ЗОЯ

                Памяти З. Н. Загоровской
                Живя, умей все пережить:
                Печаль, и радость, и тревогу.
                Ф.И.Тютчев

    Одесса, голодные и холодные годы оккупации войны 1941 - 1945 годов. Мама и я, совсем маленькая, пришли в гости к моей крёстной матери.

    Как сейчас помню низкую большую комнату с двумя окнами, разделённую надвое рядом шкафов. В одной половине жила крёстная с мужем, в красном углу у них - икона Богородицы с горящей лампадой. В другой половине жила мать крёстной. Особенно поразил меня у неё огромный аспарагус, висевший высоко в окне. Его роскошные ветви спускались до самого подоконника, образуя живую занавеску. Из боковой двери вышла поздороваться красивая, стройная блондинка с большими голубыми глазами. Она остановилась перед нами, её голова закрыла вазон, а зелёные ветви аспарагуса окружили как плащом её фигуру. Так я впервые увидела и запомнила Зою, мать моей крёстной. Спустя много лет, когда я стала взрослой, мама рассказала мне историю её жизни.

    Родилась Зоя в обеспеченной семье, окончила гимназию с правом преподавания, и несколько лет работала учительницей в гимназии. Была она красивая стройная, занималась всеми доступными видами спорта. Весёлый живой нрав, уменье всегда со вкусом одеться обеспечивали ей успех в любом обществе. Вскоре она познакомилась со студентом Киевского политехнического института и вышла по любви за него замуж. У них родилась дочь, моя будущая крёстная. Муж был из генеральской семьи, где принято было давать детям домашнее воспитание. Поэтому для девочки выписали из Швейцарии гувернёра. Всё было хорошо, но грянула первая мировая война, а потом революция. Муж ушёл в белую армию, стал начальником бронепоезда и вскоре погиб. Спасаясь от возможного преследования, Зоя с дочкой переехала из Киева в Одессу. Одновременно она написала своей родной сестре в Москву письмо с просьбой взять дочь на воспитание в случае необходимости. Вскоре Зою арестовали, но девочку удалось заблаговременно отправить в Москву. К счастью, Зою вскоре освободили, но с этих пор в шкафу у неё всегда висели тулуп, сапоги, тёплый платок, мешок с сухарями. 
 
   После освобождения Зои её дочка вернулась в Одессу. Теперь, чтоб прожить, нужно было найти работу. Прекрасное знание нескольких иностранных языков позволило Зое устроиться в библиотеку одного из медицинских учреждений. Там она прирабатывала частными переводами профессуре, её ценили, и в заказах недостатка не было. Зоя умела шить, всегда выглядела нарядной и элегантной. За ней начал ухаживать видный профессор-биолог из университета. И как аспарагус после срезки и поливки выпускает новые, подчас лучшие ветки, так и Зоя начала оживать под лучами его любви. Дочь в это время вышла замуж и ушла к мужу, Зоя жила одна. Вскоре они с профессором поженились, и Зоя переехала к нему на квартиру недалеко от нас. Жили они с мужем счастливо. Зоя попала в привычную для неё культурную среду, где к ней хорошо относились, уважали её. У дочери, к сожалению, семейная жизнь не сложилась, она разошлась с мужем и вернулась к матери. Зоя с профессором приняли её, а профессор удочерил. Стали думать, как обеспечить ей будущее, ведь никаких документов об образовании у неё не было. Оказалось, что можно сдать экзамены и получить документ о среднем образовании. Семья взялась за работу, и вскоре экзамены были успешно сданы. Видя способности дочери, профессор стал настаивать на её высшем образовании. Дочь поступила в Одесский университет, успешно окончила биофак и стала работать по специальности. Вскоре она познакомилась с молодым человеком и решила выйти замуж.
 
    И тут случилось непредвиденное.
 
