Изабель. Гл. 50, 51, 52, 53

                Глава 50.

             Едва погас окружающий нас экран и уже знакомые очертания гор во всей красе предстали перед моим взором, как в совершенной тишине раздался грустный напев ангела:
                - Не торопись с выводами, Марк. В этой истории не всё так просто, как кажется на первый взгляд….
                - Мне так не показалось…!
                Признаюсь честно, в тот момент я не был настроен на какие-либо разговоры хотя бы по той простой причине, что был до глубины души потрясён масштабами трагедии, только что предложенной к просмотру. Я по прежнему сидел в кресле, только теперь – закрыв лицо руками, чтобы не смотреть по сторонам…. Не видеть этого прекрасного пейзажа, окружавшего нас с ангелом; не видеть, как радостные солнечные лучики бликами играют на вечном снегу рвущихся в поднебесье вершин; не чувствовать лёгкого тёплого дуновения ветерка, омывающее моё заплаканное лицо…. Я не знаю – плакал ли я на самом деле в финале этой истории, но мне показалось что да – не сдерживая себя, навзрыд рыдал посреди огромного девственно-чистого плато, утопающего в снегу. Но не поэтому я закрывал лицо руками - окружавшая меня сейчас картинка никак не вязалась с тем, что я видел буквально пять минут назад – смрад войны и белизна снега настолько противоречили друг другу, что я не поверить, что и одно и другое – картинки одной и той же земной жизни, что всё это происходит на одной планете, в нескольких часах птичьего полёта друг от друга….   
                Мой грубый ответ ничуть не обидел Изабель. Поднявшись с кресла, она переместилась мне за спину, и я ощутил тепло её ладоней на затылке. Тонкие длинные пальцы взъерошили волосы, и я почувствовал – или же угадал? – это мимолётное движение. В другое время я бы задумался над происходящим, но только не сейчас.
                - Прекрасно понимаю тебя, Марк. Пережить подобное и остаться безучастным далеко не каждому под силу, поверь мне, но ты должен взять себя в руки. Постарайся отрешиться от увиденного, стать всего лишь сторонним наблюдателем, но никак не участником событий. Представь, что ты просто прочитал документальную книгу, усваивая описанные в ней события, но, не проникая во внутренний мир персонажей. Ты не знаешь их мысли, не знаешь их чувства, постигая лишь то, что пожелал донести до тебя автор – то есть всего лишь цепь связанных между собой событий.
                - Ты так легко говоришь об этом…. Такое ощущение, что для тебя самой всё это не в новинку. Я прав?
                Последовавшая за вопросом тишина была более чем красноречива. Изабель, опустив ладони мне на плечи, ещё немного постояла рядом, а после, так и не сказав ни слова, переплыла на своё излюбленное место – сев на самом краю отвесной стены, опустила ноги в зияющую внизу глубокую пропасть. Рассеянным взором окидывая окрестности, она будто забыла о моём существовании, оставив меня наедине с самим собой. К обуявшим чуть ранее переживаниям добавилось новое – неужели я обидел ангела? Если так, то я просто обязан извиниться перед Изабель, которая ничем не заслужила негативного отношения с моей стороны. Уже поднимаясь с кресла, я вновь услышал её тихий напев:
                - Я не обижаюсь, Марк, всё в порядке. Мне действительно всё это не ново, уже довелось пережить происходящее чуть раньше. Но поверь, оттого, что вижу подобное не в первый раз, ничуть не легче….
                - Прости, Изабель, не хотел тебя обидеть…. Вырвалось, извини….
                Ангел снисходительно взмахнула тонкой кистью:
                - Брось, Марк, пустое…. Я догадывалась о возможности подобной реакции с твоей стороны, но всё же не могла заранее предупредить о том, что тебе надлежит увидеть, ведь для оценки эпизода нужны твои истинные чувства, а не подготовленное заранее и лишь подтверждённое в ходе просмотра однобокое суждение. То, что ты испытал в финале, прочно отложилось в твоей памяти и теперь, даже по прошествии некоторого времени, ты станешь руководствоваться именно этими, самыми первыми эмоциями, пусть даже они будут казаться уже менее резкими, чем изначально. В большинстве случаев первая мысль, первое ощущение, возникшее в результате чего-либо, – самое верное и уже оно формирует твои дальнейшие взгляды на заданную ситуацию. Но не всегда - людям свойственно ошибаться, не забывай об этом….          
                Пока Изабель произносила эту коротенькую речь, меня осенила догадка.
                - А этот Жак…. Он твой ведомый?
                - С чего ты взял?- вопросом на вопрос тут же ответила спутница.
