Святослав I Игоревич

                1. Князь-воин

В то вре­мя, ко­гда отец Свя­то­сла­ва  князь  Игорь  был  убит  в Де­рев­ской зем­ле (http://proza.ru/2010/04/30/245),  Свя­то­слав  был  еще  ре­бен­ком  и  все­ми  де­ла­ми рас­по­ря­жа­лись мать его кня­ги­ня Оль­га, кор­ми­лец Свя­то­сла­ва  Ас­мунд и вое­во­да Све­нельд.  В 946 го­ду, со­брав мно­гих вои­нов, Оль­га по­шла на древ­лян (http://proza.ru/2010/02/03/302). С ней был и Свя­то­слав. Древ­ля­не вы­сту­пи­ли на­встре­чу,  и  ко­гда  со­шлись оба вой­ска для схват­ки, Свя­то­слав бро­сил  свое  ко­пье  во  вра­га. Ко­пье про­ле­те­ло ме­ж­ду ушей ко­ня и упа­ло у его ног. Ибо  Свя­то­слав был еще очень мал. Но Све­нельд и Ас­мунд ска­за­ли: "Князь уже на­чал бой: по­сле­ду­ем, дру­жи­на, за кня­зем!" И на­ча­лась бит­ва, в  ко­то­рой одо­ле­ли ки­ев­ля­не.

   В 957 го­ду по­сле сво­его кре­ще­ния Оль­га ста­ла уго­ва­ри­вать  сы­на, что­бы при­нял кре­ще­ние. Но  Свя­то­слав  от­ве­тил:  "Как  мне од­но­му при­нять иную ве­ру? А дру­жи­на моя ста­нет на­сме­хать­ся." И не по­слу­шал Свя­то­слав ма­те­ри, про­дол­жая жить по  язы­че­ским  обы­ча­ям. Но дру­гим кре­стить­ся не за­пре­щал, а толь­ко на­сме­хал­ся  над  ни­ми. Оль­га же мо­ли­лась за сво­его сы­на и про­дол­жа­ла  ру­ко­во­дить  им  до тех пор, по­ка он не воз­му­жал.

Ко­гда Свя­то­слав вы­рос, говорит летописец, он стал со­би­рать вокруг себя храбрых вои­нов  и мно­го вое­вал. В по­хо­ды он хо­дил лег­ко как ге­пард. И не во­зил он с со­бой ни во­зов, ни кот­лов, не ва­рил  мя­са,  но,  тон­ко  на­ре­зав ко­ни­ну или зве­ри­ну или го­вя­ди­ну и, за­жа­рив на уг­лях, так и ел. Не  имел он и шат­ров, но спал, по­до­ст­лав пот­ник с  сед­лом  в  го­ло­вах. Та­ки­ми же бы­ли и все его вои­ны.  Пре­ж­де  чем  на­па­дать  на  вра­га по­сы­лал он впе­ред гон­ца со сло­ва­ми: «Иду на вас». И внеш­ность у Свя­то­сла­ва, по сло­вам греческого историка Льва Диа­ко­на, лично встречавшимся с ним под Доростолом, бы­ла под стать его ха­рак­те­ру: ди­кая и су­ро­вая.  Бро­ви  у  не­го  бы­ли  гус­тые,  гла­за го­лу­бые. Во­ло­сы и бо­ро­ду князь имел обык­но­ве­ние  брить,  но  за­то имел длин­ные ви­ся­чие усы и пу­чок во­лос на од­ной  сто­ро­не  го­ло­вы. Бу­ду­чи не­вы­сок  рос­том  и  стро­ен  те­лом,  он  от­ли­чал­ся  мо­гу­чей мус­ку­ли­стой ше­ей и ши­ро­ки­ми пле­ча­ми. Рос­ко­ши Свя­то­слав не  лю­бил. Оде­ж­ду но­сил са­мую про­стую, и толь­ко в ухе у не­го  ви­се­ла  зо­ло­тая серь­га, ук­ра­шен­ная дву­мя жем­чу­жи­на­ми и ру­би­ном.

 

                2. Первые походы Святослава

В 965 го­ду Свя­то­слав пошел на ха­зар. Те во  гла­ве  с  ка­га­ном вы­шли  на­встре­чу руси, но судьба не дала им счастья в битве.  Свя­то­слав одолел врага, взял хазарские го­ро­да Сар­кел и Бе­лую Ве­жу. По­сле он двинулся на Северный Кавказ, по­бе­дил ясов и ка­со­гов. На дру­гой год Свя­то­слав покорил так же  вя­ти­чей и воз­ло­жил на них дань.