    Шёл 1934 год. Профессор был очень культурным человеком, большим специалистом, прекрасно читал лекции, на которых часто студенты аплодировали. Однажды после блестящей лекции, окончившейся под гром аплодисментов, профессор вышел в препараторскую комнату и…перерезал себе горло. Рядом на столе он оставил письмо, которое тут же исчезло. Чтоб объяснить происшедшее, была сочинена грязная сплетня, будто он был влюблён в свою падчерицу и, узнав, что она выходит замуж, решил покончить с собой. К Зое пришли профессорские жёны, её подруги, со своими мужьями. Они бросили ей в лицо своё возмущение тем, что она допустила в своём доме такую безнравственность. Дочь была всё время рядом, чтоб поддержать мать. А Зоя замкнулась, она перестала общаться не только со вчерашними друзьями, но и со знакомыми. Даже искренне сочувствующих ей друзей дочери она отвергала.
Дочь вышла замуж, но муж оказался чуждым по духу Зое. Поэтому они разделили большую комнату шкафами на две половины и жили разными семьями.

    А затем грянула война 1941 - 1945 годов. Как и многим одесситам, Зое с дочерью и зятем не удалось эвакуироваться. В оккупации они перебивались, как могли. Однажды в одной из румынских газет, выходивших в Одессе, появилась заметка о тайне смерти мужа Зои. В ней писалось, что профессора, бывшего любимцем одесской профессуры, склоняли к работе сексота. Попав в безвыходное положение, он покончил с собой. Заметка была подписана одной буквой, но беда в том, что эта буква совпадала с первой буквой фамилии Зои. С ужасом она ожидала прихода советской армии, уверенная, что её обязательно арестуют. Но её не арестовали, а только отправили на пенсию.
 
    После войны в Одессе были страшные грабежи. Однажды крёстная обнаружила, что кто-то пытался взломать дверной замок. Решили завести собаку. Взяли небольшого белого с чёрными пятнами обезьяньего пинчера, который оказался изумительным сторожем. Стоило кому - нибудь приблизиться к двери, как живой звоночек оповещал об этом хозяев. Назвали нового члена семьи Арно.
 
    В 1945 году семья ещё пополнилась: у крёстной родилась дочь. Зоя всю ночь провела в родильном доме и ушла, только узнав, что мать и дочь вне опасности. Когда крёстная пришла с дочкой домой, ей приснился странный сон. Будто смотрит она на свою малышку откуда-то сверху и слышит слова: «Это не твоё дитя». Очень удивилась крёстная и рассказала сон только ближайшей подруге, моей маме.
 
    Вскоре муж крёстной окончил Водный институт, и ему дали далёкое назначение на работу. Крёстная не захотела бросать мать и отказалась уехать из Одессы. Её муж тоже решил не ехать по назначению. Но в те годы это рассматривалось как уголовное преступление, и ему присудили работу на Одесских каменоломнях. Были они далеко от города, за большим пустырём. Каждую свободную минуту крёстная спешила к мужу на свидание. Однажды она задержалась у него, стемнело, а на пустыре - ни одного фонаря, и у неё тоже. Страшно, бежит она, и вдруг из-за спины - свет, как от фар машины. Она - в сторону, и свет за ней. Оглянулась - никакой машины нет, а свет освещает дорогу. Ещё страшнее стало ей, стремглав помчалась она к домам. Как только вошла на улицу, свет погас. Она рассказала об этом моей маме. Обе мои мамы были необычайно близки и любили друг друга, а их мужья - ревновали. Часто, сидя в обществе и слушая чей-нибудь рассказ, мамам достаточно было взглянуть друг на друга, чтобы понять впечатление от него. В трудные минуты они всегда помогали друг другу. Как-то крёстная сказала моей маме: «Знаешь, если кто-нибудь из нас умрёт, то та, которая останется, воспитает ребёнка умершей». Мама с радостью согласилась, но сказала, что об этом нужно предупредить мужа крёстной и Зою.
 
    Уже приближалось время освобождения мужа, но радость крёстной омрачалась поведением Арно: выходя погулять, он рыл ямы под дверьми их квартиры и выл над ними. В народе говорят, что это к покойнику. Через неделю крёстная заболела, и её увезли в больницуу с диагнозом «менингоэнцефалит». Зоя с моей мамой и другими друзьями крёстной круглосуточно дежурили возле неё. Были добыты новейшие лекарства, но через месяц крёстная умерла, не приходя в сознание и не успев сказать свою волю о дочери. Вот тогда моя мама поняла, что означали слова, сказанные крёстной во сне: «Это не твоё дитя», не ей суждено было воспитать дочь. Муж крёстной предложил отвезти малышку к своим родственникам, но Зоя воспротивилась и сказала, что сама воспитает внучку. От зятя она потребовала материально обеспечить ребёнка.
 
