Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется

            Веселая компания загорелых симпатичных парней с серфами в руках бежала по песку к морю. Самый красивый из них – Денис старался обогнать других, он высоко подпрыгивал, перебрасывал серф с одной руки на другую, что-то громко и радостно кричал, и видно было, что он счастлив и полон жизненной энергии. Ему нравилось быть в центре внимании, ловить восхищенные взгляды пляжных красоток, показывать всем свое прекрасное загорелое тело, радоваться жизни и знать точно, что молодость – вечна! Что и завтра, и через год и дальше – до бесконечности  он будет также красив и удачлив, как сегодня!
        До кромки воды оставалось совсем немного, уже видны были беленькие пузырьки  морской пены, которая так красиво ложилась на мокрый песок. Еще десяток шагов – и можно будет заплыть за буйки, встать на серф, поймать волну и лететь на бешеной скорости к берегу! Ну что может сравниться с этим упоительным ощущением полета сквозь толщу воды. Когда не знаешь, где тебя подтолкнет маленькая встречная волна и где ты свалишься с доски. Или наоборот так высоко взлетишь, что весь берег только ахнет. И потом, когда ты мокрый, усталый, выйдешь на берег, как будут тебе аплодировать девчонки. Да и мужики, которые с утра до вечера режутся в карты, с какой завистью они  тоже будут смотреть на твою гибкую сильную фигуру и потихонечку втягивать свои «беременные» животы.
               Вот такие  замечательные мысли роились в голове у Дениса, который весь был охвачен предвкушением полета, как вдруг сбоку он увидел немощного старика, который, не замечая этой большой компании и не слыша  криков молодых спортсменов, брел по берегу, подгребая негнущимися ногами песок. Денис не успел увернуться и налетел на старика. Тот упал, но встать даже не пытался. Просто затих, лицом вниз. Денис резко остановился, грубо схватил его за воротник и поднял рывком. Старик был бледен, но жив.
            - Ты что, дед, совсем ополоумел?  Под ногами путаешься. Сидел бы себе дома. Какого хрена на пляж приперся, только мешаешь людям, - грубо закричал на него Денис.
           Старик молчал, только смотрел на парня голубыми, выцветшими глазами.
           - Ты что еще и глухой, что ли? - опять со злостью сказал Денис. Сиди здесь и не болтайся под ногами. Ишь чего надумало, старичье!  На пляж ходить, как будто дома им места нет.
           Он усадил старика на песок. Хотел еще что-то сказать, но ребята уже звали его, и он только плюнул с досады и побежал к своим друзьям.
           Старик посидел немного, потом стал отряхиваться. Делал он это медленно, видно было, что сил у него уже немного, а такой резкий толчок и падение отняли даже те силы, которые еще жили в его худом теле.
           Однако, он смог встать, стряхнуть песок с брюк и потихонечку двинуться вдоль моря куда-то туда, где, может быть, его ждали. А, может, и нет. Судя по обтрепанным брюкам, он жил один.
           Ребята убежали, пляжный народ равнодушно смотрел на старика. Никто не подошел к нему, никто не предложил помощь. Все заняты своими делами. Кому какое дело до старого человека! Жив остался и слава Богу! И в самом деле, чего шататься туда-сюда, когда народу на пляже и так много.
          ….Иван Андреевич не обижался на Дениса. Да - толкнул, да – обозвал, ну что поделать – молодость! Она так жестока. И так уверена, что старость – это удел каких-то дураков и недоумков. Они всегда будут молоды, здоровы и непобедимы! Старичье вообще никому не нужно. Ворчат, без конца жалуются на дурацкие болячки, вспоминают, как было здорово раньше и еще и учить начинают! А что они знают о современной жизни?! Для них слово компьютер, как для нас «ворошиловский стрелок» - так же непонятно. Короче, сидите дома, и не высовывайте носы. Пока совсем вас не прибили….
         
