Классическое обусловливание
И.П.Павлов (1849-1936) лауреат Нобелевской премии в начале 20века выполнил важные физиологические исследования по обусловливанию слюнного рефлекса у собак (звук - пища- условный рефлекс = заученный рефлекс, теория стимул-стимул), и это сыграло важную роль в формировании бихевиоризма и психология научения сильно продвинулась вперед. Многие формы научения не требуют большого понимания информации и берутся из прошлого опыта. Они связаны с неосознанными ассоциациями, то есть это тип ассоциативного научения. И.П.Павлов в первые описал этот тип обусловливания: нейтральный стимул начинает вызывать ту же реакцию (условную реакцию), которую вызывал первый (безусловный стимул). Такое научение - типично бессознательное, то есть школьники реагируют на условный стимул не потому. что им стало известно о связи между ними и безусловным стимулом. Например до обусловливания математика не вызывает никакой реакции если учитель недружелюбный, с резким голосом - это вызывает у учащихся неприязнь и страх, то есть безусловный стимул не вызывает никаких сильных эмоций, за исключением негативных и научения не происходит. Классическое обусловливание это когда нейтральный стимул (математика) совмещается с безусловным (недружелюбный учитель с резким голосом), порождается страх и неприязнь (к математике), то есть безусловный стимул.
Во всех школах и практически постоянно, независимо от любого другого научения проявляется классическое обусловливание (теория смежности), особенно классическое обусловливание эмоциональных реакций. Оно является сердцевиной, ярдом тех бессознательных процессов, благодаря которым школы, классные комнаты, преподаватели и учителя, учебные дисциплины, предметы дополнительного образования - это всё безусловные стимулы, которые или нравятся учащимся или вызывают у них отвращение. Следовательно, вполне возможно учить детей математике, языку, литературе и одновременно учить их не любить математику, языку, литературе и другим учебным дисциплинам. Поведенческие подходы в образовании ведут к личностно-центированным на преподавателе, учителе подходам к обучению директивными методами. Директивные методы обучения в школе включают:
1.Учителям необходимо увеличивать частоту, заметность, мощность положительных эмоциональных реакций учеников в классе (позитивных безусловных стимулов).
2. Учителям необходимо минимизировать отрицательные эмоциональные аспекты ученичества снижая их количество и мощность в классе (негативных безусловных стимулов).
3.Учителям необходимо знать совмещение и сочетания всех эмоциональных аспектов обучения в работе с классом. Есть у Владимира Даля поговорка: "играть не устать, не ушло бы дело" и еще "В шутку сказано, да всерьез задумано". Учитель, вызывающий улыбки своих учеников может преуспеть в обучении учеников. А что если учительница заставляет страдать учеников при обучении?
Историческое значение И.П.Павлова заключается во введении новой категории - категории поведения - "условно-рефлекторного научения".
Тэги: ассоциативное научение
Свидетельство о публикации №210091400934
***
Важный момент в приемах научения..
***
спасибо
***
Вдохновения ..
С уважением..
Таисия Кучина 16.09.2010 21:07 Заявить о нарушении