                - Ну, не знаю…. Сомневаюсь, что ты просматриваешь подобные истории в качестве учебного пособия, и если видела прежде, значит кто-то из них – твой ведомый. Я угадал?
                - Угадал…. Но почему ты решил, что это именно Жак?
                А действительно, с чего я решил, что именно солдат был или есть ведомый моего ангела? Потому, что на первый взгляд именно он был главным действующим лицом всей этой драмы? Или потому, что я подсознательно вычислил всю важность собственных суждений в отношении именно его, а не Маре, не Софиджи, не кого-либо другого? Не найдя, что ответить, я неуверенно передёрнул плечами и выжидающе уставился на ангела.      
                - Жак мой ведомый, как ты правильно догадался, и ты должен вынести вердикт именно в отношении его. Являясь прямым участником событий, он единственный, кто остался в живых. Все остальные погибли - теперь уже Бог им судья, а Жак жив….
                - Благодаря тебе?
                - Возможно, но больше благодаря Богу. Всё в руках Его….
                Я кивнул, соглашаясь. Напоминанием о Боге Изабель будто поставила незримую точку в нашей дискуссии и развивать тему дальше мне сразу же расхотелось. Желая сменить обстановку, я предложил ангелу прогуляться. Изабель легко поддержала выдвинутое предложение.
                - Куда мы направимся, Марк?
                - Вперёд, Изабель. Всегда иди вперёд, - ненароком я повторил её же собственные слова, сказанные накануне. Мило улыбнувшись, Изабель склонила голову в знак согласия.
                Поднявшись над бархатной туманностью невесомых облаков, мы устремились в направлении наступающего заката. Не сговариваясь, ни единым словом не намекнув друг другу о спонтанно возникшем желании, мы молча двинулись к багрово-красному очертанию далёкого горизонта. Что двигало нами в тот вечер? Непреодолимое желание вместе с заходом солнца скинуть с себя всю накопленную за этот долгий день скверну и душевную горечь? Или же простое человеческое стремление приобщиться к великому, почувствовать себя неотделимой частичкой созданного всемогущим Творцом прекрасного мира, в котором должно жить в любви и согласии…?
                Плывущая впереди Изабель начала неторопливо опускаться, я последовал за ней, окунаясь в ватную дымку и глядя на едва заметную далеко внизу неровную границу лесного массива. Спустя пару минут мы уже приземлились на  достаточно высоком пригорке, разделяющем мрачный лес и бесконечные зелёные поля, раскинувшиеся до самого горизонта. Я обратил внимание на своего ангела, долгим взглядом окинувшего окрестности, и мне вдруг показалось, что эти места уже неплохо знакомы ей. Не то, чтобы она что-то искала, блуждая равнодушным на первый взгляд взором по изумрудному травяному ковру, покрывающему приземистую гряду холмов, но почему-то возникло ощущение, что Изабель провожает глазами кого-то невидимого, бредущего в сторону чёрного и зловещего в этот поздний час леса. И глаза её – голубые, несущие покой и нежность омуты, наполнились невыносимой печалью. Это длилось всего мгновение, и вот уже привычное умиротворение легло на бледное лицо ангела. Сделав приглашающий жест, она опустилась прямо на траву, а я примостился рядышком – совсем близко, плечом к плечу, словно желая лишний раз напомнить моей милой спутнице, что она не одна, что есть ещё кто-то, готовый выслушать её и поддержать в любую минуту….
                - Спасибо, Марк, - с непритворной нежностью в голосе прошептала она и тут же перевела тему. Как обычно – с полуслова, будто продолжая ранее начатую беседу. - … Если рассвет дарит нам радость нового дня, то закат несёт с собой очищение. День прошёл – он теперь не более чем короткий промежуток нашего прошлого – но жизнь-то продолжается, и чтобы полноценно вкушать радости бытия, надо научиться отделять позитив от всего плохого и даже посредственного, дабы не строить будущее на ошибках и разочарованиях прошлого. Я не говорю, что надо в один момент напрочь выбросить из сознания накопленный негатив, нет…. Пусть он останется как предостережение - где-нибудь в глубине, на самых дальних задворках памяти, - но следует отпустить связанные с ним чёрные эмоции и мысли. Всё светлое должно хранить в себе, всё грязное – безжалостно выкидывать. Пусть отпечатки твоих следов хранят былую грязь, но ноги твои будут чисты….
                Как ни странно это звучит, но голос Изабель звучал так, словно она оправдывается за что-то. Причём даже больше не передо мной, а перед…. Перед Богом? Или перед самой собой…? Мысль появилась и тут же исчезла, будто кто-то незримый моментально стёр нелепые подозрения, возвращая меня к первоначальной теме.
