К. Роджерс об игре
Американский психолог, лидер гуманистической психологии, автор человеко-центрированного подхода характеризовал его тремя постулатами: 1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; 2) "безусловное позитивное принятие другого человека"; 3) представление о закономерных стадиях развития группового процесса. К.Роджерс считал, что каждый человек располагает огромными внутренними ресурсами для понимания себя, изменения своих представлений о себе и о других, так же выработки собственного личностного смысла.
Вот некоторые существенные итоги К. Роджерса:
В моих отношениях с другими людьми я обнаружил, что если я буду выдавать себя не за того, кем я есть на самом деле, ничего хорошего не получится.
Я обнаружил, что очень много приобретаю, когда делаю всё возможное, чтобы люди сообщали мне о своих чувствах, о личном опыте восприятия.
Я могу доверять своему жизненному опыту.
Я руководствуюсь не оценками других.
Факты благоприятны.
Мой опыт говорит мне, что в основе человека лежит стремление к положительным изменениям.
Я знаю, что из-за защитных реакций и страха люди могут вести себя жестоко, незрело, очень разрушительно, антисоциально, причинять боль.
По сути, поведение является целенаправленной попыткой организма удовлетворить нужды, какими они представлены ему в переживаемом им поле восприятия.
Эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению; тип эмоции определяется либо исходным, либо завершающими аспектами поведения; интенсивность эмоции определяется значимостью в нашем восприятии данного поведения для сохранения и укрепления организма.
В наилучшем положении для понимания поведения индивида находится сам индивид.
Чувство тревоги представляет эмоциональную реакцию на угрозу.
Педагогу-психологу в интерактивной игре, согласно Роджерсу прежде всего необходимо создать достаточные условия для личностного роста ребенка: 1) искренность, близость к реальности или конгруэнтность; 2) принятие ребенка, забота о нем, высокая положительная оценка о нем и безусловно положительное отношение; 3) способность принять точку зрения другого человека и способность пережить чувства, испытываемые другим человеком (эмпатийное понимание - постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека - "мы вместе").
К.Роджерс не смотрит на ученика сквозь "розовые очки", а говорит о том, что темная (манипулятивная) сторона ученика -это искажение действительности, и она становится всё меньше и меньше по мере его личностного роста и по мере предоставления правильных условий обучения. Хорошесть человеческой природы проявляется, когда нет боли страдания. Боль страдания мешает настоящему гармоничному развитию ученика. Темная сторона запутывает жизнь ученика и поэтому он боится принять себя самого и не осуждать без боязни быть наказанным, двигаться внутри самого себя без борьбы "достаточно ли я хорош или нет?". Ученик желает находится в окружении где его не осуждают и уважают. Если положительная сторона ученика разрушена, то она всё равно всегда ждёт, чтобы её пробудили. Видеть себя (учителя) как одну духовную сущность с учеником, в двух разных телах - это и есть ответственность за обучение перед обществом. Задача учителя повлиять на способность и ответственность ученика усваивать учебную информацию, без навязывания знаний (анти-авторитарный подход к обучению). Это не то, что "я знаю лучше, чем ты", а наоборот без зависимости от учителя, а в его сопровождении в трудном пути познания, согласно его положительным запросам и чаяниям.
Роджерс считает, что психолог в игре не должен говорить с учеником, как он должен себя вести, а скорее пытается позволить ученику выразить себя и открыть собственные способы регуляции своего поведения ( педагог-психолог не директивно-распорядителен с ребенком - форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают не команды и не распоряжения). В этом и есть гуманистическая ориентация Карла Роджерса, когда педагог-психолог интересуется прежде всего человеческими качествами ученика, то он самостоятельно развивает свой потенциал, осознает свою индивидуальную и социальную идентичность.
Если подытожить эти идеи К.Роджерса то:
1) педагогу-психологу необходимо уделять внимание ученику в том, как он видит личный, сокровенный, собственный мир без осуждения, без боязни быть наказанным за это (феноменология ученика);
2) поведение ученика может быть понято только с индивидуальной точки зрения ученика, но пробуждая в нем положительную сторону, так как она ждет, чтобы её пробудили;
3) цель каждого ученика развитие своего потенциала, осознание своей индивидуальной и социальной принадлежности удовлетворение его запросов и чаяний(актуализация).
В своей книге "Клиент-центрированная психотерапия" К.Роджерс ставил вопрос о вседозволенности ребенка во время игры и отвечал,что психологу необходимо:
1) воздерживаться от похвалы и подстрекания дурного поведения и высказывания;
2)помнить, что ребенок осознает игровую ситуацию от повседневной жизни;
3) запретами нельзя устранить потребности ребенка в определенном поведении;
4) ребенок имеет право тестировать психолога демонстрацией отвергнутых аспектов его личности;
5) ребенок помнит, что свобода игрового часа вовсе не является безграничной.
6) ребенок больше знает свою ситуацию отставания в личностном росте и вместе с учителем может её преодолеть без боли страдания, так как положительная сторона личности ученика ждет. чтобы её пробудили.
К.Роджерс пишет: "если ребенок спрашивает о причине определенного ограничения, то наиболее мудрым выходом будет дать честный ответ, особенно когда правило носит личный характер" (5).
Основная идея К.Роджерса - педагог-психолог сохраняет, развивает способности ученика, выявляет лучшие качества его личности. Личность и поведение ученика в большей степени являются функцией уникального восприятия им окружения и он всегда стремится вперед к положительному развитию и при подходящих условиях реализует свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Тэги: гуманистическая психология и игра
Свидетельство о публикации №210091400976
Таисия Кучина 16.09.2010 21:27 Заявить о нарушении