Таким образом, всего за год или два молодой князь покончил с могучим восточным соседом Руси, навсегда сокрушив Хазарскую державу (http://proza.ru/2020/08/05/439). Лаконичное известие русской летописи отчасти дополняется арабскими авторами. Согласно современнику событий Ибн Хаукалю, восточный поход Святослава и падение Хазарского каганата  произошло в 358 г.х. (то есть, в 968/69 гг.). Он пишет, что русы сначала опустошили Булгар, а затем обрушились на города Хазарии - ее столицу Итиль, а также Самандар.

Хазарскую войну Святослава можно было бы рассматривать, как продолжение старой политики руси, ее стремления утвердиться на Волжском торговом пути. Теперь, после ослабления Булгарии и уничтожения Хазарского каганата, Русь могла бы играть первостепенную роль в восточной торговле. Однако этого не произошло. Место цивилизованных хазар заняли в Поволжье дикие печенеги, а потом – половцы. После похода Святослава волжский торговый путь быстро приходит в упадок и в дальнейшем уже никогда не играет такой важной роли, как прежде. Быть может, русский князь этого и добивался? Гибель Хазарии объективно способствовала процветанию днепровского торгового пути и обогащению расположенных на нем русских городов, прежде всего Новгорода и Киева.  Стремительный расцвет их начинается именно с этого времени.

  Покончив с Хазарией, Святослав  обратил свои взоры на запад. В 967 го­ду он был уже на Ду­нае, в Бол­га­рии.  И  би­лись  обе стороны, говорит летописец, и одо­лел Свя­то­слав бол­гар,  и  взял  го­ро­дов  их  80  по Ду­наю, и сел кня­жить там, в Пе­ре­яс­лав­це, бе­ря дань с гре­ков.

В 968 г., ко­гда Свя­то­слав со всей дружиной находился  в  Бол­га­рии, на рус­скую зем­лю при­шли пе­че­не­ги. Оль­га вместе с вну­ка­ми Яро­пол­ком, Оле­гом и  Вла­ди­ми­ром за­пер­лась в Кие­ве. Пе­че­не­ги  же  оса­ди­ли го­род ве­ли­кою си­лой: бы­ло их  во­круг  бес­чис­лен­ное  мно­же­ст­во,  и нель­зя бы­ло ни вый­ти из го­ро­да, ни  на­брать  во­ды,  и  из­не­мо­га­ли лю­ди от го­ло­да и жа­ж­ды. То­гда,  со­брав­шись, ки­ев­ля­не по­сла­ли    к Свя­то­сла­ву гон­ца со сло­ва­ми: «Ты, князь, ищешь чу­жой  зем­ли  и  о ней за­бо­тишь­ся, а  свою  по­ки­нул.  Нас  же  чуть  бы­ло  не  взя­ли пе­че­не­ги вме­сте с ма­те­рью тво­ей и деть­ми. Ес­ли не при­дешь,  и  не за­щи­тишь нас, то не ми­но­вать нам по­ло­на.  Не­у­же­ли  не  жаль  те­бе сво­ей  от­чи­ны,  ста­рой  ма­те­ри  и  де­тей?»  Ус­лы­шав  эти   сло­ва, Свя­то­слав с дру­жи­ною ско­ро  сел  на  ко­ней  и  вер­нул­ся  в  Ки­ев; при­вет­ст­во­вал мать свою и де­тей и со­кру­шал­ся о том, что слу­чи­лось с ни­ми от пе­че­не­гов. По­сле со­брал он вои­нов, про­гнал пе­че­не­гов  в по­ле, и на­стал по­кой в Рус­ской зем­ле.

Впрочем, долго задерживаться здесь князь не собирался. Он со­звал бо­яр и ска­зал ма­те­ри:  «Не  лю­бо  мне си­деть в Кие­ве, хо­чу жить в Пе­ре­яс­лав­це на Ду­нае, -  там  се­ре­ди­на зем­ли мо­ей, ту­да сте­ка­ют­ся все бла­га: из Гре­че­ской зем­ли - зо­ло­то, па­во­ло­ки и ви­на, раз­лич­ные пло­ды; из Че­хии и из Венг­рии -  се­реб­ро и ко­ни; из Ру­си же ме­ха и воск, мед и ра­бы». Оль­га от­ве­ча­ла ему на это:  «Ви­дишь-  я  боль­на;  ку­да  хо­чешь  уй­ти  от  ме­ня?   Ко­гда по­хо­ро­нишь ме­ня, - от­прав­ляй­ся ку­да за­хо­чешь». Спустя три дня после этого разговора старая княгиня умер­ла, и пла­ка­лись по ней  пла­чем ве­ли­ким сын ее и вну­ки ее, и все лю­ди. Оль­га за­ве­ща­ла не со­вер­шать по ней  триз­ны; ее похоронил по христианскому обряду христианский священник.