                - А что за сегодняшний день мы могли почерпнуть из «…хорошего и светлого»?
                Неподдельное удивление промелькнуло на лице ангела.
                - Любовь, Марк…! Любовь во многих её проявлениях. Пусть даже выступая в роли статичного зрителя, но мы всё же смогли вновь прикоснуться к этому прекрасному чувству и его выражение, его искренность и богатство должны непременно отложиться внутри нас. Чем больше любви мы принимаем извне, тем более насыщенно становится наше собственное проявление этого самого чувства. Как ни прискорбно это признавать, но многие из нас вовсе не умеют любить, и довольно часто проблемы и беды возникают оттого, что мы оказываемся неспособны, попросту не можем одарить любовью другого человека и в то же время принять её как должное. Принять всем сердцем и возрадоваться ей! Да мало что не умеем - люди часто бывают просто-напросто слепы и глухи не только к чувствам окружающих, но даже и к своим собственным. И увечья эти неизменно ведут нас к нищете духовной…! Мы сами, по глупости своей убиваем в сердцах то, для чего созданы, являясь вершиной Божьего творения…. Ведь подлинная, полновесная любовь – суть главное звено человеческой жизни…!
                После подобного заявления воодушевленного собственной речью ангела я не сдержался:
                - Всё это понятно, но как ты предлагаешь отличить настоящее чувство от кратковременного? Ведь та же самая страсть порой как две капли воды напоминает безумную любовь…. И ещё - вполне возможно, что кто-то и желает любить, но всякий раз обманывается…. Вспомни Себастьяна – ведь он хотел и мог полюбить Мишель, но она отвергла его искренние чувства. Так произошло раз, повторится в другой, а на третий он и сам не пожелает открыться. Более того, попытается подавить возникшую вдруг симпатию в зародыше…. Возможно ведь такое?
                Изабель кивнула, глядя на распростёртую впереди гладь полей. Слепящий диск солнца почти полностью ушёл за горизонт, оставив напоследок возможность ещё недолго полюбоваться кроваво-красным заревом и узкой, насыщенной чудодейственной силой окантовкой сферы. Вокруг смолкали редкие голоса запоздалых птиц; вдали вспыхивали робкие огоньки далёких деревушек; лёгкий ветерок что-то шептал, запутавшись в дремучем лесу….
                - Всё возможно, но Себастьяну это не грозит. Ты спрашиваешь, как распознать истинную любовь…. Не знаю, Марк, но её должно почувствовать сердце. Обмануться несложно, труднее обрести веру и смелость, чтобы сказать себе – вот она, моя настоящая, на всю жизнь…. Вот то, что я долго ждал, что буду хранить и лелеять, смакуя каждое мгновение. Ведь любовь, Марк, должна походить на вино – чем дольше она хранится в наших сердцах-сосудах, тем выдержанней и насыщенней становится, и тем прекрасней каждый глоток этого великого чувства. Ко всему прочему любовь – как известно – ещё и проверяется временем…. 
                Я поневоле задумался над её словами и ангел тут же уловила моё смятение.
                - Тебя что-то волнует?
                Не зная как сказать, я повёл плечами. Изабель, не отводя внимательного взгляда, положила узкую ладошку мне на плечо. Прикосновение наполнило меня теплом и сумбурные мысли тут же приобрели ясность.      
                - Я подумал о Жаке. У него было не так уж много времени, чтобы проверить свои чувства, однако же, я не сомневаюсь, что их любовь с Маре была настоящей. Почему же так произошло, что им не дали насладиться ей, почему Маре не стало?
                - На всё воля Божья, - Изабель в глубочайшем почтении склонила голову и сложила ладони на уровне груди. – Не печалься об этом, сейчас Маре здесь, и наслаждается любовью куда большей, нежели мог дать ей Жак. Она чиста и невинна, безгрешна и светла душой, и потому её земная любовь стала частицей вечного блаженства в нашем мире. Маре вполне заслужила это, как и её сестрички. А Жак….
                Изабель ещё ниже склонила голову и золотистые локоны тут же скрыли её лицо. Я не видел её эмоций, но догадался, что продолжения она ждёт от меня.
                - Жак ни в чём не виноват, Изабель, - мне даже не пришлось раздумывать, потому как отношение к несчастному юноше сформировалось сразу же, как только погас экран на вершинах гор. – Я бы на его месте поступил точно так же….
                - Ничуть не сомневаюсь в этом, - она заговорила не оборачиваясь, и как бы я не хотел увидеть её лицо, ничего не получалось. – Ответь мне только на один-единственный вопрос. Не торопись, подумай хорошенько и скажи…. Жак – убийца?
