно без конца.      В студии увидел такой, сочиненный Нифонтовым небольшой плакат: "Юноши и девушки, готовящиеся поступать в художественные учебные заведения, художники-любители, посвящающие свой досуг занятиям изобразительным искусством! Если вы желаете обрести серьезную художественную грамоту и можете быть упорными в достижении своей цели, записывайтесь в студию натурного академического рисунка. Здесь вы обретете то, к чему стремитесь. Не тратьте время в погоне за дешевым успехом. Жизнь человеческая с ее мирскими соблазнами быстротечна, истинное же искусство вечно". Далее указываются дни и часы работы студии.
     Вот таким, неординарным, согласитесь образом, творчески, зазывает под свое крыло будущих живописцев Валентин Федорович.      Эта преподавательская его деятельность - воистину подвижническая. Он тратит на нее огромное время в ущерб…
     Впрочем, стоп! Я хотел сказать: в ущерб собственному творчеству. Но это, наверное, не так. Наверняка не так. Ибо пестование юных художников для Валентина Нифонтова тоже творчество, от которого получает он не меньшее удовлетворение, чем от собственных произведений. Не чувство некоего долга, но душевная потребность движет им, когда он находится в изостудии. Ведь едва ли не ежежневно творится здесь нечто неожиданее, нестардное, нестереотипное.
     Здесь священнодействие - рисуют дети. В абсолютной тишине под грифелем или кистью рождаются здесь необыкновенные образы, нетрадиционные зарисовки, немыслимые сочетания красок. И он, Валентин Нифонтов, имеет счастливую возможность всякий раз всему этому многообразию удивляться и, значит, заражаться новой художнической энергией. Ведь без удивления нет творчества. Тем более - сотворчества, результат которого самое высокое место в республике.

                ЗОЛОТЫЕ СЛОВА

     Главы так названные, есть в доброй половине моих книг. Золотые слова - это извлечение из разных очерков, наиболее характерные высказывания персонажей той или иной книги. Это то, что будучи выражено афористично, рождено умом и сердцем.
     А в данном случае - это отзывы, написанные посетителями выставок Валентина Нифонтова и его питомцев. С одним из этих отзывов (моим) вы уже знакомы.


* * *

Хорошо, что в нашем городе есть такие талантливые люди! Счастья и успехов Вам в таком красивом нужном деле.

* * *

Спасибо за возможность соприкоснуться с прекрасным и вечным. От всей души спасибо.

* * *

Ты воспеваешь красоту,
Которую и я так чту.
Дай Бог тебе еще года
И душу чистую всегда.

* * *

Дорогой Валентин Федорович! Ваше творчество - это чудесный порыв в завтрашний день человечества. Ваше замечательное мастерство художника несет всем нам огромную радость в жизни. Оставайтесь таким же светлым и добрым творцом Прекрасного.

* * *

Ваше творчество, ваше искусство вселяет надежду и тепло. И радость.

* * *

Спасибо! Мы получили большое удовольствие. Ваши работы достойны восхищения.

* * *

Оказавшись в этом зале, почувствовала, что оторвалась от обыденности. Побывала в прекрасном мире.

* * *

Ваше творчество - достояние всего человечества. Всего наилучшего!

* * *

Я с удовольствием провела время на вашей выставке. Обязательно приведу сюда и детей.

* * *

Особенно поражает портретная живопись. Точностью эмоций.

* * *

Катта рахмат! Кейинги муваффакият!

* * *

Побывав на Вашей выставке, задумываешься, а ты сам сделал на этой земле нечто незабываемое? Ваши картины, графика, скульптуры вызывают уважение, восхищение. Это, безусловно талант!!!
* * *

Огромное спасибо вам, Валентин Федорович. Навсегда остаюсь Вашей поклонницей. Живите, творите, никогда не уставайте.

* * *

Все очень красиво. Спасибо Вам за ваше творчество.

* * *

Милый, добрый Валентин Федорович! Огромное спасибо Вам за Ваш огромный титанический труд! За большое терпение в раскрытии детских душ. Сердечное спасибо за Ваше щедрое сердце, любовь к людям и жизни.

* * *

Спасибо за ваши выставки и привлечение детей к искусству. Огромная благодарность от родителей.

* * *

Всегда с удовольствием (огромным!) посещаю выставки рисунков детского творчества и невольно радуюсь, что в нашем молодом городе столько талантливых детей и что у них есть такой наставник-учитель Нифонтов Валентин Федорович, целиком и полностью отдающий себя молодому поколению.

* * *

Это нечто невероятное! Потрясающее! Оказывается, все дети гениальны!

* * *

Какие талантливые дети! Спасибо!

* * *

Оригинальная, яркая, зрелищная выставка. Дай Бог, чтобы это продолжалось!

* * *

Все работы, как всегда, очень замечательны. Желаем Вам участвовать в выставках международного масштаба.

* * *

     Вы закладываете в души наших детей светлое и доброе.

* * *

     Золотые слова, не правда ли, уважаемый читатель? Слова, идущие из сердца. Они сказаны и о персональной выставке самого Валентина Нифонтова, и о выставках его учеников. Я не случайно не разделяю их, не обособляю друг от друг. Ведь написал же герой этого очерка в своей творческой автобиографии: "Сейчас я с большим удовольствием (выделено мной - Л.В.) работаю руководителем народной изостудии Дворца культуры "Фархад", передаю свои знания и творческий опыт детям и взрослым, искренне желающим постичь суть изобразительного творчества, найти свою дорогу в искусстве. И очень надеюсь, что в будущем откроются новые возможности для моей деятельности на этом поприще".
     Валентин Нифонтов по себе знает, как важно, чтобы на пути молодого дарования оказался учитель. Он сам по сей день с благодарностью вспоминает свою учительницу начальной школы (в Баку) Галину Ивановну Белякову, первой заметившей его природный дар. Галина Ивановна даже отпускала его со своих уроков на уроки рисования в старшие классы. Он с большой теплотой написал об этом в той же автобиографии.
     По Нифонтову тоскует рука писателя-романиста. Жизнь его, мягко говоря, была не сахар. Здесь вряд ли писать о том, что уже написано: что он учился в художественных учебных заведениях Казахстана и Армении, что ему приходилось быть и ночным сторожем и дворником, что он, по его собственному выражению, очень часто "не вписывался", что он едва ли не всюду был "белой вороной". Он даже сам удивляется, как его терпели… Но это материал для большой книги о Нифонтове.
     В рамках этого очерка надлежит сказать, что Дворец культуры "Фархад" оказался тем самым местом в мироздании, где он, похоже, вписался и "выписываться" вроде бы нет никаких оснований.

 
 
  На снимке, К СОЖАЛЕНИЮ, - я.
  Увы,у меня нет здесь (в Израиле) фотографии героя этого очерка из моей,увы,не изданной книги "БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ",написанной к 30-летию навоийского Дворца культуры "Фархад"(2002).
     Я и ЭТОТ очерк ТОЛЬКО ЧТО случайно нашёл в Интернете...

                г.Навои. 2002.
 


Рецензии
Обращаюсь к герою очерка (коли он это увидит):

Валентин,пришли мне свою фотографию!!!

Леонид Ветштейн   28.09.2010 18:08     Заявить о нарушении