             А Иван Андреевич как раз был из тех людей, которые терпеть не могли поучать и критиковать. Он с сочувствием относился к молодым, видя, как трудно им приходится в этой непонятной жизни. Воровать и обманывать, вроде нельзя, а как заработать честно на безбедную жизнь. А учеба? Всё теперь за деньги, а где их взять? Конечно, душа черствеет в этом мире. Попробуйте с тонким чувствительным  сердцем пробиться в профессии, да и просто выжить и не озлобиться. Поэтому Иван Андреевич посетовал на свою рассеянность, на то, что так задумался, что не заметил этих ребят. Теперь вот нога будет болеть, да и на бедре, наверное, синяк будет. Придется капустный лист прикладывать.
            Несколько дней назад  у него умерла собака. Симпатичная дворняжка Кнопочка, которая прожила с ним двенадцать лет. Умница, с большими карими глазами и мягкими шелковыми ушками. Они последние пять лет поддерживали друг друга после того, как ушла в мир иной  жена Ивана Андреевича. Так тяжело ему было все эти дни возвращаться домой и не видеть добрых ласковых глаз Кнопочки. Поэтому Иван Андреевич и ходил на пляж, чтобы быть среди людей, отвлекаться и не грустить. Сердце всё время щемило и домой идти не хотелось.
            … А Денис в это время летал на доске по волнам и  совершенно не думал о глупом старике. Адреналин заставлял кровь буквально кипеть. Сердце выскакивало из груди, голова кружилась от бешеного восторга, упругая волна несла в неизвестность и жизнь была прекрасна, как никогда!
            Вдруг доска выскользнула из-под ног, волна закрутила и потащила внезапно обессилевшее тело прямо на камень, который неизвестно откуда появился возле берега. Ведь вчера его здесь не было! Откуда он здесь - этот камень?
            Что было дальше Денис не помнил.
            Очнулся в больничной палате. Всё тело болело, голова была тяжелой, руки и ноги не двигались. Никого не было рядом, он даже не мог спросить, что с ним. Он начал стонать, пытался крикнуть, но даже это стоило таких усилий, что он опять впал в забытье.
            В следующий раз, когда он открыл глаза, то увидел плачущую маму. Она заметила, что он открыл глаза и зарыдала в голос. Её голова опустилась к нему на грудь и даже сквозь одеяло он почувствовал горячие слезы.
           - Мама, что со мной?  - спросил Денис.
        Мама сквозь слезы и всхлипывания сказала, что у него паралич ног. Что все думали, что он умрет, но она сидела возле него все эти долгие  две недели и молила Бога, чтобы он ожил.
      
          Дальше началось лечение. Сделали две операции на позвоночнике, но ноги остались неподвижными, зато руки ожили и голова перестала болеть.
Прошло два месяца. Денис выписался из больницы. Ему купили коляску, и он мог ездить по ровному асфальту. В душе поселилась печаль. Друзья почти все разъехались по своим институтам. А доктора сказали, что он должен остаться здесь, в этом городе, потому что морской воздух и  солнце хорошо действуют на организм, и для него полезней пожить у моря хотя бы еще полгода.
          Мама стала искать комнату или квартиру и нашла хороший вариант – недалеко от пляжа сдавалась комната за небольшие деньги и хозяин, пожилой мужчина, согласился, чтобы у него поселился инвалид.
          В субботу и переехали. Квартира была на первом этаже, коляска довольно легко въехала в подъезд, мама позвонила в звонок, дверь открыл … Иван Андреевич.
Едва ли он вспомнил Дениса, а молодой человек узнал его сразу и сердце у него упало. Он даже сам не знает почему. Просто вот так упало и покатилось.
          …. Всю осень и теплую южную зиму Иван Андреевич возил коляску к морю и рассказывал неспешно про свою жизнь. Про то, как он был разведчиком в Берлине. Уже после войны. Жена его была с ним, но детей они не решились завести из-за специфики работы. Потом, когда вернулись в Советский Союз, он работал в органах и готовил разведчиков для немецкоговорящих стран. Рассказывал им о тонкостях профессии, о том, что офицер, как хороший шахматист, должен просчитывать свои действия на два-три хода вперед, учил тайнам рискованной работы.
         А потом, когда вышел на пенсию, завел собаку. Даже не завел, она сама  завелась. Просто однажды на коврике у двери они нашли маленького щенка. Такого крошечного, что жена сразу же стала звать собачку Кнопочкой. И как ему было трудно, когда он потерял жену. И как страшно и одиноко стало без Кнопочки.

