Будущий ребенок Вас слышит!

А Вам это не приходило в голову?

Поскольку я преподаватель-окулист, мне часто приходится рассказывать о развитии зрительного анализатора. Этот анализатор начинает развиваться только после рождения ребенка, когда свет попадает на сетчатку глаза. Внутриутробно развиваться способность воспринимать свет не может - просто потому, что нет основного условия, нет адекватного раздражителя, каковым для зрительного анализатора является солнечный свет. Поэтому у новорожденного мы можем оценить только наличие зрительного анализатора как такового - по реакции зрачков на свет. Если зрачки на свету сужаются, значит ребенок будет видеть. Если на свету зрачки остаются широкими - ребенок слепорожденный.

Со слуховым анализатором дело обстоит совсем по-другому. Звуковые волны способны проникать в ушную раковину ребенка, находящегося в утробе матери, а это значит, что слуховой анализатор способен развиваться внутриутробно. Это значит, что еще не родившийся ребенок Вас слышит.

Как это проверить?

У меня есть родственница, которая преподает английский язык. Поскольку англичане к нам в город практически не попадают, она для поддержания профессионального уровня читает все, что ей попадается на английском языке: переводит любые инструкции, берет журналы в разных библиотеках города, в том числе и в библиотеке медицинского института. И вот лет  двадцать назад она мне рассказала о статье, которую она нашла в каком-то американском журнале. Ученые провели любопытный эксперимент, в котором участвовали 100 беременных пар. Не удивляйтесь, я не оговорилась. Ученые, написавшие статью, были уверены, что отец ребенка оказывает огромное влияние на внутриутробное развитие плода. Но поскольку их не интересовало, состоят ли будущие родители в законном браке, они употребляли термин "беременная пара".

Так вот, беременным парам предложили провести следующий эксперимент. Мужчина должен был ежедневно постукивать женщину по животику и после этого сообщать: "Малыш, я твой папа". Когда родились детишки, родители которых участвовали в этом эксперименте, все 100 малышей узнавали своих отцов по голосу. Контрольной группой послужили те новорожденные, родители которых в эксперименте не участвовали, но родились в одно время с опытной группой. Ни один ребенок из контрольной группы на голос своего отца не реагировал. Родственница, рассказавшая мне об этом посетовала, что они с мужем больше детей не планируют - хотелось бы проверить на собственном опыте. А моя семейная жизнь тогда только начиналась...

И вот я жду первенца. Я упросила-умолила-уговорила мужа провести описанный эксперимент. Не устояв перед моей настойчивостью, он стал регулярно сообщать будущему отпрыску, что он его папа (существенное дополнение - наш будущий папа работал в другом городе и к нам приезжал только на выходные). А я не утерпела и рассказала об этом своей самой близкой подруге. И вот эта хулиганка при каждой встрече тоже стала хлопать меня по животику и кричать: "Малыш, я твой папа". Я ничего не могла поделать. Подруга все превратила в глупую шутку, говорила: "Я диверсию твоему мужу делаю, пусть потом малыш разбирается, кто его папа".

В положенный срок у меня родилась девочка, которая четко узнавала своего отца по голосу, успокаивалась у него на руках. Муж не верил результатам эксперимента: "Да ну, сюда просто другие мужчины не приходят, она на мужской голос реагирует". Когда девочке было два месяца, он вдруг привел домой четырех своих друзей. Не заходя в квартиру, потребовал, чтобы я вынесла ребенка. Каждый из его друзей по очереди звал девочку к себе, но она всем категорически показывала затылок, а когда позвал отец - потянулась к нему всем тельцем, чуть с моих рук не упала.И отец уверовал в избирательность своей дочери. Подруга моя тоже была для дочери родным человеком. Она приходила к нам не чаще раза в неделю, но моя крошка не делала различий между мной и ею, даже готова была уходить с ней, спокойно изображая мне ручкой "до свиданья". Те, кто уже имеет детей, знают, как трудно оторвать ребенка от матери. Грудной ребенок с трудом привыкает к новым людям, а уж сказать "до свиданья" своей маме - это просто не мыслимо, даже к бабушкам от мамы не идут, а тут с подругой готова уйти на улицу! Но самый неожиданный результат эксперимента обнаружился, когда моя дочь заговорила. Представьте себе: она и своего отца, и мою подругу называла "папа". Мы так и не смогли ее переучить! А дочка подруги, которая была старше моей девочки на 2 года, плакала от ревности: "Почему она называет тебя папа, скажи ей, чтобы так не говорила!" И дразнили мы мою подругу "папа Надя". И только к 5 годам дочка стала говорить ей "тетя Надя". Вот Вам и эксперимент.

