Социальное научение

Социальное научение - результирующее поведение А.Бандуры (1925-1988).
Бандура А. - канадско-американский психолог, автор теории социального научения считал, что человек способен понимать последствия своего поведения, прогнозировать и решать что делать или не делать. Бандура использует понятия оперантного обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за понятым образом. При этом подкрепление не единственная дефиниция научения, а лишь способствующая причина научения, главное здесь избирательное внимание к моделирующей ситуации и отложенной потребности в нём. Модели чаще привлекают внимание, если похожи на наблюдателя (одного пола, возраста), пользуются уважением, имеют высокий статус, считаются влиятельными, проявили высокую компетентность, обладают привлекательной внешностью. Наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения становится мотивом для человека прогнозирующего последствия данного действия. На направленное научение через наблюдение действуют 4 основных процесса:
1. Процессы внимания, которые определяют, на каких аспектах моделирующей ситуации происходит концентрация;
2. Процессы запоминания, включающие образное и вербальное кодирование информации для её сохранения и применения в будущем;
3. Процессы формирования поведения, заключающиеся в осуществления реакций, которые необходимо перевести из полученной через наблюдения информации в поведение;
4. Мотивация, определяющая. какие стороны ранее выученных  реакций переводятся в действие. поскольку научение происходит непрерывно.
Подкрепление имеет главную мотивационную силу (привлечение внимания и побуждение действовать). Информация может происходить, как из опыта подкрепления, так и через наблюдение за последствиями поведения модели. Согласно Бандуре, поведение воздействует на среду, так же правомерно, как и то, что среда влияет на поведение. К тому же личность воздействует и на поведение и на среду. Поведение человека большей частью саморегулируется по соответствиям к стандартам достижения успеха или провала. Самопоощрение (внутреннее подкрепление) в большей степени воздействует на поведение, чем внешнее. Нравственное поведение человека управляется   его моральными принципами. Бандура описывает ряд механизмов отступающих от моральных принципов. которые позволяют избежать чувства вины за безнравственное поведение это: подмена понятий, выгодное сравнение, перекладывание ответственности, распределение ответственности, игнорирование или искажение последствий, дегуманизация, приписывание вины.
Педагог-психолог может использовать моделирующий метод при искажении мыслительных процессов и наличия ошибочных автоматических мыслей у клиента (ученика) путем организации мощного разубеждающего опыта. который снизит или устранит запреты и страхи,  для выработки навыков. торможения реакций, поощрения реакций, креативности (творчества) и при обучении общим правилам и принципам. Бандура утверждает, что большую часть информации мы получаем в результате взаимодействия с другими людьми (понимание языка, память. представление, решения проблем).
Ошибки при социальном научении могут приводить к значительным и даже фатальным последствиям.
Социальное научение А.Бандуры это научение без подкрепления. Социальное научение это научение на примерах и на основе косвенного подкрепления, без пережитого в личном опыте. за счет будущего ожидания, веры в наблюдаемую модель равного нам по возрасту, полу который с успехом решает проблемы сходные с нашими. То что мы видим в реальной жизни и средствах массовой информации, иногда определяет наше поведение ("ты то, что ты видишь!"). Можно сказать, что социальное научение происходит через социальное взаимодействие и то чему научаются  есть научение через подражание с использованием интеллектуальных действий, таких как воображение и прогнозирование.


Тэги: психология социального научения.


Рецензии