Из темных глубин

Знаю, что пишу в пустоту и говорю глухим и сам глухой и ослепший,  но должен. Это  ощущение  долга мне трудно объяснить,  если вообще, возможно.  Это выше меня и больше меня,  как род недуга.

Облегчение приходит только тогда,  когда я написал, высказался и то на время,  поскольку уже на второй  день  я начинаю понимать, что не сумел сказать того, что хотел.

Ни кто не понял, что жизнь человеческая есть "середина", начала и конец скрыты. Окружающий нас мир, мир доступный нашим чувствам и приборам,  есть мир  "срединный" он  и познается нашим разумом,  да и феномен разума есть одно из свойств этого мира. Разум же и выступает преградой  между  "срединой" и тем, что находится "по ту сторону", точнее – по ту и другую.
 
Проблема человека как раз в том,  что "середина" требует ясного и здравого  рассудка,  требует  рациональной деятельности, чтобы жить, то есть всего человеческого, а "познание"  "по  ту сторону",  требует отключение разума как такового.

Парадокс в том, что  "познать" и есть задействовать ресурс  разума.  Все истинные философии есть рассуждения о том,  что есть "по ту сторону".  На самом же деле -  это свидетельство разума о том, что для него недоступно. Это описание слепого от рождения о цвете и  колорите  картин Иванова,  или Дали.  В лучшем случае - это приближение к границе "по ту стороннего".

Трагедия знания заключается в его бессилии понять источник причин и следствий "средины".  Разум свидетельствует из опыта, скажем, о том, что любовь лучше, полезнее для человека,  чем ненависть и начинает придумывать объяснения этому.  И хотя это еще не факт, даже для разума, потому что он же и засвидетельствует обратное:  что миллионы, миллиарды негодяев живут лучше, чем порядочные люди,  но  принято,  что  будто бы разум свидетельствует в пользу любви и милосердия. 

Почитайте,  почти  девяносто девять  процентов  объяснений,  что  такое религия и все сведётся к объяснению о "полезности" религиозного сознания для человека. Оно де усмиряет, или умиротворяет его. Терапевтическое средство не более!

Вот так,  разум объясняет, объясняет и в итоге упирается в границу и эту границу  проложила  вера. 

"Никакая логика не способна освободить умозаключение от веры,  от чувства,  от мировозрения" - так начинает Якоби  будущею дискуссию Рассела и Пуанкаре. 
"Все что не логично, подлежит сокращению." - утверждает Рассел.
"Нет, - возражает  ему Пуанкаре:- Конечное количество фактов имеет бесконечное количество теоретических описаний.

А дальше пошло-поехало - множественность логик (Буль, Контор.) Теорема Тарского о логической невыразимости понятия истинности.  Актуальная  бесконечность Париса-Харрингстона. 
Вот Юм к примеру: 
"Ни какой дедукцией нельзя прийти к открытию, совершить переворот во взглядах, узреть сокровенное".
Следом идут: Эйнштейн, Бор, Достоевский, Толстой и т.д.

Религия, в части объяснений своих истоков и есть фантазия разума.  Но только там,  где религия ни чего не объясняет, а священнодействует,  там происходит выход человека "по ту сторону". 

Там и тогда,  он получает чувственное  свидетельство  о том,  что в "срединный мир"- мир его бытия -  от туда,  идет нечто,  порождающее в нем причинно-следственные связи  и "законы" природы.

Однако это "знание" непереводимо на язык разума, ведь разумно помыслить означает,  в конечном счете,  выразить это в словах. 

"Слова,  даже самые проникновенные и трепетные,  обладают свойством убивать мысль, которую облачают  в себя",  что же говорить о том,  что лежит "по ту сторону",  если мысль,  детище разума, уже терпит ущерб, когда выражается словом?

Бог непознаваем по той  причине,  что  познание  есть функция  разума.  О боге можно только рассуждать,  а это нечто иное, чем познать. Познать - значит охватить нечто разумом,  то есть провести анализ и синтез,  "разьять" и заново "собрать".  Познанное становится рабом  человека, его инструментом, его "производительной силой".

