День Строителя

 

Стройки  начинаются по-разному: одни – официально и помпезно, с закладки первого камня в фундамент, другие – скрытно, чтобы не сразу поняли, что земля захвачена или куплена не вполне законно; быстро – быстро фундамент и скорей - же класть стены.

Сергей Петрович, или – просто, дед Сергей, все свои многочисленные большие и маленькие стройки начинал со строительства сортира: сам вручную копал яму, сам сбивал щиты, и сам  же навешивал дверь. Он считал это верной приметой того, что, однажды начавшись, стройка обязательно будет завершена. И статистика говорила, что за более чем сорокалетнюю трудовую карьеру деда Сергея после него не осталось ни одного незавершенного объекта, все было достроено и сдано в срок, будь то – государственный или какой иной заказчик.

После выхода на пенсию дед Сергей оставил строительную организацию, в которой трудился много лет и подался на вольные хлеба: призвав в бригаду трех молодых выпускников ПТУ – стал возводить загородные дома и иные объекты для состоятельных людей.

Вот и этим летом  «ложили» они  дом для одного заказчика, преуспевающего  человека. В очень красивом и престижном месте: на взгорке, южный склон, внизу – речка, за ней – автострада, след за рекой, тоже стремится в город. Слева, метрах в пятидесяти – березовый лес, где не вытоптаны, были еще цветы. Жарков на открытых местах было много. И здесь Сергей Петрович не изменил своей традиции: собственноручно поставил сортир и первым его опробовал. Тем дело и кончилось, потому что по нужде ходил он в близлежащий лесок, на природу посмотреть, да и вместо перекура; не молодой уже, работать весь световой, день не  разгибаясь.

Каждый вечер приезжал хозяин. Они вместе оценивали выполненный объем, планировали завтрашний день. Потом хозяин ставил бутылку водки и уезжал. Бригада, уже поздно вечером, выпив и закусив, спускалась вниз, к дороге, и с последним автобусом уезжала в город. А утром, первым рейсом, снова на рабочее место. Все шло спокойно и размеренно, без каких либо отклонений.

Однажды вечером, уже принимая ванну, Сергей Петрович обнаружил под левой коленкой клеща.
- Гляди  же, а, напасть  какая, - ворчал он, смазывая маслом и вытаскивая клеща из ноги, - ведь говорили же пацаны, что эти хождения в лесок добром не кончатся, вот и накаркали….

Хотя и был он суеверен в такой же степени, как и большинство из нас, но про то, что – «пацаны накаркали» - утром уже забыл и приехал на стройку в обычном расположении духа. Рабочий день начался как обычно. Только вот в перекур пошел Сергей  Петрович не в лесок, как обычно, а в сортир, и посещение это его очень расстроило. Вырвав из прибитой к стене  книги лист, он, сам не зная, почему, - решил взглянуть на обложку. И   на душе у него стало как-то нехорошо и тревожно.  На обложке значилось; – «Ем. Ярославский.   Библия для верующих и неверующих».  Должен сказать, что дед Сергей образован был мало и книги этой ранее в руках не держал, и об ее антирелигиозном содержании не знал. Потому взяла его жуткая обида:
 - Это же надо, стервецы, такую книгу – и в сортир! Поганцы!

Верующим человеком он не был, но были, по его убеждению, некие святые истины, глумиться над которыми не стоило. Он сорвал книгу с гвоздя, поднес к полоске света, бьющей через щель, и с большим трудом, дальнозорким глазом прочитал, выделенное жирным шрифтом: - « …камень, отвергнутый строителями, становится, вдруг, главою угла….»

- Наглецы, такую книгу!...  - еще больше распалялся Сергей  Петрович после прочитанной фразы. С книгой в руках вышел он из сортира и со словами: - Ничего святого для вас нет! – предался работе. Он перестал  разговаривать с пацанами на отвлеченные темы, рассказывать десятки случаев, коим был свидетель. Делал только короткие указания по работе, давая понять, что сердит.

Так продолжалось несколько недель. Пацаны не обращали внимания на перемену настроения своего бригадира, не до того  было. Работы много, да и не легкая она, некогда выяснять отношения. Да и зарплата меньше от этого не стала. А дед, ну сходит с ума, да и черт с ним!

Сергей Петрович же дал обет молчания не просто так, он думал, размышлял. Эта фраза о камне, отвергнутом строителями, не выходила у него из головы.

Однажды в субботу вечером, а был уже август, дед Сергей вдруг заговорил, чем нимало удивил свою бригаду:
- Пацаны, кто знает, какой завтра праздник?
- ???
- Да вы чего, совсем заработались, завтра ж – день Строителя. Может быть, устроим выходной, это ж для нас – как Новый год…
-А хозяин….
- Хозяина я беру на себя….

Вот и подкатило хозяйское авто.
-Иваныч, - начал дед Сергей, - ты служил где, в каком звании дембельнулся?
Тот опешил:
- Старшина я… стройбатовский. Даже значок – «Отличник военного строительства» - есть…   Правда – не заработанный, за бутылку коньяка у начштаба купил на память…

Установилось молчание. Хозяин открыл багажник, достал еще бутылку, какой-то пакет:
- Отдыхайте завтра….

Бригада, выработав раствор, села пировать. Пили за праздник, за здоровье хозяина, за здоровье бригадира, извинялись перед ним, жали руки и клялись в вечной дружбе и еще много чего. Сам же организатор пил мало. Развез пацанов по домам, долго ворочался в постели, ожидая прихода нового дня.

В воскресенье, в день Строителя, он с утра пораньше появился на объекте. Замесил раствор, собрал около поддонов «четвертинок», - обломков кирпичей, поднял их на стену, и долго разглядывал. Вот же они, - «отвергнутые камни».  И годны они – только в забутовку. А вот во главу угла?..

И Сергей  Петрович стал выводить угол из этих обломков. Душа протестовала, знал, что ничего не выйдет, но - делал. Слез со стены, глянул снизу – полная ерунда. Нельзя так! Поднялся наверх и разобрал угол. Распихал раствор по щелям. Достал чекушку водки. Налил и подвел итог:
- Да, видимо, не пришло еще то время….
               


Рецензии
Матвей, Нюре тоже не дает покоя этот "камень во главу угла".
Где же он в реальности?

Кто-то ей сказал, что в реальности это верхний камень в арках. Если его убрать, арка упадет.

Вдумчивый мужик Сергей Петрович, он все равно разберется что к чему, он знает, что домик на песке не построишь.

И время придет!

Ваша Нюра.

Нюра Неахматова   17.01.2011 10:06     Заявить о нарушении
Однозначно он должон быть на видном месте, в центре композиции. И, опять же - нести основную нагрузку и за все отвечать.
Вот таково мнение.

Матвей Кузин   17.01.2011 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.