Родина

Хочу немного поделиться своими  воспоминаниями о моих сверстниках, живших в то советское время  на нашей улице

Их родители были из тех  многочисленных рабочих, которые прибыли первопроходцами  в Среднюю Азию  осваивать Среднеазиатскую  Голодную степь. Объединяясь в многочисленные дружные коллективы, они организовывали здесь   крупные  строительные бригады,  ПМК, управления и тресты, бесстрашно шли осваивать целинные и залежные земли этого края. Эти  люди по - профессии экскаваторщики, бульдозеристы, трактористы, скреперисты  и другие на самом юге Казахстана, в неимоверно тяжелых  климатических условиях, под палящим изнуряющим, безжалостным солнцем степи «Мырзашол»,   почти в абсолютном безводье строили дороги, затем  прокладывали оросительные каналы и многочисленные арыки, доводя   жизненно необходимую и столь желанную для степняков  живительную воду  даже в отдаленные отгоны казахов - скотоводов,  веками кочевавших  в сухой раздольной степи  между  редкими колодцами   с драгоценной, как сама жизнь в этих пустынных краях,  колодезной водой.

Постепенно первопроходцами  вводились в строй вертикальные дренажи и на глазах у изумленных местных жителей, важно передвигающихся верхом на верблюдах, как на кораблях и  будто плавно  плывущих как по морю  в бескрайней ковыльной степи,  превратили  большую часть ее в зеленый и оживленный остров - оазис, а строители,  плотники, каменщики, водопроводчики, газовики и другие, стали  возводить здесь  новенькие жилые дома, больницы, клубы,  затем и  Дворцы культуры, стадионы, театры и многое другое, тем самым  как бы вдохнули совсем другую, новую жизнь  в веками стоящую  в диком безмолвии Голодную степь .

Создавая  населенные пункты - целые городки, села, поселки и часто сами же, заселяя их,  первоцелинники становились горожанами,  колхозниками и рабочими совхозов.

Искусственно орошая землю через самими же  проложенные в безводной степи каналы,  стали заниматься растениеводством, выращивали бахчевые, виноград, табак,  также  занимались садоводством,  животноводством и каракулеводством.  А в годы Великой Отечественной войны стали надежными поставщиками  основной оборонной продукции  страны - хлопка –сырца. С тех пор  данная  сельхозкультура, внедренная этими первоцелинниками- первопроходцами  – является  основной - монокультурой  района.

Первоцелинники были людьми разных национальностей и народностей:  немцы, греки, татары, башкиры, осетины, корейцы, евреи и др., то есть  все те , которые в годы сталинского геноцида  и в годы освоения Голодной степи вместе со всеми согнанными  со всех концов Советского Союза репрессированными были выселены с родных  мест и  заселились здесь,  на юге страны,  они то и   были основной частью жителей нашего Жетысайского  района (более 120 национальностей и народностей, чем район очень в то время гордился).  Вот, представляете, какое было яркое смешение обычаев, нравов и  языков!

А их дети!  Солнечно рыжие,  как  многочисленные дети  наших соседей  Браун, Лоренц,  Куч,  Шлик  или загорело-смуглые как дети Керопян, Казиевых и какие-то особенные   с голубыми глазами и черными волосами -  Цундрик, Миньяшевых,  Ахмадуллиных -  являлись  как бы символом  многообразия и смешения наций и народностей. Они во множестве рождались на этой  очень плодородной земле (многие семьи были многодетными), и под  ярким жарким южным солнцем  как арбузы, наливаясь сладким соком, прямо на глазах  вырастали в здоровых и крепких девчат и парней с обычным для  юга импульсивным восточным характером и  пылом  и свойственными только их нации внешностью и темпераментом .  А еще они воспитывались в духе  «Ленин, партия , комсомол!», да  плюс жили в  условиях  быта и культуры нашего  Южного Казахстана, как говорится – Техаса...

