Детские эмоции
В настоящее время отечественная психология всё чаще обращается к понятиям как "эгоцентризм", "эмпатия", "нарциссизм", "алекситимия","эмоциональный интеллект" которые подчеркивают не только внутреннюю, но и внешнюю сущность человека. В теоретических исследованиях и психолого-педагогической практике различные аспекты развития эмоциональной сферы младших школьников становятся целью деятельности школы. У младших школьников существуют многочисленные проблемы поведения и в основном возникают в результате неадекватной оценке ситуации эмоциональной зависимости ребенка от учителя, родителя, сверстников, поэтому возникают кризисы и нарушения поведения в школе, дома и на улице. Это усложняет адаптацию к школе и мешает справляться с требованиями повседневной жизни. С одной стороны увеличиваются количество требований, ожиданий - эмоционально оценочное отношение к младшему школьнику со стороны учителя, родителей, а с другой стороны проявление эмоциональной децентрации (способности отстраняться от собственных эмоциональных переживаний к восприятию эмоций сверстников). В этой ситуации родители часто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески скрывать их, демонстрируя своим примером терпимости и толерантности в круге своего общения. Поэтому вырастают люди с не развившимися в младшем школьном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств - люди с алекситимией (с отсутствием эмоций). Таким людям не хватает слов для выражения их эмоций. Кажется что у них вообще нет никаких чувств, а в действительности они неспособны их выразить или выражают их панически, затрудняясь описать их как собственные так и чувства других людей. Малочисленный эмоциональный словарный запас приводит к тому что они жалуются на то что их мутит, они потеют и у них кружится голова то есть они в тревоге и у них развивается личностная тревожность. Такие младшие школьники редко плачут, но если уж заплачут то навзрыд с ручьями слез. Такие школьники боль связанную с эмоциями воспринимают за физическую и они склонны нудно приставать к домочадцам, к учителям и сверстникам в оказании первой помощи. Многие школьники, если выражение их чувств приносило в прошлом отрицательный результат - боль, страх, чувство вины, приходили к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться о них лучше срывать их от самого себя. К сожалению отказ от собственной эмоциональной боли часто ведет в сторону отказа от вероятной радости. Мы знаем,что в системе межличностных отношений младшие школьники стремятся к самоутверждению, но и к соперничеству со сверстниками и другими людьми, проявляют самолюбие с чувством ответственности, которое принимает ситуацию режима в школе. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях познания. Кроме того, развивается чувство доверия и способность к сопереживанию. Сопереживание успеха и неудачи за одноклассника создает особую атмосферу солидарности между учениками: все участники становятся внимательнее и доброжелательнее друг к другу , то есть складываются личные отношения дружбы и сотрудничества, "эмпатии". Эмпатия зиждется на самоосознании, способности распознавать, что чувствует другой человек, её недостаток тоже бывает заметным. Эмпатию можно выразить интонацией голоса, жестом, выражением лица и тому подобное она похожа на материнскую любовь к своему ребенку и делает жизнь более романтичной. Эмпатия не зависит от способности к учебе а от способности "считывать" чувства других невербальным путем. Дети обладающие искусством эмпатии лучше успевают в школе , не смотря на то что их средний коэффициент умственного развития не превышает коэффициент умственного развития детей, менее способных к расшифровке невербальной информации (6). Эмоциональная заброшенность ребенка в семье и школе притупляет эмпатию и даже возникает возможность развития нарциссизма. Определяющими свойствами нарцисса являются: эгоизм, самолюбование, крайне высокая осознанная самооценка, стремление к личной выгоде и благополучию любой ценой, стремление эксплуатировать людей в личных целях. И мы все немножечко нарциссы!
Эмоциональный интеллект или эмоциональная культура - это осознание и понимание и собственных эмоций и эмоций окружающих. Главные составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений, мотивация [Дж. Мейер, П.Сэловей, Д.Карузо, Д.Гоулман.]. Существуют биологические (уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, свойства темперамента) и социальные предпосылки (семейный уход, эмоциональная реакция ребенка на окружение и его самосознание, уровень образования опекающих ребенка, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность) развития эмоционального интеллекта. "Обладать развитым эмоциональным интеллектом - значит уметь настраиваться на эмоции, понимать их и предпринимать адекватные действия, то есть уметь настраиваться на свои и чужие эмоции, понимать свои и чужие эмоции, предпринимать действия в исследованном эмоциональном контексте" [Гиту Бхарвани. с.21-20]. Начинать развитие эмоционального интеллекта необходимо с обучения детей эмоциональной грамотности и дома и в образовательном учреждении.
Тэги: психология детских эмоций
Свидетельство о публикации №210091400966
***
познавательно..
С уважением,
Таисия Кучина 16.09.2010 21:19 Заявить о нарушении