 

                3. Война с Византией

В 969 го­ду Свя­то­слав  по­са­дил  Яро­пол­ка  в  Кие­ве,  Оле­га -  у древ­лян, Вла­ди­ми­ра по­слал кня­жить в  Нов­го­род,  а  сам  от­плыл  в Бол­га­рию в Пе­ре­яс­ла­вец. Бол­га­ры  же,  от­бив­шие  к  это­му  вре­ме­ни Пе­ре­яс­ла­вец, за­тво­ри­лись про­тив не­го в го­ро­де и  вы­шли  на  бит­ву про­тив  ру­си. И  бы­ла  ве­ли­кая  се­ча,  в  ко­то­рой  бол­га­ры  ста­ли одо­ле­вать. То­гда  Свя­то­слав ска­зал сво­им  вои­нам:  «Здесь  нам  и уме­реть! По­сто­им же  му­же­ст­вен­но  бра­тья  и  дру­жи­на!»  К  ве­че­ру одо­лел Свя­то­слав, взял го­род при­сту­пом и по­слал к гре­кам  со сло­ва­ми: «Хо­чу ид­ти на вас и  взять  сто­ли­цу  ва­шу,  как  и  этот го­род». Гре­ки отвечали:  «Чем  вое­вать,  возь­ми  дань  на  всю дру­жи­ну свою, толь­ко ска­жи, сколь­ко вас, что­бы  мы  ра­зо­члись  по чис­лу дру­жин­ни­ков тво­их».  Так го­во­ри­ли гре­ки, об­ма­ны­вая  рус­ских. Свя­то­слав же по­слал ска­зать: «Нас два­дцать ты­сяч». Но при­ба­вил де­сять ты­сяч: ибо рус­ских бы­ло все­го де­сять  ты­сяч.

По­лу­чив это из­вес­тие, византийский император Ио­анн Ци­мис­хий (http://www.proza.ru/2018/11/15/1240)  вы­сту­пил про­тив ру­си с 30 ты­ся­ча­ми, а да­ни не дал ни­ка­кой.  В 970 го­ду вой­на пе­ре­мес­ти­лась во  Фра­кию.  В  пер­вом  сра­же­нии победа осталась за Свя­то­славом, который двинулся на Кон­стан­ти­но­по­ль,  разоряя встречные  го­ро­да.  В Фи­лип­по­ле (Плов­ди­не), по сви­де­тель­ст­ву  Льва  Дья­ко­на,  он  ве­лел по­са­дить на кол 20 ты­сяч плен­ных, при­вел этим  бол­гар  в  ужас  и за­ста­вил их по­ви­но­вать­ся  се­бе.  Од­на­ко,  под  А­д­риа­но­по­лем    русь встре­ти­лась с вой­ском опытного полководца Вар­ды Скли­ра и по­тер­пе­ла от не­го по­ра­же­ние. Не смот­ря на по­бе­ду, Ци­мис­хий из-за на­чав­ше­го­ся в Азии мя­те­жа дол­жен был за­клю­чить мир. Он по­слал ска­зать Свя­то­сла­ву:  «Не хо­ди к сто­ли­це, возь­ми дань, сколь­ко хо­чешь». И  да­ли  ему  дань. Свя­то­слав брал и на уби­тых, го­во­ря: «Возь­мет за уби­то­го род его». Взял он,  по  сло­вам  ле­то­пис­ца,  мно­го  да­ров  и  воз­вра­тил­ся  в Пе­ре­яс­ла­вец со сла­вой ве­ли­кой.

  Впро­чем, мир про­дол­жал­ся со­всем не­дол­го. В пас­халь­ные  дни  971 го­да, по­да­вив вос­ста­ние в  Азии,  Ци­мис­хий  не­ожи­дан­но  для  ру­си пе­ре­шел Бал­ка­ны и вторг­ся в  Бол­га­рию.  По­сле  двух­днев­ной  оса­ды гре­ки взя­ли Пре­сла­ву и вы­би­ли от­ту­да  рус­ский  гар­ни­зон,  ко­то­рым ко­ман­до­вал  Све­нельд.  По­сле  это­го  Плис­на  и   мно­гие    дру­гие бол­гар­ские го­ро­да от­па­ли  от  Свя­то­сла­ва  и  пе­ре­шли  на  сто­ро­ну Ци­мис­хия. Сам  Свя­то­слав  на­хо­дил­ся  в  это  вре­мя  на  Ду­нае   в До­ро­сто­ле. Уз­нав о по­ра­же­нии у Пре­сла­вы он  ис­пы­тал  огор­че­ние  и до­са­ду, но еще на­де­ял­ся на по­бе­ду.