Человек не может  смириться  с  ограниченной  пригодностью  разума,  ему все время кажется,  что "серединой" исчерпывается вся Вселенная,  а свидетельства  чувств  о том,  что есть нечто и "по ту сторону" всего лишь еще не познанное,  но несомненно относящееся к "середине". Пока не познанное. 

Разум не может допустить, что "по ту сторону" действуют иные силы,  там иная физика  мира,  иное "мышление". Да и понятие "середины" и "по ту сторону" он не принимает как реальность, в лучшем случае,  как метафору.

Ложная уверенность в том,  что и  "там"  так  же  как "здесь", (вспомните формулу теософов и мистиков: вверху так же как и внизу), побуждает  его штурмовать по ту стороннее всем арсеналом разума. В лучшем случае он получает свидетельство о том, что "там что-то есть".
(Вакуум «кипит», виртуальные частицы появляются.) Глубже, но не яснее, свидетельствует о том, что лежит за границей познания -  экстаз верующего, медиативная техника, интуитивные вспышки. 
Именно они и вырвали у потустороннего то,  что "полезно"  для человека,  например:  "не убий" и "возлюби..!" Но и это адресовано только к человеческим отношениям,  Бог  же может потребовать от человека что угодно, даже самое аморальное,  самое бесстыдное с точки  зрения просвещенного человека. 
Потребовал же он царя израильского Саула:
«Вспомнил  Я о том,  что сделал Амалик Израилю, как он противостоял ему на пути, когда он шел из Египта, теперь иди и порази Амалика /и Иерима/ и истреби все,  что у  него /../ и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца...»

Можно, конечно, сформулировать вопрос о причине такого положения дел, но еще Аристотель сказал, что спросить можно что угодно,  но нельзя что угодно помыслить. К таким  вопросам  относится  и такой:  "Зачем Бог ограничил способность разума к познанию только "срединой"?  "Почему,  если Бог всемогущ, то не уничтожит зло мира?"
И таких вопросов разума к Богу может быть бесконечное  количество.  Истинно  верующий таких вопросов не задаст,  он чувствует их нелепость.
Вот так! Чувствует, а не знает!
Сказать, что  Бог  бросил человека и не дал ему путеводной звезды, значит ни чего не знать о человеке. Чувство  стыда,  совести  явственное свидетельство отношения "по ту стороннего" к человеку. Их свидетельства не доказуемы инструментами разума, более того, они сугубо индивидуальны,  но они несомненны не меньше чем  способность человека к математике.

Человек, утверждающий, что его совесть чиста,  что ему не чего стыдится,  фактически свидетельствует о том, что у него и совесть, и стыд спят. Это похоже на то, что человек  утверждает:  "Я  глуп  и  тем горжусь!" "Безвинны только камни", - сказал апостол Павел, а человек вынужден ежесекундно  совершать действия.  Действовать и значит - жить!  Жить - значит совершать греховное.
 
"Совесть не средство искупления вины, а способ постижения подлинного существования.  Совесть не социальна, а индивидуальна,  оно  - самоконтроль и самоанализ." (Хайдеггер.) "Тот, в ком совесть спит, не знает ни только себя, он по сути дела не существует, не существует как человек.."

Нет, Бог не бросил человека на  произвол  судьбы,  он дал ему разум, чтобы жить в "срединном мире"; стыд и совесть,  чтобы соотносить эту жизнь,  как часть к общему. Почему? Зачем? Все это вопросы разума, лишенного чувства "по ту стороннего" и  добивающегося  этого  чувства.  Но чтобы добиться, он должен умолкнуть, хотя бы на секунду. Умолкнуть в религиозном экстазе  или  как-то  иначе,  но умолкнуть, а так - не услышать. Голос разума забьет свидетельство Бога о  том,  что  человек  не  исчерпывается "срединой",  что есть ему начало и продолжение.  "Я познал, я стал мыслить и потерял веру." (Ф.Аквинский.)
                1998.г.


Рецензии