Замахнись на Шекспира!
Национальные культуры всех бывших республик советов после получения своей независимости «болеют». Болезнь и страдание (если тяжелая болезнь) являются синонимами. Вот, взять к примеру украинскую культуру…. Страдает она, культура эта современная украинская и, в основном, страдания обусловлены нашествием (я не побоюсь этого слова) – нашествием похуже татаро-монгольского – в некогда богатую традициями отрасль человеческого гения бездарностей малограмотных, плебейски никчемных, необученных, но… с базарной уверенностью всех покорить-пришить-уконтрапупить. Если посмотрите вы вот это, с позволенья сказать, эссе (http://h.ua/story/288289/), то что вы сможете сказать?
Я такую рефлексию сделал….
Что такое театр? Вопрос – совершенно риторический и … «это – всё». А вот какой театр лучше – профессиональный или любительский?... это уже интересный вопрос.
Как известно, граф Лев Толстой не любил фримэна, то есть свободного человека, Шекспира. Вот читал Я его, писал и говорил граф, уже пятьдесят лет, и по-русски читал, и по-английски, и даже по-немецки. Сначала, лет 48, ничего не понимал и… злился я на этого фримэна, ногами топал, слюнями брызгал, орал – «Ну, ничЁ-0-0-0-0 не понимаю, ни бельмЭса»…. А потом вдруг ПОНЯЛ я Шекспира - ничтожные произведения он создал, имеющие целью только развлечение и забаву. Такие вещи не могут быть учителями жизни!
Н-н-н-000…. Максима ГорькоВА понимал и любил Лев Толстой… и лишь за то, что «человек -- это звучит гордо». Вот за это самое и любил, наплевав и не замечая, что слова «ЗА ч-и-и-лАвека» эти произносит у ГорькоВА пьяный в стельку карточный шулер и вор, отсидевший за убийство и хамящий буквально всем соседям по ночлежке.
Ответил я на вопрос, какой театр лучше или не ответил?
Всё зависит от того, насколько человек хорошо постиг литературКу и часть её драматургиЙКу. Поскольку большинство даже мимо школьной програмМКи прошмыгнули, то и не поняли из вышеприведенного, какой театр я больше люблю, то я, с позволенья почтенного зрителя моего текста на моргающем экранчике, дальше ПОХРОМАЮ.
Если включим мы хотя бы на непродолжительное время ящик с телевизором, то в любое время дня и ночи можем обоРЗеть какую-то часть из какой-то многосерийной мистерии. Не будем даже характеризовать ЗА кого и ЗА что идёт «базар». Отвлекаемся мы от содержания и смысла. Мы концентрируемся на игре актеров (актеры они ведь для того и предназначены, чтобы ИГРАТЬ – на сцене или в кино). Замечаем мы сразу, что ИГРА эта актёрская какая-то не такая, мягко говоря, слабая,… плохая, в общем, игра. Выключаем мы ящик и громко так заявляем: «Это САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, примитивная и ужасная «художественная самодеятельность»….
Значит, если не может театральный коллЭктив (раньше со всеми атрибутами, то есть, директором, секретарем парткома и председателем месткома) своей игрой обеспечить такое воздействие на публику, что «…последний акт идет при истерических криках. Когда Тузенбах уходит на дуэль, наверху происходит истерика. Когда раздается выстрел, человек десять сразу вскрикивают плаксиво, мерзко и искренно…», … то нет сомнения – непрофессионалы играют, любители.
Любители, то есть недоучки, глупые, непонимающие превратностей жизни, подавшиеся на театр в любом качестве – от «кушать подано» до главрежа, считают, что НЕ ОНИ виноваты, это публика-дура… и всё.
Народный театр – это хорошо, но это так же «хорошо» и понятно, как «быть живым – лучше, чем лежать в гробу». Народный театр и народ свой артистов, и народ свой зрителей отвлекает от плохих занятий. Он этим хобби жизни людей скрашивает.
Однако народный театр, который ставит постановки, легкие для воплощения, например, Дж. Пристли «Визит инспектора» или одноактники А.В. Вампилова – это хорошо, а народные театры, которые делают сборные концертные солянки из фортепианных камерных вещей до оперных арий, а потом и шансонеток – это мЭрзко. Всегда такой народный театрИК-варьетэ, который не ищет путей достижения духовной гармонии со зрителем, скатывается к пренебрежению нравственным опытом.
Существует большинство народных театров сами по себе и для самих себя же «играя». Но если из устного народного творчества возникли балаган, вертеп, Гра Гинол и т.д., то в это самое теперь самодеятельность дегенерировала.
«Самодеятельность» – это синоним плохого вкуса, неумения мыслью, словом, движением, партнерской единой игрой… и так далее (танцем, жестом, паузой, наконец) СЕБЯ ПОКАЗАТЬ И ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЕТЬ. На самодеятельность эту смотреть без жалости невозможно. Смотришь и думаешь, неужели так глупы все эти люди, -- в основных своих профессиях что-то значащих и добившихся, -- что не понимают, как они жалки и никчемны в напрасных потугах своих.
************
— Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
— И замахнёмся! А что?
Свидетельство о публикации №210091300819