Синтез интеллектуального и эмоционального. Л. С. В
Российский психолог, автор социокультурной теории сознания в четвертой лекции по психологии - "Эмоции и их развитие в детском возрасте" предложил оригинальное понимание структуры сознания ребенка как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. По мнению Выготского эмоции с развитием ребенка эмоции не подавляются и ослабляются, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистического мышления когда эмоции играют скорее ведомую роль интеллектуального процесса, к реалистическому интеллектуальному процессу, вернее происходит "синтез интеллектуального и эмоционального процесса. Лев Семенович считал, что заслуга Ч. Дарвина в том что чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом, привело некоторых ученых к мысли о том, что человек будущего - человек безэмоциональный. Если раньше, до Н.Н.Ланге и У.Джемса психологи считали в детском возрасте необходимо изучать не как обогащаются эмоции, а наоборот, изучали как подавлять, ослаблять и устранять те непосредственные эмоциональные заряды, которые свойственны раннему детскому возрасту. Непонимание необходимости не подавлять эмоций ребенка а развивать их выражается у некоторых родителей в запрете выражать их, что ведет к развитию алекситимии и нарциссизма. Н.Н. Ланге и У.Джемс изменили представление о последовательности эмоционального процесса от схемы: восприятие - чувство - выражение до схемы: восприятие - рефлекторно вызываемые органические изменения - чувства. Но и эта теория отрывала эмоции от сознания и завершала то, что было сделано ранее. У.Кенннон доказал, что роль эмоций в человеческой психике иная; они изолируются от царства инстинктов и переносятся в психическую жизнь человека в эмоциональную сферу его личности. З.Фрейд показал, что эмоции не всегда были такими, какими являются у взрослого человека, на ранних ступенях детского развития, были другими. Эмоция, считает З.Фрейд "не существует в самом начале, что в начале происходит некая дифференциация ядра, в котором содержатся противоположные чувства"(28). А.Адлер с помощью наблюдений показал, что эмоция по функциональному значению связана не только с той инстинктивной ситуацией, как у животных, но " является одним из моментов, образующих характер и он определяется этими эмоциональными переживаниями" (28). Эмоция стала рассматриваться как характеризующая составляющаяся структуры личности. К.Бюлер с экспериментальной стороны создал теорию схематически разделяющей развитие поведение на три ступени: инстинкт, дрессура и интеллект. В экспериментах с детскими играми доказал, что момент удовольствия сдвигается по мере развития ребенка - с конечного удовольствия на предвосхищающее удовольствие, то есть на эмоционально окрашенное переживание. Таким образом процесс творческой игры, отгадки приносит радость решения какого-нибудь вопроса в результате игровой деятельности. Эта деятельность превращается в интеллектуальную за счет реакции отгадки (инсайт - Ага реакция). Вывод Бюлера: эмоциональные процессы ключевые в нашей жизни; они не имеют закрепленного, раз и на всегда данного места. Э.Клапаред соединил исследование нормального и ненормального ребенка с экспериментальным исследованием взрослого человека, где ему удалось расчленить понятия эмоции и чувства. Он задался вопросом, почему находясь в состоянии волнения, мы не можем последовательно и планомерно действовать и давать отчет в своем поведении, контролировать свои поступки, почему у нас изменяется сознание. З.Фрейд предложил находить себя в измененном состоянии в искусстве. Клапаред доказал, что наряду с полезными биологическими эмоциями существуют процессы, которые он называет чувствами. Они являются катастрофами в поведении и возникают тогда, когда биологически адекватная реакция на ситуацию невозможна, и значит аффективная жизнь разделяется на эмоции и чувства. К. Левин показал, что не доведенная до конца эмоция продолжает существовать часто в скрытом виде. Он показал, как аффект входит в любую структуру с которой связан и может протекать как в поведении так и в уме (гримаса, болезненная улыбка). В патопсихологии, пишет Выготский, у больного возникает совершенно своеобразная система отношений между эмоциями и мышлением. При этом возникает аутистическое мышление подчиненное логике чувств. Оказывается, что наше мышление, которое противостоит аутистическому мышлению, не лишено эмоциональных моментов. Наше реалистическое мышление часто вызывает более значительные, интенсивные эмоции, чем аутистическое, но в реалистическом мышлении интеллект выступает в ведущей роли [28].
Тэги: синтез интеллектуального и эмоционального процесса в
Свидетельство о публикации №210091400835