                Сказать, что я изумился, значило бы ничего не сказать…. Как могла подобная мысль придти ангелу в голову? Какой же он убийца, если спасал свою жизнь и жизнь других людей? Ведь Жак нажал на курок помимо своей воли, в силу страшных обстоятельств, находясь в безвыходной ситуации? И потом…, он застрелил того, кто сам желал убивать, то есть лишил жизни человека, который был не достоин этой самой жизни…! 
                Лишил жизни…. Моё сознание зацепилось за эти слова и всё остальное сразу отошло на задний план, неумолимо превращаясь в прах. Лишил жизни…! Какое право он имел отнимать то, чего сам не давал? Как он мог покуситься на ту непреложную истину, что безвинно пролитой кровью былых времён прописана в догматах любой веры? Не убий!!! А Жак убил, и как ни назови его деяние, но всё же он убил человека. Он виновен…. Мне очень жаль его, но он - виновен….

                Глава 51.

                Изабель, не сказав ни слова, вновь положила ладонь мне на плечо, и я почувствовал, как тяжкий груз оставил моё невесомое тело. Мне действительно стало намного легче. Горше и легче.            
                - Не надо, не убивайся. Ему позволено ещё в земной жизни искупить свой страшный грех. Господь всемилостив, помни об этом всегда, Марк….
                Я вдруг почувствовал неимоверную усталость. Довлеющий груз вынужденных вердиктов спал, но на его месте появилось стойкое ощущение внутреннего опустошения, словно я вынес приговор в отношении себя самого и тут же принял его как должное, смиренно отдавая себя чужой власти. Я был пуст, немощен, разбит, сломлен, но где-то глубоко внутри начало зарождаться нечто новое – волнующее и прекрасное. Возникла твёрдая уверенность, что начиная с этого момента как и я сам, так и моя будущая жизнь претерпит основательные изменения. И главной причиной этих перемен, безусловно, станет моя встреча с Изабель. От нахлынувшей благодарности мои глаза – как мне показалось – невольно увлажнились, я поднял взгляд на ангела и увидел давным-давно знакомую улыбку на бледном, прекрасном лице.   
                - Спасибо…, - обращаясь к ангелу, я запустил мысль в небо, вокруг себя, далеко в поля, вдогонку упавшему за горизонт солнцу. Я замер, слыша её настойчивое эхо во всём, что окружало нас. – Спасибо!
                Изабель улыбалась, и что-то сродни материнской нежности ласкало меня, источаясь из голубых озёр её мудрых глаз. Она молча склонила голову, принимая благодарность как должное и неспешно опустилась на колени.
                - Благодарим Тебя, Господи, за жизнь нашу земную и небесную. Отец наш небесный, просим Тебя, ниспошли любовь свою в сердца наши и проведи по пути истинному. Да возрадуется всё живое, познавшее любовь Твою, да восхвалит имя Твоё, да ответит любовью вечной и верой незыблемой. Аминь!!!
                - Аминь…! – словно эхо произнёс я вслед за ангелом и тут же зажмурился от неправдоподобно яркой вспышки света. Веки сомкнулись машинально, будто в память о земных реакциях, но волшебный свет от этого не пропал и даже не стал слабее. Вместе со вспышкой я ощутил необыкновенно приятное тепло, окутавшее меня и сполна вернувшее растраченные силы. Пустота внутри мигом бесследно пропала, я был преисполнен самых радужных ощущений и чувств, слившихся воедино в непередаваемый словами коктейль полновесного счастья. Свет погас так же внезапно, как и появился, но, силясь подольше сохранить возникшую внутри меня гармонию, я недвижно затих на какое-то время, но нежный голос Изабель вернул меня к реальности - если можно назвать реальностью моё пребывание в параллельном мире в обществе ангела-хранителя….
                - Марк, очнись, - моя спутница улыбалась.
                - Что это было…? – ошарашенный произошедшим, я даже не смог подобрать подходящее название только что пережитому.
                - Господь услышал нас! Тебе повезло, Марк, мало кто из людей удостаивается подобного.
                Я поднялся и, оказавшись лицом к лицу с ангелом, прочитал на её лице схожее с моим безграничное счастье. Видимо не только люди, но и сами ангелы не были избалованы столь яркими событиями.
