Игра как овладение тревогой

Психодинамическое направление и игра
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Два первичных влечения: к смерти и жизни, к самосохранению, к власти, к самоутверждению. Это основные динамические силы психической жизни, неизменные у младенца и взрослого. Детская игра, как культура, наука, искусство - формы обхода барьеров. которые ставит общество изначальным влечениям, ищущим себе выхода. При анализе игры маленького ребенка с забрасыванием вещей и с "появлением - исчезновением" катушки с ниткой Фрейд предполагает символизацию в этой игре травмирующей ребенка ситуации ухода матери. Период детства по Фрейду - это период непрерывного травмирования ребенка, а тенденция к навязчивому повторению приводит к играм. игра есть единственное терапевтическое средство. Игра возникла на основе тех же механизмов, которые лежат в основе снов и неврозов взрослых. Игра детей находится под влиянием желания, доминирующего в этом возрасте - стать взрослым и делать так, как делают взрослые. Фрейд наблюдал за тем, как играет его полуторагодовалый внук. Он был очень привязан к своей матери. Мать оставляла его на несколько часов одного каждый день. Он не жаловался, а придумал игру. Он кидал катушку ниток в свою кровать и доставал её опять. Ребенок имитировал уход и возвращение матери снова и снова. Фрейд задумался вопросом: как повторение неприятного опыта соотносится с принципом удовольствия?  Фрейд назвал эту тенденцию переживать заново неприятные или травматические ощущения  принудительное повторение. другими словами, неприятное воспоминание переживается вновь и вновь до тех пор, пока достаточно прочная защита возникает "после события". Это явление описано в книге Фрейда "За пределами удовольствия" (1920). И так выходит, что по Фрейду игра побуждается стремлением к удовлетворению потребностей и её роль в развитии - овладение влечениями и эмоциями.




Тэги: игра по Фрейду, овладение тревожной ситуацией


Рецензии