Метод проб и ошибок

Метод проб и ошибок.
Торндайк Э. Л. (1874-1949) - американский психолог автор парадигмы обучения методом оценки и измерения. Разработал концепцию "научения" методом проб и ошибок под руководством Джеймса М.Кеттела. Торндайк открыл свой закон эффекта в 1898 году, а И.П.Павлов открыл аналогичный закон подкрепления в 1902 году, но пошло еще много лет, прежде чем психологи заметили сходство между ними.
 Торндайк сформулировал законы научения:
"закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности", "закон множественных реакций", "закон установки или отношения", "закон доминирования элементов", "закон реакции по аналогии" и другие дополнительные законы.
Мы все знаем о павловской собаке выделявшей слюну в ответ на звонок, ранее служивший сигналом к приему пищи и помним о тордайковской кошке, которая научилась выбираться из лабиринтов, но ведь у человека спектр научения шире и связей психических образов  событий ( стимулов, раздражителей), да и ассоциаций больше. Если У И.П. Павлова  ассоциации типа стимул - стимул (сопряженный сигнал), то заметно, что данный тип научения охватывает не все его разновидности, хотя возможности предвидения событий в окружающей среде есть. Торндайк в научение включил дополнительные аспекты т.е. собственное поведение субъекта то есть научение ассоциациям типа "реакция -эффект" , эффект подкрепления.
Научение пробами и ошибками основан на разрешения проблемы разнообразными реакциями и в итоге найдется правильное решение если "если реакция вызывает приятное следствие". Пробы и ошибки порождают разнообразные реакции до тех пор пока не будет положительного подкрепления.
Законы научения по Торндайку, касаются условий ведущие к закреплению или разрушению связей (ассоциаций).
Закон эффекта - эффект от реакции (положительный) ведет к запоминанию и заучиванию (закреплению) "и в будущем организм будет стремиться к повторению этого рефлекса в такой же ситуации"или не заучиванию (разрушению)  при "не приятном следствии".
Закон готовности - научение зависит от готовности учащегося к научению и по его мнению оно будет легким, сложным или невозможным, при его возможности и желании что-то делать.
Принуждение и отсутствие возможности деятельности вызывает у учащегося состояние наказания и неудовольствия (и даже выученной беспомощности). При этом надо учитывать уровень развития, мотивы и другое.
Закон упражнения или тренировки - утверждает, что в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Тренировка и повторение одних навыков не влияет на развитие других. Торндайк и Роберт Вудвортс опровергали теорию формальной дисциплины, согласно которой, считалось, что образование усиливает общие способности и благоприятные последствия реакции (то есть ситуация, которая приносит удовлетворение) являются более эффективными, чем простое многократное повторение(7).
Закон доминирования элементов  утверждает, что учащиеся склонны реагировать на очень заметные и яркие элементы  ситуации научения и не обязательно на всю ситуацию в целом.
Например, подчеркивания, жирный шрифт, использование цвета, голоса, мимики и жестов, неоднократного повторения и др. (действуя на все сенсорные и кинестетические модальности).
Все законы научения Торндайка подходят в основном для директивного обучения нежели для для конструктивистского или проблемного научения.
Торндайк в книге "Принципы обучения, основанные на психологии пишет об эмоциях; "Для того, чтобы вызвать известную эмоцию:
1. можно вызвать мысль, которая в прошлом была связана с эмоцией;
2. эмоция может быть передана через подражание;
3. можно вызвать ту физическую реакцию, которая характерна для данной эмоции.
И еще: "чувство страха заменить храбростью, наши чувства согласуются с нашим поведением.
Жадность не может существовать, если не поддерживается жадными поступками; Проявление любви порождает любовь.
Большинство действительных эмоций не приносит покоя телу и уму. Наоборот, некоторые из них являются для нас наиболее утомительными переживаниями. Так реальные эмоции должны  были бы в общем вызываться только ради действия".





Тэги: психология образования - коннекционизм


Рецензии