                - Мы веруем, и наша вера хранит нас и дарует нам Его любовь. То, что ты только что познал, Марк. Пройдя очищение и достигнув высшей ступени, мы сможем ощущать его любовь постоянно…, - Изабель сделала приглашающий жест и устремилась вверх, на ходу продолжая свои пояснения. – Любовь – как небесную так и земную – надо заслужить, ведь сам понимаешь – когда что-то легко приходит, оно быстро теряет свою первоначальную значимость. Помимо этого, очень важно найти себя в любви, то есть не просто осознавать, что сие чувство доступно, а уловить именно те нюансы, которые присущи тебе лично. Возьмём, к примеру, любовь земную. Ты должен познать свои эмоции, свои ощущения, свои мысли и отчасти даже действия, потому как влюблённый человек способен на поступки, совершить которые в обыденном состоянии ему даже в голову не придёт. Но самое главное это внутренние, как вы говорите – душевные порывы. Важно выделить их, ведь иногда бывает достаточно одного-единственного взгляда, чтобы понять, что перед тобой твоя половина, но спустя секунду вездесущий червь сомнения уже гложет вдруг возникшую уверенность. И ты уходишь, а по прошествии какого-то времени вдруг чётко осознаёшь проявившееся ощущение безвозвратной потери – непонятное разуму, расплывчатое, абстрактное, но удивительно стойкое и глубокое. Это твоя душа оплакивает потерю, но рано или поздно она ещё не раз укажет тебе на твою нерешительность и слабость, напомнив об этой встрече. Либо в ночных грёзах, либо кратким, судорожным воспоминанием при виде кого-то внешне похожего или при схожих обстоятельствах, но это обязательно произойдёт, поверь мне….
                - Тебя послушать - всё так грустно получается…. Как я могу быть теперь уверен, что не упущу своё счастье?
                - Внимай тому, что называется голосом сердца. Ну и слушай меня, конечно.
                - Придётся…, - я заметил, как по губам ангела скользнула довольная улыбка. Моё настроение значительно улучшалось с каждой минутой приятного ночного полёта. Я смотрел на плывущую рядом Изабель, бросал восторженные взгляды на далёкое мерцание звёзд и буквально упивался чудесным обращением, произошедшим со мной чуть ранее. Я говорю чудесным, но разве всё происходящее в последнее время не есть самое настоящее чудо? Разве я мог когда-нибудь подумать, что подобное может случиться, и не с кем-то, а со мной? Изабель на ходу обернулась.
                - То, что ты называешь чудесами, для нас вполне обычная жизнь. Я могу рассказать великое множество историй, в которые трудно поверить, но которые происходили на моих глазах….    
                - Расскажи! Пожалуйста, Изабель, хоть одну! – тут же заканючил я.
                Моя настойчивость вызвала улыбку на лице ангела. На секунду задумавшись, она произнесла:
                - Хорошо, Марк. Я расскажу про человека, в душе которого долгое  время пытались ужиться вместе старик и маленький мальчик….
                - Это как?
                - Слушай и поймёшь…. Итак, жил-был один маленький мальчик, - разнёсся над землёй ровный голос ангела – обволакивающий и убаюкивающий своей ласковой напевностью. Я обратился в слух. – Ничем особенно не примечательный, такой же, как и многие другие дети – умненький, симпатичный, довольно стеснительный и вежливый мальчуган. Всё как у всех, но было в нём нечто такое, что сильно отличало обычного на первый взгляд подростка от сверстников…. Может быть то, что он рано – в пять лет – научился читать и настолько полюбил сие достойное занятие, что вскоре буквально поглощал книгу за книгой – начиная с детских сказок и заканчивая классикой мировой литературы, прочесть которую до последней страницы не каждому взрослому под силу. И  это в то время, когда его бесшабашные ровесники катались на велосипедах, гоняли во дворе мяч, играли в прятки – в-общем, жили нормальной жизнью детворы, не обременённой насущными проблемами. Ещё одно отличие состояло в том, что он выбирал себе друзей, много старше его самого. Вернее не выбирал, а желал дружить с более взрослыми людьми, причём возрастная категория не имела чёткой границы. Почему так происходило? Вполне возможно, что ровесники были ему попросту неинтересны; мальчугана тянуло лишь к тем, кого в той или иной степени можно было назвать умудрённым житейским опытом….
                Вроде ничего особенного в этом нет, но, тем не менее, его дружеские привязанности, равно как и его увлечение литературой, незримо подталкивали мальчишку к форсированному постижению окружающего мира, а особенно к постижению человеческих чувств, в полной мере отражённых в романах классиков. Жадная до познания детская натура словно губка впитывала чужие страсти, с детской же непосредственностью расставляя собственные приоритеты и чёткие рубежи между добром и злом и тем самым неустанно создавая свой персональный мир. Именно такой мир, каким бы его хотел видеть мальчишка – без фальши, без предательства, где глупость и зло обязательно наказуемы, а честные и порядочные люди всегда получают свою долю заслуженного счастья. Он мечтал о будущем, день за днём выстраивая воздушные замки и всё глубже повергая своё сознание в рождаемую грёзами утопию….