  Ко­гда им­пе­ра­тор под­сту­пил к До­ро­сто­лу, он уви­дел русь,  стоя­щую пе­ред сте­на­ми  в  ожи­да­нии  бит­вы.  По­сле  то­го,  как  про­тив­ни­ки со­шлись вру­ко­паш­ную, за­вя­за­лось яро­ст­ное сра­же­ние,  и  дол­го  обе сто­ро­ны би­лись с оди­на­ко­вым ус­пе­хом. К ве­че­ру, ко­гда бой­цы  ста­ли уже из­не­мо­гать, Ци­мис­хий бро­сил в бой свою кон­ни­цу.  Не  вы­дер­жав на­тис­ка, русь об­ра­ти­лась в бег­ст­во и  скры­лась  за  сте­на­ми кре­по­сти (по свидетельству Льва Диакона, у руси почти не было конницы, и она всегда сражалась в пешем строю).

  Вслед за тем  в  те­че­нии  не­сколь­ких  дней  про­ис­хо­ди­ли  упор­ные сра­же­ния  пе­ред  сте­на­ми,  из  ко­то­рых  гре­ки  обыч­но    вы­хо­ди­ли по­бе­ди­те­ля­ми. То­гда  Свя­то­слав  со­брал  свою  дру­жи­ну   и    стал со­ве­то­вать­ся, как им  даль­ше  быть.  Мно­гие  бы­ли  за  то,  что­бы от­сту­пить, но Свя­то­слав ска­зал: «Нам не­ку­да уже деть­ся, хо­тим  мы или не хо­тим - долж­ны сра­жать­ся. Так не по­сра­мим зем­ли Рус­ской, но ля­жем здесь ко­сть­ми, ибо мерт­вые сра­му не имут. Ес­ли же  по­бе­жим - по­зор нам бу­дет. Так не по­бе­жим же, но ста­нем креп­ко, а  я  пой­ду впе­ре­ди  вас:  ес­ли  моя  го­ло­ва  ля­жет,  то   о    сво­их    са­ми по­за­бо­ти­тесь». Вои­ны, вдох­нов­лен­ные этой ре­чью, вос­клик­ну­ли: «Где твоя го­ло­ва ля­жет, там и свои го­ло­вы по­ло­жим».

  На дру­гой день русь, по­стро­ив­шись в фа­лан­гу,  вы­сту­пи­ла  про­тив гре­ков и би­лась  с  не­ви­дан­ным  до­се­ле  ожес­то­че­ни­ем.  Им­пе­ра­тор, уви­дев,  что  гре­ки  от­сту­па­ют,  сам  бро­сил­ся  в   бой,    что­бы во­оду­ше­вить вои­нов. К  счастью для него,  раз­ра­зил­ся  ура­ган. Ве­тер дул на­встре­чу ру­си и за­би­вал  ей  гла­за.  В  то  же  вре­мя, обой­дя строй Свя­то­сла­ва, Вар­да Склир уда­рил ему в  тыл.  Русь  не вы­дер­жа­ла и по­бе­жа­ла под за­щи­ту стен. Сам  Свя­то­слав,  из­ра­нен­ный стре­ла­ми и по­те­ряв­ший мно­го кро­ви, ед­ва не по­пал в плен.

  Всю ночь он про­вел в гне­ве и пе­ча­ли, со­жа­лея  о  ги­бе­ли  сво­его вой­ска. Но, ви­дя, что ни­че­го уже  нель­зя  пред­при­нять,  он  по­чел дол­гом  ра­зум­но­го  пол­ко­вод­ца  не  па­дать  ду­хом  под    тя­же­стью не­бла­го­при­ят­ных об­стоя­тельств и при­ло­жил все уси­лия для  спа­се­ния ос­тав­ших­ся в жи­вых вои­нов. По­это­му он от­ря­дил на рас­све­те  по­слов к им­пе­ра­то­ру Ио­ан­ну и стал про­сить ми­ра  на  сле­дую­щих  ус­ло­ви­ях: русь  ус­ту­пит  гре­кам  До­ро­стол,  ос­во­бо­дит  плен­ных,  уй­дет   из Бол­га­рии и воз­вра­тит­ся на ро­ди­ну, а гре­ки  да­дут  им  воз­мож­ность от­плыть, не на­па­дут на них по до­ро­ге с ог­не­нос­ны­ми  ко­раб­ля­ми,  а кро­ме то­го снаб­дят их  про­до­воль­ст­ви­ем  и  бу­дут  счи­тать  свои­ми друзь­я­ми тех, ко­то­рые бу­дут по­сы­лае­мы по тор­го­вым де­лам в Гре­цию, как это бы­ло ус­та­нов­ле­но пре­ж­де.

