Оперантное обусловливание
Скиннер - американский психолог, основоположник теории программированного обучения и создатель концепции "оперантного бихевиоризма" руководствуясь правилом И.П.Павлова: "управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения", сконструировал ящик оборудованный рычагом и кормушкой подачи пищи, позволяющий изучать операнты и отношения между оперантом и подкреплением. Поведенческая психология (бихевиоризм) изучает поведение. Бихевиористы определяют научение через изменения в поведении и считают, что среда источник изменений, то есть они занимаются связями и ассоциациями между стимулами и реакциями. Павлов и Уотсон теоретики одновременности стимула и реакции (теория смежности).
Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) теоретик подкрепления.
Он заявил, что научение всех млекопитающих , включая и людей происходит одинаково и не сопровождается размышлением или умозаключением. Торндайк вывел несколько законов научения животных, которые также являются фундаментальными для научения человека (закон готовности, использования, воздействия, множественной реакции, направленности, или установки, преобладания элементов, реакции по аналогии, ассоциативного смещения, распространения эффекта).
Закон готовности:
1. когда организм, способный продемонстрировать поведение, готов к действию (стемиться его достигнуть) и действие производится, оно приносит удовлетворение.
2. когда организм готов к действию, но бездействует, то это вызывает неудовлетворение.
3. когда организм не готов к действию и его принуждают к действию, оно вызывает неудовлетворение.
Вмешательство в поведение или принуждение к поведению ориентированное на достижение цели вызывает дискомфорт или фрустрацию. Дискомфорт вызывает избегание или прекращение действия. Согласно Торндайку приобретение живыми существами новых форм поведения действует принцип "проб, ошибок и случайного успеха". Устранив сознательное стремление к цели, Торндайк показал, что оно простирается далеко за пределы сознания, то есть является сферой взаимодействия между организмом и средой.
Скиннер является также теоретиком подкрепления, но с расширенным понятием научения, как роста вероятности научения в следствии подкрепления. Он подчеркивал влияние реакции на саму реакцию, то есть подкрепление увеличивает вероятность повторного появления реакции. а наказание - нет.
Он выделил два типа поведения: ответное, реагирующее то есть респондентное (от англ. respond -реагировать, отвечать) и оперантное поведение поскольку оно является операциями, выполняемыми организмом. Это разделение двух типов поведения как респондентное поведение проявляется когда организм реагирует на окружающую среду, а случае оперантного поведения организм сам воздействует на среду и причем целенаправленно. Респондентное поведение вызывается известным стимулом, а оперантное поведение просто производится организмом. Так как оперантное поведение не является первоначально связанным с известными стимулами. кажется. что оно происходит спонтанно. Большинство наших каждодневных действий и есть оперантное поведение и стимул, вызывающий это поведение, является неизвестным и знать его причину необязательно. Респондентное поведение зависит от пердшествующего стимула, оперантное поведение контролируется его последствиями.
Классическое павловское поведение произвольно, вызвано стимулами с реакцией организма на эту среду. Скиннеровское оперантное поведение вызвано каким-либо известным или очевидным стимулом (подкреплением). Подкрепляемая реакция научения становится более частой. Стимулы, сопутствующие подкреплению захватывают контроль над реакциями. В классе ученики могут читать комиксы, играть по мобильному телефону, внимать учителю или болтать с одноклассником до обусловливания. В процессе обусловливания могут внимать только учителю получая вознаграждение в виде улыбок, похвалы, вознаграждения жетонами и внимание учеников ориетируется на выполнение заданий по предмету.
Согласно Скиннеру, для изменения поведения необходимо просто найти нечто, что будет подкреплением для организма, подождать, пока желаемое поведение проявиться, и затем провести подкрепление реакции организма. После этого частота появления желаемой реакции возрастает. На любое поведение, которое организм способен продемонстрировать, можно оказать подобное влияние. Считается, что схожие принципы могут применяться к воспитанию человека. Под "личностью" Скиннер понимал итог истории нашего подкрепления и согласующихся паттернов поведения. Поведение постоянно находится под воздействием подкрепления, даже если мы этот факт не осознаём. Подкрепление можно контролировать и важно кто его будет контролировать. Задать направление жизни ребенка непросто, и каждый родитель, желающий это сделать, должен придерживаться следующих шагов:
1. Решите. обладанием каких личных качеств вы хотели бы видеть своего ребенка.
2. Выразите эти цели в терминах поведения: "Что делает ребенок, когда научается?"
3. Вознаграждайте то поведение, которое согласуется с этими целями, то есть вознаграждать моменты научения в тот момент, когда они проявляются.
4. Будьте последовательны, организуйте основные аспекты среды ребенка так, чтобы они также награждали то поведение, которое вы рассматриваете как важное.
Согласно Скиннеру, среда постоянно обуславливает живые организмы. Мы либо позволяем принципам научения непроизвольно действовать в отношении наших детей, либо посредством систематического применения этих принципов задаем некоторое направление их развитию.
Система взглядов Скиннера является одним из наиболее эффективных методов работы с аутичными детьми и детьми с задержкой психического развития.
"Необходимо знать, какой подкрепляющий эффект может иметь определенное событие. Мы часто замечаем, пишет Скиннер, что наше собственное поведение подкрепляется этим же событием и единственной определяющей характеристикой подкрепляющего стимула будет объект подкрепления" (с. 85).
Особенно это видно, как реклама подкрепляет желание купить или продать что-либо.
Скиннер (1961) описывает как реклама использует эмоциональное подкрепление для продажи товаров и как общество управляющее людьми с помощью позитивных подкреплений в форме взяток и чаевых, таблеток "от страха", стероидов для атлетов - нарушает этику и мораль.
Тэги: Психология научения - оперантное обуславливани
Свидетельство о публикации №210091400917