Но несмотря на это необычное разнообразие,  условия быта и культуру юга, все они росли и жили, как одна семья, дружно, не разделяясь  по национальным признакам и не вдаваясь в подробности, но при этом  каким –то сверхъестественным образом  не забывая  свой родной язык и соблюдая каждый свои традиции и обычаи  и  веря , что  так  должно быть и это правильно. Ведь все они были в то время просто «советскими» людьми – «советским народом».
(Некоторые из нас многих  немцев тогда  вообще ошибочно  принимали за  русских...)

А когда на перепутье двух эпох пришло время какого-то повального выезда  людей по национальным признакам  каждого на свою Родину, постепенно друг за другом стали уезжать из родного дома  и наши соседи со своими уже взрослыми детьми и родившимися тут внуками и правнуками.  Это событие оставило сильное неизгладимое впечатление  и растерянность у нас – остающихся, особенно у меня... Помню как тетя Наташа  -  как выяснилось потом  белоруска по  национальности, выезжая в Германию – историческую Родину  своего мужа дяди  Абрама Вибе,   низко,  до земли поклонившись,  с какой-то, как мне показалось, много лет бережно хранимой и тщательно скрываемой внутренней православной   одухотворенностью  торжественно промолвила: «Люди добрые, прощевайте... Не поминайте нас лихом...».   И только тогда мы ясно осознали , что  наша тетя Наташа не немка....

А, говорившие  чисто на казахском языке  родители соседа Володи так и сказали:
«Мы приехали в Казахстан до войны и  стали жить в Мырзашоле. Здесь мы подружились с казахским народом, даже можно сказать – породнились, научились их языку.  На этой земле построили дом, в котором  родились и выросли наши дети, внуки. Теперь  вот  уезжаем в далекую Германию. Вслед за другими, оставляя свой дом, Вас и свою Родину. Полагаясь только на одного бога, мы  уезжаем на историческую Родину. А что там нас ждет – мы не знаем... Прощайте! Мы  Вас никогда  не забудем!»

В этот момент у меня невольно возникала в душе  некоторая жгучая  жалость к уезжающим, особенно к их детям. Ведь они и их дети тогда еще четко не осознавали, что  покидают - то они родную свою землю! Землю  с таким  тяжелым трудом  ими же освоенную  и облагороженную ! Землю, где прошла их молодость, где стоит их построенный своими же руками родной дом - отчий дом для их детей и внуков! То есть они не понимали тогда, что  навсегда  покидали  свою настоящую  Родину !

И сейчас, по истечении стольких лет, я уверена, что   уехавшие  тогда подростки , теперь уже взрослые люди,  до сих пор  вспоминают  свой   край, свой Жетысай, помнят и , живя там, на исторической Родине до конца жизни не  смогут забыть  свой общий  с нами дом - Казахстан – свою  настоящую Родину!


Рецензии
Да уж, "Не до жира, быть бы живу", во времена сталинских репрессий было
за счастье поселиться подальше от "всевидящего ока Москвы". Бывал не раз
во время сбора хлопка в "немецких совхозах" и тогда поражали чистота и
порядок, строгая дисциплина. А в Джетысае, в доме сбежавшего из Ташкента
бывшего корреспондента "Огонька", воспевавшего Ш Рашидова, имелись 15
комнат и каждая по убранству напоминала советскую республику. Гульжан,
в то время действительно верили в святость идей, а теперь - доллар и
евро хозяева жизни. Смотрели-ли Вы мой стих здесь, с уважением
http://www.proza.ru/2009/11/09/281

Александр Гринблат   06.03.2011 16:25     Заявить о нарушении
Спасибо за душевный отклик. У нас еще долго вспоминали и вспоминают до сих пор всех тех, кто построил дома,кто проложил каналы, дороги, провел воду и освоил всю Голодостепскую долину, ведь в большинстве своем мы живем в тех же домах и орошаем наши поля водой из того же канала, готовим больше по -казахски, но баклажаны всегда - по -гречески, борщ по-русски,салаты по -корейски,плов - по узбекски, а вино виноградное или печеное, несмотря ни на какие перемены, готовим как научились у наших немцев.

Гульжан Иманкулова   09.03.2011 15:06   Заявить о нарушении