Спонтанное развитие
Швейцарский психолог Жан Пиаже исследователь стадий познавательного (когнитивного) развития ребенка. Пиаже и его убеждение, что тенденция сознательного опыта (ощущений и восприятий) образовать целостные структуры и образы носит врожденный характер. Именно сознание человека придает форму и связанность психическим процессам. Пиаже считает, что развитие совершается само собой (произвольно и спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. Психолог Пиаже считает, что воспитание должно следовать за развитием ребенка. Учитель должен считаться с тем уровнем развития школьника, которого он достиг. Пиаже считает, что для возраста 7-10 лет характерен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11-12 годам складываются словесные или формальные операции. В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок (28).
Торндайк, Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, считая, что они совершаются параллельно, т.е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
Л.С.Выготский считает, что развитие ребенка никогда не следует, как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением и подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впереди развития для этого он выделил два уровня развития детей:
1.Уровень актуального (спонтанного) развития. Это те наличные особенности психики ребенка, которые сложились на сегодняшний день (к моменту обучения).
2. Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может сделать в условиях взаимодействия (интеракции) со взрослым, под его руководством. Что делал ребенок сам и что делает ребенок с помощью взрослого это ближайшие возможности ребенка которые переходят в его самостоятельное выполнение учебного задания. По мнению Выготского, не послушное заучивание учебной информации в спонтанном режиме развития, а овладение собственными методами познания ускоряет обучение школьника.
Тэги: спонтанное развитие и зона ближайшего развития.
Свидетельство о публикации №210091400862