    Моя мама, потрясённая внезапной смертью своей ближайшей подруги, тяжело заболела. Как только ей стало легче, она поспешила на помощь Зое. Однако Зоя в своём горе замкнулась и никого не хотела подпускать. Огорчённая уходила от неё мама. В последнюю минуту она вспомнила об Арно, он всегда приветствовал её своим радостным лаем. Зоя с неохотой открыла кухню, где в полной темноте лежал щенок. «А почему он такой чёрный?» - вырвалось у мамы. Присмотревшись, она увидела, что пёсик весь покрыт блохами. «Да вот, не знаю, что с ним делать, никогда не держала животных, а зять уехал в командировку», - сказала Зоя. Мама тут же отвязала Арно и привела к нам. Здесь она с подругой вымыли щенка и определили под нашей дверью в коридоре коммунальной квартиры. Постепенно Арношка стал поправляться. Однако его звонкий лай беспокоил соседей, и когда родилась у них дочка, они попросили убрать собаку. Что делать? Стали срочно искать хозяев для Арно, но в это трудное время никто не хотел брать собаку. Тогда решили вечером отводить Арно к Зое, а утром забирать к нам. Каждый раз, приводя щенка, мама заходила к Зое, интересовалась внучкой. Когда девочка заболела, мама привела хорошего врача, помогала Зое и в других делах. И постепенно Зоя начала оттаивать. Но внучку, своё сокровище, она оберегала от всех. Сколько раз мама приглашала Зою с малышкой к нам на праздники, Зоя всегда отказывалась. А мама очень огорчалась и часто вспоминала свой разговор с крёстной.
 
    Как-то приснился маме сон. Видит она крёстную, которая говорит: «Я пришла сказать, что делается с душой, когда…». Дальше мама видит, как шевелятся её губы, но никакого звука не слышит. Проснувшись, мама вспомнила давнишний уговор с подругой, что первая умершая из них придёт и расскажет, что делается с душой после смерти.
 
    Дочка крёстной выросла, окончила школу, пошла на работу. Вскоре она вышла замуж и вместе с мужем жила у Зои, которая чувствовала себя одинокой и очень переживала. Мама часто навещала её. А потом умер муж крёстной. Когда мама возвращалась с его похорон, перед ней упало мужское кольцо. Мама подняла его и поняла, что это знак от умершего.
Зоя осталась одна с молодыми в своей холодной и большой квартире. Она стала прихварывать. Как-то мама зашла навестить её и увидела, что Зоя серьёзно больна. И хотя у нас лежала больная бабушка, мама предложила Зое переехать на время лечения к нам. Зоя категорически отказалась. Мама была в отчаянии: бросить Зою она не могла, а бегать к ней по нескольку раз в день - сил не хватало, она сама была очень больна. И снится маме сон, будто получает она от крёстной большое письмо, но помнит из него только последнюю фразу: «Ты была моим лучшим другом, позаботься о маме». На следующий день мама опять пошла к Зое, которая встретила её словами: «Леночка, возьмите меня!» Мама с подругой тут же взяли такси и привезли Зою к нам. Вызвали хорошего врача, стали лечить её, и Зоя начала выздоравливать. Однажды я вошла в комнату, где лежала Зоя, увидела, что она сидит за столом перед едой. Она не заметила меня, и я услышала, что она напевает. Чтоб не разрыдаться, я тихонько выскочила из комнаты.
 
    Зоя выздоровела, пора ей было возвращаться домой. И снится маме сон. Будто нежно ведёт Зою под руку муж-профессор к воротам её дома. Она плачет, не хочет возвращаться, а он ласково говорит ей, что время ухода ещё не пришло. Зоя вернулась домой. Вскоре она слегла и уже не поднималась. Молодые смотрели за ней. Последний раз я увидела Зою, когда пришла её навестить. На ласковое приветствие она повернула ослепшее лицо, и не узнала меня. На окне уже не было аспарагуса, он погиб.
 
    Зое было 90 лет. Вскоре она умерла. Провожая её, мы говорили, что в тяжёлой и долгой Зоиной жизни отразилась, как в зеркале, почти вековая история нашей родины.


Рецензии