                Окружающие его взрослые - как родственники, так и просто знакомые, а порой даже и незнакомые люди, без устали осыпали его комплиментами, повторяя одно и то же: «Какой умный, славный мальчуган растёт! Повезёт ему в жизни…». Эти самые слова, многократно повторённые совершенно разными людьми и подкреплённые годами взлелеянной утопией прочно осели в голове впечатлительного и доверчивого ребёнка. Вскоре он твёрдо уверовал, что по прошествии некоторого времени всё, что он пожелает, придёт само – стоит лишь повзрослеть. Ведь если все говорят одно и то же – значит, так тому и быть! Вполне логичное – если принять во внимание возраст ребёнка – умозаключение, на долгие годы обратившее его жизнь в томительное ожидание неизбежного счастья….

                Глава 52.

                Шли годы, он взрослел, но, не обращая должного внимания на естественные преобразования, происходившие с его душой и телом, не замечал и некую дисгармонию, давно возникшую внутри и с каждым днём проявляющуюся всё больше и больше. Его душа, его рано повзрослевшая на книгах и в общении сущность намного опережала становление тела, и в то время как плоть набирала жизненные соки, уставшая от пришлых из литературы и выношенных в сознании страстей душа уже стремилась на покой. И всё бы ничего, но не надо забывать, что некоторую – и при чём не малую – часть этой души занимал всё тот же доверчивый маленький мальчик, свято верующий в скорое счастье.
                - Не понял, - нечаянно перебил я ангела. Изабель не обиделась, лишь снисходительно улыбнулась и повела плечами, будто не понимая – что здесь может быть сложного.
                - Всё очень просто, Марк. В то время как организм взрослел, душа молодого человека уже настолько пресытилась вымышленными переживаниями, что подошла к порогу неизбежной старости. Чуть ранее я сказала, что мальчик был впечатлительный и с хорошо развитой фантазией, а потому буквально «проживал» каждую прочитанную книгу, каждый рассказ из жизни своих взрослых друзей. Прикидывая в уме всевозможные ситуации и мысленно раскрывая и дополняя образы полюбившихся персонажей, он неизменно примеривал на себя их чувства и эмоции. Проще говоря – вместе с ними он радовался и грустил, смеялся и плакал, восторгался и презирал, любил и ненавидел…. 
                - Разве такое возможно? – откровенно усомнился я.
                - Очень даже возможно. Не многим дано, но вполне реально, поверь мне, - спутница окинула меня взглядом учителя, желающего показать ученику, что в данном случае нужно верить на слово. – За примерами далеко ходить не надо – возьми хотя бы себя. Ведь ты же способен познать и пережить чувства незнакомых людей?      
                Я кивнул, подтверждая, но тут же опомнился:
                - Да, но мне это доступно лишь потому, что я сейчас не человек. Вернее, не обличённая в плоть жизнь….
                - Как ты красиво сказал! – не удержалась Изабель и, улыбаясь, совершенно искренне похлопала в ладоши. Я невольно смутился, хотя невесть откуда возникшая мысль и самому понравилась. – Правда, Марк, очень красиво и главное – по существу. Душа бессмертна, она и есть единая жизнь, вовлекаемая в разные временные оболочки. Слышал такое выражение – широкой души человек?
                Я утвердительно кивнул. Слова ангела вызвали какие-то смутные воспоминания.
                - Так вот это и есть хорошо развитая способность сопереживать. Не только реально существующим людям, но и вымышленным. Постижение зачастую происходит через собственную фантазию, через навязанное воображением восприятие ощущений другого человека. Не суть каким образом душа накапливает опыт, главное – что она обретает его и откладывает в запасники своей памяти, чтобы впоследствии выудить на свет Божий подобающие ситуации искренние эмоции…. Ведь что есть душа – не что иное, как истинная сущность человека, временно сокрытая плотью и целым сонмом желаний, возникающих для удовлетворения потребностей этой самой плоти. А возьми и отбрось эти желания, попросту удовлетвори их все до последнего, и в тот же самый момент вскроется суть….
                Изабель вдруг замолчала и с тенью сомнения на бледном лице перевела на меня недоверчивый взгляд.
                - Ты вообще понимаешь, о чём я говорю?
