Эмоции подростка
Возрастающая роль сверстников к концу младшего школьного возраста проявляется в том, что они очень остро переживают замечания, оскорбления, сквернословие полученные в присутствии одноклассников. Эмоциональные отношения становятся более устойчивыми то есть формируется гендорная (мужская, женская социализация) взрослость. Достоинство его личности и застенчивость, легкая возбудимость и импульсивность все это выражается в виде непослушания или депрессии. В тоже время подросток лучше может управлять своими чувствами и эмоциями, хотя это требует от него огромного эмоционального напряжения, поэтому он нуждается со стороны педагогов в защите и помощи. Подросток избавляется от эмоциональной зависимости от значимых взрослых (от родителей) и переходит к эмоциональной независимости в этот период закладывается основы зрелой эмоциональной жизни личности. Значимые отношения связаны с общением в учебной и игровой деятельности. Сохраняется у подростков и комплексы недостаточности, то есть отрицательное отношение к себе и другим (вспыльчивость, страстность, горячность, злопамятность). В это же время у подростков увеличивается понимание эмоций сверстников и окружающих людей и переход эмоциональных реакций от импульсивности к произвольности.
В результате роста самосознания у подростков появляются этические, эстетические эмоции и гражданское чувство патриотизма. Но с другой стороны у подростков может возникать незрелые и неправильные представления о мире и обществе. Дружба и чувство любви вызывает у подростков стремление освободиться от комплексов недостаточности, выработать положительные качества личности, развиться умственно и физически. В тоже самое время у подростков могут развиваться и эмоции самообмана и презентации для совершения манипуляций, так называемые "Макиавеллистские" эмоции.
Пиаже (1967) первым признал, что, мыслительный процесс подростков несет в себе так же определенный риск и может способствовать возникновению нового вида эгоизма:"Особенность эгоизма подростков - в вере всемогущество мышления. Им кажется, что мир должен подчиняться идеальным схемам, а не реальности"(p. 63-64).
Дэвид Элкинд (Elkind 1967,1967) добавил, что на стадии мыслительных процессов у подростков развитие эгоизма заключается в вере, что окружающие уделяют внимание исключительно вещам. которые самому подростку кажутся важными. По мнению Элкинда, такой эгоцентризм мышления может показаться своеобразным ответом на реакцию неких воображаемых зрителей, которых представляет себе слишком застенчивый подросток. Если по Шекспиру мир казался театром, то Подростки видят себя главными героями, а все остальные оказываются для них зрителями. Ощущение, что все окружающие смотрят и критикуют его (её), заставляет девочку-подростка часами вертеться перед зеркалом. Мальчик может так же быть озабочен своей внешностью или поведением и это переходит на их социальные отношения с родителями, сверстниками.
"Сказка о себе самом" - это подростковый эгоцентризм с чувством собственной неповторимости, уникальности. Такую сказку каждый подросток рассказывает себе сам, снова помещая себя самого (или саму себя) на первое место.
"Сказка о себе самом" также вызывает уверенность в том, что все неприятности происходят только с другими. Это заблуждение может вызвать чувство пренебрежения ко всем известным опасностям и факторам риска. Подросток уверен, что: "со мной ничего ужасного не случится никогда и ни при каких условиях".
Социальные изменения в период подростничества сопровождаются растущим отчуждением между ними и родителями, и такие изменения могут сопровождаться эмоциональными напряжениями различной степени. На основании наблюдений за общением подростков друг с другом приблизительно с 10-11 и до 17-18 лет Декстер Данфи ( Dunphy, 1963) сформулировал теорию о пяти стадиях структуральных изменений, происходящих в отношениях подростков со сверстниками в этот отрезок времени:
Стадия1: Структура клики - однополые группы сверстников, которые не общаются друг с другом.
Стадия 2: Переход к структурной компании, Однополые группы начинают общаться между собой.
Стадия 3. Формируется структура компании: однополые группы уступают место смешанным, особенно среди наиболее авторитетных членов клики.
Стадия 4. Структура компании полностью сформирована. смежные группы тесно общаются между собой.
Стадия 5. Компании начинают распадаться, уступая место парам, уже слабо связанных между собой.
Первая стадия отношений между подростками называется кликой. Клики - это маленькие, тесно сплоченные группы ближайших друзей. которые проводят вместе очень много времени. Такая структура наблюдается и у детей дошкольного возраста и постепенно превращается в некое содружество сверстников одного пола. В этом возрасте количество членов клики может достигать 10-12 человек одного пола и возраста. (футбольная команда, гулянье вместе).
Компании - это смешанные группы подростков не такие закрытые и не такие организованные, как однополые клики. Так на основании принципа компании лежат репутации людей или своеобразные "ярлыки", членам такой группы не обязательно хорошо друг друга знать. Подростки, занимающие более привилегированное положение, всё чаще начинают общаться с представителями противоположного пола. Постепенно другие члены групп следуют их примеру, и тогда однополые клики окончательно распадаются.
(П. Лафренье. с.213-215)
Независимость и самостоятельность - полезные качества, однако их лучше достичь, не обрывая отношений с родителями, а преобразовывая их.
Свидетельство о публикации №210091400948
***
Спасибо..
***
Вдохновения в творчестве ..
С уважением
Таисия Кучина 16.09.2010 21:11 Заявить о нарушении