Им­пе­ра­тор с ра­до­стью при­нял эти ус­ло­вия. Из 60 ты­сяч­ной  ар­мии, ко­то­рую Свя­то­слав при­вел с со­бой в Бол­га­рию, в жи­вых в это  вре­мя ос­та­лось 22 ты­ся­чи.

 

                4. Смерть Святослава

По за­клю­че­нии ми­ра Свя­то­слав бла­го­по­луч­но дос­тиг устья Днеп­ра и в ладь­ях от­пра­вил­ся к по­ро­гам. Вое­во­да от­ца его Све­нельд ска­зал ему: «Обой­ди,  князь,  по­ро­ги  на  ко­нях,  ибо  сто­ят  у  по­ро­гов пе­че­не­ги». Но Свя­то­слав не по­слу­шал его и по­шел в  ладь­ях.  Ме­ж­ду тем  Све­нельд  бес­по­ко­ил­ся  не  зря:  бол­га­ры  по­сла­ли    ска­зать пе­че­не­гам: «Вот, идет ми­мо вас  на  Русь  Свя­то­слав  с  не­боль­шой дру­жи­ной, за­брав у гре­ков мно­го бо­гат­ст­ва и плен­ных  без  чис­ла». Ус­лы­шав об этом, пе­че­не­ги (http://proza.ru/2020/08/06/494) за­сту­пи­ли по­ро­ги.  Свя­то­слав уз­нал, что нель­зя прой­ти че­рез по­ро­ги и ос­та­но­вил­ся с дру­жи­ной в Бе­ло­бе­ре­жье на зи­мов­ку. Вско­ре у  ру­си  кон­чи­лась  вся еда, вои­ны ста­ли есть ко­ней, и был ве­ли­кий го­лод.  Вес­ной 972 го­да Свя­то­слав ре­шил про­дол­жить путь. Ед­ва  он до­б­рал­ся до по­ро­гов, на русь на­пал печенежский хан Ку­ря. В жестоком бою пе­че­не­ги перебили всю рус­скую дру­жи­ну. Пал и сам Свя­то­слав. Из его че­ре­па победители сде­ла­ли ча­шу и с тех пор  пи­ли  из  нее на пирах.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522


Рецензии
Читается, как художественное произведение) Святослав, бесспорно, был выдающимся военным деятелем своего времени. Но мне набеги представляются несколько сумбурными. Пожалуй только хазарская война имела далеко идущие последствия.

Оксана Куправа   20.01.2016 12:34     Заявить о нарушении
С такой характеристикой Святослава согласиться нельзя (отчего-то автор молчит). Святослав, кроме бесспорных военных талантов, решал стратегические вопросы исключительной важности. Хазары на протяжение веков угнетали Русь. Святослав разметал Хазарию так, что ее столицу Итиль до сих пор найти не могут. Для сравнения вспомним, как долго после татаро-монгольского ига его угроза витала над Московским царством. Со следующей задачей - создание Панславянского государства с центром на нижнем Дунае - Святослав не справился. Но оцените масштаб! Его устремленность повторяли семь веков подряд русские правители.

Михаил Колобов 53   20.01.2016 15:52   Заявить о нарушении
Михаил, пожалуй, вы правы. Не судите строго. Как женщина с полным отсутствием государственного мышления невзлюбила Святослава после такого количества посаженных на кол. Он мне по-человечески не приятен.

Оксана Куправа   20.01.2016 19:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана! Святослав чрезвычайно интересная фигура нашей начальной истории. Недаром он сделался героем многих романов. Если вам интересно, можете просмотреть предыдущие рецензии. Мне пришлось несколько раз высказывать свой взгляд по поводу влияния Святослава на дальнейшую истории Руси-России. Этот князь наметил оба пути будущей российской внешней политики - один на юго-запад, к Константинополю, другой - на юго-восток, к Каспийскому морю.

Константин Рыжов   20.01.2016 22:49   Заявить о нарушении
Да, я уже все прочла, Константин. Соглашаюсь- личность интересная, воинственная. Читать о нем очень увлекательно.

Оксана Куправа   20.01.2016 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.