                - Конечно! – я энергично замотал головой. Последние слова ангела бессознательно породили во мне аналогию с зеркальным отражением – обнажающая физические достоинства и пороки гладь ни в коей мере не способна рассказать о духовной сущности того, кто в неё смотрится. Единственное, что может сколько-нибудь служить откровением – это взгляд, да и тот отражает лишь единовременное переживание, но никак не способен воссоздать картину в целом. Из всего этого получается, что мы – люди – обретаясь в земной жизни и общаясь между собой зачастую совершенно не знаем друг друга! Грустное заключение….
                - Это действительно грустно, но не совсем правильно. Подобное происходит до тех пор, пока не приходит любовь. Едва сердце человека принимает её, как его душа раскрывается, позволяя донести до партнёра своё истинное обличие…. Но это уже совсем другая тема. Если ты не против, то давай вернёмся к нашему мальчику.
                - Конечно, конечно! Просто я уже подумал, что его история закончилась….
                Изабель грустно покачала головой.
                - Что ты, Марк, она только начинается. Итак…. Созданный фантазией ребёнка мир – как нетрудно догадаться – очень часто не соответствовал реальности, а в отдельных случаях даже противоречил ей. Представляешь, каково было мальчишке, а после и юноше, принимать жизнь такой, какая она есть на самом деле? Каждый новый удар с треском ломал возведённые в догму стереотипы и непрерывная череда разочарований вскоре подтолкнула премудрого старика в душе молодого человека к осознанию того, что его житейский опыт не более чем «пшик», и на самом деле он совершенно не приспособлен к жизни реальной, без прикрас. В то же время соседствовавший со стариком мальчик всё так же самозабвенно успокаивал своего носителя пророчествами легко доступного счастья. Его неусыпная забота привела к тому, что молодой человек со временем приобрёл вполне закономерную телесную леность, утвердившуюся с годами. Зачем что-то делать и к чему-то стремится, если надо лишь немного подождать и всё само ляжет тебе в протянутые руки…? В конечном итоге разочарованный старик смирился с поражением и прекратил свои потуги, припрятав накопленную, но непригодную мудрость до лучших времён и предоставив полную свободу действий своему юному сожителю. Молодой человек, не желавший принимать действительность как она есть, замкнулся в себе, слепо накапливая льющийся со всех сторон негатив. Он очень переменился внутренне, и лишь его доверчивость и вера в скорое счастье оставались прежними.      
                Наступил долгожданный момент, когда он, наконец, познал любовь и шествующую с ней рука об руку страсть. И что бы не думал он в детстве об этом прекрасном чувстве, как бы ни готовился и как бы не стремился уловить первые его проявления, всё же оно застало его врасплох. Очнувшийся от спячки старик высоко поднял голову и низверг своего хозяина в сладостную пучину духовного наслаждения. Всё вполне предсказуемо, но…. Его чувство, взращённое на книжных романах и сплошь пропитанное откровенно устаревшими представлениями об этой самой любви, ни в коей мере не соответствовало её нынешнему пониманию. Поглотившая разум страсть задвинула на задний план все остальные чувства, в том числе и здравую долю эгоизма, способствующую поддержанию присущего всем смертным инстинкта самосохранения. Всецело отдавшись любви, молодой человек потерял сам себя….
                - Не понял, как это? Что значит «потерял себя…»? Прости, пожалуйста, что опять перебиваю…, - запоздало извинился я перед ангелом.
                - Как…? – взгляд ангела мгновенно наполнила печаль, видимо подобная ситуация была не чужда и ей. – Как? Мы уже говорили, что когда человек любит всем сердцем, он становится абсолютно уязвим и перестаёт принадлежать самому себе. Поглотившая смертного необузданная страсть подобна стихии, Марк, она сметает всё на своём пути, в том числе и рассудок. Потеряв его, человек теряет сам себя.
                Изабель надолго задумалась и я не посмел тревожить её расспросами. Мне почему-то показалось, что последние слова моей спутницы в полной мере соответствовали определённому, скорей даже продолжительному периоду её собственной земной жизни. Но это была закрытая тема….
                - Да…, он потерял сам себя. Но в то же время приобрёл очень и очень многое – он познал совершенство собственных чувств. Первая любовь благоприятствует этому познанию хотя бы потому, что она наиболее чиста и откровенна. Ты словно пишешь её сам с чистого листа именно такой, какой хотел бы видеть, скрупулёзно подгоняя под выношенный годами идеал….  И поверь – это действительно прекрасно – быть творцом своей первой любви…!
