Туннели сознания

Литературный обзор романа Мика Джексона "Подземный человек": Роман (пер. с англ. Самохова С.)

С именем Уильяма Джона Кавендиша Бентинка Скотта, 5-го Герцога Портлендского (1800-1879) связано множество мифов, забавных и скандальных историй, фактов, легенд, домыслов и даже суеверий. Любой британец при упоминании этого имени произнесет первое ключевое слово - "туннели". Именно "туннели", во множественном числе, так как при жизни Герцог прорыл от своей резиденции Велбек Эбби (Welbeck Abbey) в графстве Ноттингамшир несколько туннелей, соединяющих его имение c близлежащими деревням. Общая протяженность туннелей превышала 7 километров! Там была огромная подземная библиотека, зал для балов на 2 тысячи человек и даже подземное озеро!

Судьбы таких эксцентричных героев всегда привлекали внимание художников. Достаточно вспомнить того же Георга III (фильм "Безумие короля Георга" видели многие). Подобно истории "безумного" короля, миф о сумасшествии герцога по сию пору занимает умы. Еще одно свидетельство тому - роман "Подземный человек" Мика Джексона, в 1997 году вошедший в шорт-лист британского Буккера. Герцог Портлендский, без сомнения, послужил прототипом для главного героя этого текста, Его Светлости. Однако многие биографические факты все же изменены - в соответствии с законами художественной литературы.

Начнем с того, что реальный герцог родился 17 сентября 1800, в то время как Его Светлость у Мика Джексона - 12 марта 1828. В романе герой показан в последние полгода своей жизни: отсчет начинается 30 сентября и заканчивается 5 марта (в реальности герцог умер 6 декабря 1879). Его Светлость погибает ночью от нелепого выстрела. На самом деле Герцог Портлендский умер в своей Лондонской резиденции и был похоронен не в семейном склепе поместья Велбек Эбби, а на обычном кладбище в одном из районов британской столицы.

Сторонники версии безумия больше всего говорят об одержимости герцога подземным строительством. В романе Мика Джексона она также занимает центральное место. "Подземный человек" написан в форме дневниковых записей Его Светлости. Из них, мы узнаем, в частности, об увлеченности героя различного рода картами, как географическими, так и анатомическими. Его Светлость интересует схема человеческого тела, которую он пытается сопоставить со схемой земли. Не имея собственных детей, он начинает воображать мир ребенка, и в этом мире соединяются воспоминания его детства и того, что могло бы существовать, будь у герцога семья. Одиночество героя находит подтверждение в короткой записи: оказывается, возлюбленная герцога, Фани, умерла. Его Светлость уверен, что если бы Фани в свое время вышла за него замуж, они счастливо жили бы в окружении многочисленных детей и внуков.

Здесь романная история явно пересекается с реальностью: герцог Портледнский был влюблен в оперную певицу Аделаиду Кембл, которая на его предложение руки и сердца ответила отказом. Вскоре после этого он покинул Лондон и уединился в своем поместье, где и начал воплощать "безумные" идеи. Герцог никогда не приглашал в свой огромный дом даже близких родственников, не устраивал балов и званых обедов, а своей многочисленной прислугой управлял при помощи записок и переговорных устройств. Даже личный врач мог обследовать своего пациента лишь через дверь, задавая ему вопросы и получая ответы, а затем ставя диагноз и назначая соответствующее лечение. Это кажется до того абсурдным, что невольно задумываешься: а не сошел ли герцог с ума на самом деле? Однозначного ответа на это в романе нет. Мик Джексон не пытается опровергать версию сумасшествия, он исследуют природу и причины столь странного поведения герцога. Хотя Его Светлость и вспоминает о строительстве своих многочисленных туннелей, в большей степени он "роет туннели" внутри себя - в поисках ответа на главный мучающий его вопрос - о целесообразности существования человека на земле, целесообразности существования мужчины. Перепробовав множество способов избавиться от ощущения пребывания "не в ладах с собой", Его Светлость приходит к выводу, что небо - это "чердак мира", а голова человека - чердак заброшенных мыслей, невоплощенных идей и потерянных чувств. "В действительности есть лишь одна группа настоящих творцов, и мужчины в нее не входят. В лучшем случае, мужчины - повивальные бабки этого мира"... Мужчина же лишь захламляет ненужными вещами как свой собственный чердак, так и чердак мира.

Его Светлость все время что-то тревожит и гложет. Он ищет причину этой тревоги, бродя по заброшенным залам своего собственного дворца в бобровой шапке и в собольей шубе, словно по лабиринтам ушедших времен. Потом создает алтарь из вещей, которые смутно напоминают ему о чем-то, но ни одна вещь не может ему толком поведать - о чем же именно. Разрозненные события далекого прошлого никак не могут обрести очертания целого...

Роман, возможно, задумывался как смешение стилей - готического с хроникальным. Тем не менее, в нем есть место и для юмора. Для смеха сквозь слезы и слез сквозь смех и сквозь бред. Чувство юмора присуще и самому герою, который с комическими подробностями описывает свои чудачества. Например, трепанацию собственного черепа - нужно же выпустить наружу заблудившиеся на "чердаке" мысли и найти среди прочих ту единственную, которая, наконец, приведет к согласию с самим собой. Подробности этой сцены не просто повергают в ужас, но и способны вызвать состояние, близкое к бреду - наверное, даже у видавшего виды профессионального медика.

Будучи учеником величайшей писательницы современности, Роуз Тремейн, Мик Джексон следует традиции ее школы: вымысел на грани истории, история на грани вымысла. В обоих случаях главная тема - не дата и событие, а шлейф из мыслей, чувств, запахов, света или тьмы тянущийся за реальными событиями и человеческими судьбами.

©Елена Karpos-Дедюхина

http://www.goodreads.com/review/show/197348173


Рецензии