           Он подбадривал Дениса и утверждал, что если каждый день говорить себе: «Я здоров! Мне только кажется, что я болею! И завтра я смогу встать на ноги, потому что я знаю, что мои ноги здоровы! И я знаю, что в этом мне помогает Господь!» - то, в конце концов, Денис обязательно поправится. И потом массаж, гимнастика, мамина бесконечная любовь и терпение, упрямый характер самого Дениса и крепкая волевая поддержка нового старого друга -  это давало необыкновенные силы!
           И в, конце концов, всё получилось. Денис и в самом деле смог встать на ноги. Мама обнимала Ивана Андреевича и плакала от радости. Врачи не верили, но это чудо произошло.
           И теперь Денис точно знал, что старичье – это очень и очень нужные люди. Именно они, как атланты, держат небо на своих плечах, чтобы оно не рухнуло на головы молодым. Он-то жил без дедушек и бабушек. Мамины родители умерли еще до его рождения, а папины жили далеко в Америке и не приезжали в Россию. Он знал их только по фотографиям.Поэтому никакой сердечной связи между ними не было. И теперь Денис понял, как много он потерял, что в детстве  с ним рядом  не было такого мудрого взрослого друга.
          Когда они с мамой прощались с Иваном Андреевичем, потому что надо было возвращаться в Москву, он крепко обнял старика и сказал: «Иван Андреевич, можно я буду называть Вас своим дедушкой? Я хочу, чтобы мы стали родными. В самом деле,  я Вас очень сильно люблю. Простите меня. И приезжайте. Мы будем ждать»
           Мама кивала головой, вытирала слезы и обещала приехать летом в гости. А потом вдруг спохватилась, побежала к дверям, принесла хозяйственную сумку, открыла молнию и из сумки показалась маленькая мордочка с большими карими глазами. Она даже и тявкнула. Иван Андреевич просто прислонился к стенке, чтобы не упасть. Но собачка уже вылезла и стала обнюхивать пол и углы. Все засмеялись. А мама сказала: «Я и корм ему купила - там надолго хватит. Мы хотели Вам сюрприз сделать, чтобы Вы не скучали. Ждите вместе нас теперь! Мы обязательно приедем. Живите долго, дедушка!»


Рецензии
Рассказ-притча, поучительный, душевный, добрый. Спасибо, читал с удовольствием.

Жаль, только, что автор наделил такого доброго, почти библейского старика профессией "разведчика"... Сразу возникает образ "Петрова и Боширова" с ядовитым флаконом в кармане. Разве мало в жизни хороших профессий??

Всеволод Шипунский   15.03.2020 11:48     Заявить о нарушении
Вот что значит реальная современность. А я ведь имела ввиду людей типа Штирлица и разведчика из фильма "Мертвый сезон". И что еще хочу сказать: так же, как в любой профессии есть "добрые" и "злые" (даже продавцы в магазине, не говорю уж о врачах), так и в профессии разведчика есть те, кто рискует своей жизнью ради Отчизны, а есть, кто эту профессию рассматривают сквозь призму шантажа, денег и предательства....
А я к этой профессии отношусь, как романтик. И считаю её геероической, тем более в моей жизни были такие люди.

Галина Кириллова   15.03.2020 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.