                Но вернёмся к нашему молодому человеку. Пожалуй, самым страшным ударом для него и явилось горькое разочарование в этой любви. Можно с уверенностью заявить, что именно это преломление окончательно ввергло в хаос его сущность. Каким образом? Достаточно лишь сказать, что юноша потерял Веру. Веру в себя, веру в других людей, веру в само существование любви и счастья…. Вообще – веру в жизнь….
                Это страшно, Марк, поверь. Очень страшно – потерять Веру. Взамен её он обрёл пустоту. Набирающую с каждым днём силу внутреннюю пустоту, несущую с собой одиночество. Ничто не могло остановить её настойчивое, неумолимо растущее превосходство, и даже редкие всплески естественного человеческого счастья быстро стихали в незыблемой мутной глади….
                Позволь напомнить, что в его душе всё ещё соседствовали мальчик и старик. Ворчливый долгожитель тем временем возненавидел мальчика, слепую веру и глупые надежды которого считал первопричиной, повлёкшей за собой столь тягостные последствия. Вечный ребёнок, в свою очередь, отвечал взаимностью, обвиняя старшего товарища в излишней самоуверенности и откровенно устаревших взглядах на мир. Противоборство двух слитых воедино натур не прекращалось, и в конце-концов молодой человек не выдержал. Желая во что бы то ни стало заглушить и старческое ворчание, и детский лепет, он прибег к фальшивой панацее от всех бед - пристрастился к алкоголю, дабы хоть на короткие периоды обрести желанный внутренний покой и отомстить тем, кто обрёк его на долгие годы пустоты и одиночества…. 
 
                Глава 53.

                Изабель вновь умолкла и подняла взгляд ввысь. Редкие пушистые облака, плывущие чуть выше нас, нехотя наползали на яркий диск полной луны, ничуть не застилая загадочное небесное светило. Наблюдая за ними, моя спутница предалась размышлениям и закрылась, не давая прочитать свои мысли. Я ждал. Молчание затягивалось, и вынужденная пауза начала меня тяготить. Слегка коснувшись руки ангела, я нетерпеливо спросил:
                - А дальше то, что было?
                - Дальше? – будто встрепенувшись, переспросила Изабель. – А что ещё может быть дальше? Если ты не умеешь радоваться каждому дню этой жизни, если получаешь от выдуманного тобой и ставшего беспросветным существования лишь проблемы и невзгоды, то что для тебя жизнь? Ничто – всё та же гнетущая пустота. В конечном итоге он даже полюбил её, эту самую пустоту.
                Заметив недоверие на моём лице, Изабель несколько раз кивнула, подтверждая вышесказанное.
                - Ты не поверишь, но на самом деле юноша всё время искал лишь одно – душевное тепло. Искал и не находил. Поправ свой прежний мир и не обретя нового, он замыкался в себе, не замечая этого самого тепла, преподносимого другими. Попросту не верил в него. Всё это продолжалось довольно долго, до тех пор, пока пустота не поглотила его окончательно….
                - Так он здесь? – не удержался я. С тенью улыбки на бледных губах Изабель накрыла ладонью мою ладонь. Глядя в глаза, она хранила молчание, будто желая потомить меня в ожидании ответа. – Он здесь или нет?
                - Он был здесь, Марк. Недолго, всего ничего, но этого было достаточно для того, чтоб в его сущности произошли великие перемены. Скажу одно – если раньше он превозносил пустоту, то лишь познав ледяной холод этой самой пустоты, он, наконец, ощутил искомое, долгожданное тепло любви. Сейчас это абсолютно нормальный мужчина, такой же как многие и в то же время совершенно иной…. Он понял истину – его жизнь и его счастье в его собственных руках….
                - …И мальчик ему больше не докучает, - закончил я фразу ангела.
                - Мальчик…? Мальчик остался здесь, равно как и старик. Их лучшие черты нашли себе пристанище в новоявленной душе мужчины. Можно сказать, он прошёл некую фильтрацию, вернувшись очищенным от накопленной за многие годы скверны и обретя новую Веру…. Знаешь, перед тем как придти сюда, в своей последней записке он в полном отчаянии написал: «Я не хочу стать памятью…». Ему повезло, он не стал памятью, но ей стали те, кто нарушил равновесие. И сейчас, обретя данное немногим понимание, этот человек может быть по настоящему счастлив….
                - Слава Богу! – неожиданно даже для самого себя завершил я рассказ ангела. Изабель рассмеялась.
                - Да, Марк, слава Богу, что всё так закончилось. Ну, и немножко, слава нам – ангелам-хранителям.       
                Я ответил ангелу улыбкой и впервые за этот долгий и невероятно насыщенный день позволил себе спокойно и глубоко вздохнуть. Фигурально выражаясь, естественно….


Рецензии