Уроки мудрости

 
                Глава 78
                УРОКИ МУДРОСТИ

    Жаль, что мудрость приходит в уже довольно зрелые годы. И как не хватает её в молодости! Сколько бы ошибок в жизни можно было избежать, сколько глупостей не совершить…
    Будучи молодыми, нам кажется, что мы умнее своих родных, делаем всё наперекор их советам, порою жестоко раня своими резкими высказываниями. И только порядочно повзрослев, дожив до возраста своих родителей, мы ясно осознаём, что они действительно во многом, даже почти во всём, были правы. И хочется просить у них прощения. Но, увы, уже поздно. Давно ушли от нас наши отцы и матери, но чувство вины перед ними частенько гложет наши души.               
    Сегодня я смотрю на своих, уже взрослых, дочерей и сына и вспоминаю себя в их возрасте. Не они ли повтор моей жизни? Резкие, категоричные, всё делающие по-своему. Нужны ли им мои советы?..
    Вспоминаю свой первый приезд к свёкру и свекрови. Мы с мужем только поженились. Позади – школа, вуз, впереди – большая, полная надежд, жизнь. И что ни пытается посоветовать мне свекровь, отметается мною мгновенно. Я сама знаю, что и как делать! То же самое и свёкру отвечаю. Они только переглядываются. Чувствую, что действительно палку перегнула, да то ли гордость, то ли упрямство не позволяет извиниться перед ними. Хорошо, что только в отпуске виделись мы. А то и до больших скандалов, наверное, дошло бы.
    Старший же брат мужа – Геннадий с женой и двумя детьми вместе с родителями  тогда  жили. Подзывает  меня  как-то Гена и говорит: «Нехорошо так родителей обижать. Лучше делай так: выслушай  всё  молча,  согласись  с  ними,  а  потом сделаешь, как   тебе нужно будет. Зато все будут спокойны и довольны». Понравился мне его совет. С тех пор у нас тишь, да гладь в отношениях, всё наладилось. А появились дочки, да сынишка, любимой невесткой я стала. Старики ведь материнство чтут.
    Когда вышла замуж моя старшая дочь, и в доме у нас зять появился, рассказала я этот случай им. И, как только я начинала ворчать по какому либо поводу  или что им советовать, зять мне в ответ: «Да, мама!». И  улыбается. У меня и обида на них пропадает, и охота ворчать. Сама насоветовала. Зато всё ладно в семье.
     У младшей дочери сынишка маленький. Растёт весёлый, ласковый, жизнерадостный. Буквально с рождения он живёт по режиму,  который  создаёт  сам.  Захотелось ему поесть:  пожалуйста, поспать – спи. Смотрю я на него и вспоминаю свою первую дочку маленькой. Мы же своих детей по науке того времени растили, всё по режиму, по часам. А ребёнок есть хочет, надрывается от плача. Нет! Час твой для обеда ещё не подошёл, терпи. А у самой душа надрывается от её плача, молоко пропадает, нервы сдают. Мама в гости приехала. А  я ей внучку на руках не даю подержать. Мол, ты уедешь, а она всё время на ручки проситься будет. Нечего баловать ребёнка! Нет, и всё! Всю жизнь потом мама вспоминала с обидой мой никому не нужный режим. Когда ещё подержишь маленького, как не в грудном возрасте!.. И ему приятно, и бабушка довольна.
     Сменились веяния в воспитании детишек в лучшую сторону. Смотрю  на  внучонка  и  радуюсь за него. Скоро полтора года, а ещё сосёт грудь  у мамы. И молоко не пропадает. И я вспоминаю  свою маму, её обиду на меня. Прости, мама, меня за все обиды, причинённые тебе! Простите меня свёкор и свекровь,  за мою грубость и непокорность! Как я теперь вас понимаю!                05.09.05.
 


Рецензии
Вот такое разное и, подчас противоречивое, мнение как надо воспитывать детей. И это не только о воспитании, но и в медицыне, и в других сферах. Даже рекомендации диетологов при некоторых заболеваниях совершенно разные. У одних нельзя то, а можно это, а у других, наоборот. Так что надо к себе прислушиваться.
А дети? Так это же какое счастье, их на руках подержать! И эта возможность, увы, быстро проходит. А потом и хотелось бы, но...
Спасибо, Лидия! Интересные у Вас жизненные миниатюрки.

Татьяна Збиглей   07.12.2010 20:22     Заявить о нарушении