А когда моя дочь стала студенткой, жизнь поставила другой эксперимент. У меня в частном глазном кабинете была помощница, врач-стажер, с которой мы (и я, и мои дочери) близко сдружились. И вот она собралась стать мамой. На основной работе в положенный срок она ушла в декретный отпуск, а ко мне продолжала ходить почти до самых родов: дома скучно, одной сидеть не хочется, а в моем кабинете масса положительных эмоций - не только  профессиональный интерес, но и сердечное отношение, поскольку мы ее искренне любили. Когда она родила сына, я пошла ее поздравить, подержала кроху на руках - и дальше целый год его не видела, просто некогда было. Но пропустить его первый в жизни день рожденья я не могла и пошла в гости вместе со своими девочками. Счастливая мама встречала нас с именинником на руках. Я поманила ребенка к себе. Мама с уверенностью сказала, что он не пойдет, так как признает только маму и папу: "У меня дикий ребенок". Каково же было ее  удивление, когда сыночек не просто пошел ко мне на руки, но обнимал меня, целовал в щеки, улыбался. Мать ревниво позвала его к себе, а он отказался покидать мои руки, отвернулся от нее! Я тоже была удивлена выше меры, наконец нашла объяснение: "У меня биополе хорошее. Ребенок хорошего человека чувствует". А мать была просто в шоке: "Он даже к моей маме не идет!" И вдруг моя старшая дочь (участница знаменитого эксперимента) говорит нам: "Он голос твой узнал. Будущая мама каждый день к тебе в кабинет приходила, ребенок твой голос слышал каждый день до самых родов!" Правильно. Другого объяснения нет. Но представляете - он в течение года после родов помнил мой голос и узнал при встрече, хотя глазами увидел меня в первый раз!

Кстати, у японцев есть обычай: муж сажает перед собой беременную жену и рассказывает будущему ребенку его родословную. Мотивация: родившись, ребенок должен четко представлять, кто он, откуда, какое место в обществе занимает. А мы над этим обычаем хихикали!
И еще один факт я вспомнила, читала о нем в журнале "Наука и жизнь". Ученые- искусствоведы заметили, что на всех картинах, изображающих Мадонну с младенцем, ребенок прижат к левой стороне груди. Стали наблюдать за роженицами и заметили вот что: 80% матерей, взяв впервые ребенка в руки, прижимают его к левой стороне груди. Почему?

80% - это не случайность. Объяснение нашли такое: ребенок в утробе матери слышит биение ее сердца, это для него единственный постоянный звук, остальные звуки появляются и исчезают. Роды для ребенка - стресс и травма, ребенок попадает после сильнейших сдавлений в незнакомую среду, где все другое: из привычных теплой жидкости и темноты в прохладный воздух и яркий свет. И мать инстинктивно прикладывает его к левой стороне груди, чтобы он услышал биение ее сердца - единственное знакомое ощущение, единственная связь с прошлым стабильным миром. От звука биения маминого сердца ребенок успокаивается!

А может, кто-то знает другие факты о наличии слуха у будущего ребенка? Расскажите, пожалуйста, это очень интересно и очень важно!

Давайте накапливать опыт! Потому что ничего подобного я больше ни в литературе, ни в жизни не встречала.


Рецензии
Очень интересно, Эрике! И так жаль, что я уже не смогу провести подобный эксперимент. С уважением.

Дмитрий Тартаковский   14.09.2010 11:20     Заявить о нарушении