Сокрушайте врагов Отечества

Этим летом в г.Сертолово-2 Ленобласти в одной из воинских частей вырос новый православный храм (часовня) во имя прп.Сергия Радонежского. О том, какое место занимает преподобный в истории государства Российского, размышляет настоятель о.Сергий УЛЬЗУТУЕВ.
Архимандрит Александр (Семёнов-Тянь-Шаньский) писал: «Когда оборвалась жизнь Киевской Руси, бежавшим на север русским людям пришлось строить Русь как бы сначала. Начавший с одинокого личного подвига самоочищения и обуздания страстей, прп. Сергий вскоре стал основателем нового монастыря и нового русского монашества. По кончине преподобного его ученики основали много монастырей в разных местах России. Троицко-Сергиевская Лавра стала вместо Киевской духовным сердцем Новой Руси, а порождённые ею другие обители — как бы кровеносными сосудами, питающими её духовной жизнью».
Другая заслуга преподобного перед Отечеством в том, что это его стараниями, его личным молитвенным подвигом, его уговорами строптивых князей прекратить кровопролитные междоусобицы Русь была собрана воедино. Вспомните: после того как русские войска сокрушили полчища Мамая, коих было в три раза больше — 900 тысяч против наших 350 тысяч, — от наших войск остались жалкие 48 тысяч. И о.Сергий помчался к князю Олегу Рязанскому, моля его именем Христа не нападать на измотанное войско князя Димитрия Донского. Ибо его лёгкая победа обернулась бы трагедией для Руси — уничтожением Православия и русских как государствообразующей нации. И князь Олег внял словам святого. Конечно, через два года пришёл Тохтамыш, но пришёл он на наши земли уже тайно, а не изгоном, как они привыкли нагло ходить на Русь. Он разорил и сжёг Москву, но Русь уже избавилась от панического страха перед жестокими кочевниками.
— Матери даже напевали младенцам шуточные колыбельные: «Баю-баю-баю-бай… К нам приехал Мамай. Налетел растрёпою, просит: «Детоньку отдай». А мы детку не дадим, пригодится нам самим. Уходи ты прочь, Мамай, нашу детку не пугай». Но ведь Русь не меньше страдала от своих же князей, ведущих междоусобные кровопролитные войны, чем от монголо-татар, разрешавших нам, кстати, строить церкви и молиться Христу.
— Так было вначале, пока ордынцы были политеистами и им было всё равно, на какой земле и какому богу молиться. В 1320 году всё изменилось: хан Узбек, как повествуют летописи, «обесерменился» — принял мусульманство, и уже совсем по-другому стали относиться они к русскому Православию. А до того, конечно, они Церковь не трогали, даже давали ярлыки, которые сулили неприкосновенность и по-зволяли платить необременительные налоги. И именно вокруг Церкви собирались здоровые силы Руси. Наверное, это можно считать положительным моментом. Хотя у кого повернётся язык назвать монгольское иго положительным явлением?! Наша земля, особенно южная Русь, была столь обильно полита кровью, что там долгие ГОДЫ невозможно было продохнуть от трупного запаха. Столько было плоти мёртвой!
Но трёхвековое иго подтолкнуло Русь к объединению, заставило русский люд задуматься, что неспроста попущено Господом такое измывательство над Святою Русью. Это — следствие самодовольства, эгоизма, гордыни князей, ведущих братоубийственные войны, следствие расколотости России грехом, отсутствия русского единства и национального самосознания. И прп.Сергий начал дело духовного объединения Руси. Увы, сегодня в России опять полное разобщение людей, обезумевших от пропаганды нынешних демократов. Ой как не хватает нам такого святого, как прп.Сергий, по молитвам коего это безумие прекратилось бы.
— Появись сейчас такой — оказался бы в психушке или тюрьме за нетолерантность и шовинизм.
— Не думаю. Если бы появился такой, то только Божиим промыслом, а значит, был бы храним Господом.
— Благословляя князя Димитрия Донского на битву с Ордой, чтобы сохранить Русь и Православие, прп.Сергий отправил с ним Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Зачем нужно было посылать на битву схимников? Монашеское ли дело воевать и убивать?
— Схиму Ослябя и Пересвет приняли незадолго до битвы, а до того они были монахами-воинами, и не из слабых. Кроме того, они были как бы символом личного присутствия преподобного при сражении.
— А что, в многотысячном русском войске не нашлось иного воя-богатыря, чтобы сразиться с Челубеем, кроме монаха? Или в этом особый смысл, что с недругом сразился именно воин Христов?
— Есть предание, что под одеждой схимника у Пересвета даже не было кольчуги… Он полностью положился на волю Божию, зная, что за ним — правда и Святая Русь. Да и не нужна ему была кольчуга при том уровне владения оружием и техникой русского боя, которому обучали и княжеских дружинников, и лаврских монахов.
— Монахи Валаама дали убить себя воинам шведского короля Магнуса, но не обагрили кровью рук своих…
— Не считаю достаточно правильной и достойной их позицию. Они жили в данном Отечестве, пользовались какими-то правами, но не захотели исполнить обязанность защищать его. Можно отречься от мира в смысле нестяжательства, послушания, молитвенного подвига, но обязанности защищать Родину это не упраздняет. У прп.Сергия была обязанность перед Отечеством — защитить и сохранить. Кстати, в Евангелии есть изречение: «Любите врагов ваших» (Мф.5,44). Как его расшифровывает митрополит Филарет (Московский), причисленный к лику святых? «Гнушайтесь врагами Божиими, сокрушайте врагов Отечества и любите врагов ваших».
— Не раз слышала, что, мол, неважно, в каком государстве и при каком строе мы живём. Нужно стремиться к истинному Отечеству — Небесному. Следовательно, нет смысла защищать земное Отечество, ибо это временное пристанище.
— Господь даровал нам эту землю с озёрами, реками, полями, лесами, богатыми недрами. Предадим земное Отечество — землю Русскую — не достойны будем и Отечества Небесного, ибо сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16,10). Надо различать понятия «Отечество» и «государство». Отечество — это наследие предков, это наша земля, традиции, вера; государство — это политическое устроение, которое по попущению Божию может быть отнюдь не христианским. Но защищать Родину — обязанность её сынов. И близоруки те, кто считает, что не надо было защищать коммунистическую Россию в Великую Отечественную войну или что надо было переходить на сторону немцев. Какова была судьба России согласно немецкому плану? Директива «Барбаросса» преду-сматривала сокращение коренного населения СССР путём запланированного голода и насильственного выселения. Предписывалось стереть с лица земли Ленинград и отдать его финнам. Планировалось «истребить ненужный славянский народ», уничтожить само воспоминание о России, чтобы там жили люди с истинно немецкой кровью и «было свободное жизненное пространство до Урала и Волги». Предписывалось «избегать создания единых церквей на обширных Русских землях… чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Даже если жители станут, подобно неграм и индейцам, приверженцами магических культов». Далее планировалось превращение нашей страны в сырьевой придаток Запада, что в принципе осуществляется сейчас. Нынче безумное мировое сообщество пытается изжить из России Православие, делает всё, чтобы мы потеряли свои корни — кровные и духовные. Поэтому если ты прожил земную жизнь как трус, боясь словом или делом встать на защиту Отчизны, — ты недостоин будешь и Отечества Небесного. Сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,13). Прп.Сергий Радонежский в сердце хранил эти слова и руководствовался ими в жизни.
Адрес: 188650, Ленобласть, г.Сертолово-2, Школьная ул., 11, к.1, 2.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА


Рецензии