Сказка о трех спичках

     Жил-был в одном селе старик. Было у него три сына. Когда старик совсем уже состарился, призвал он к себе сыновей и говорит:

- Дети мои, вы знаете, с каким трудом я нажил богатство. Стал я стар и немощен. Надо кому-то из вас передать дела. Только кому – не знаю. Назначу вам испытание. Возьмите по одной спичке и идите в люди. Через неделю возвращайтесь. Знаете русскую сказку про лису-лапотницу? Шла она шла, да и нашла лапоть. Лапоть поменяла на курочку, курочку – на уточку, уточку – на гуся, а гуся – на баранчика.

Кто из вас сумеет выменять спичку и принесет больше всех денег, тот и станет наследником. Остальные братья должны его почитать и во всем повиноваться.
Благословил детей и стал ждать.

Прошла неделя – вернулись братья домой. Младший принес спичку назад:
- Не посмел я, батюшка, предложить людям спичку. Совестно. Всю неделю во рту росинки маковой не было - стыдно милостыню просить.

Ничего старик сыну не ответил.

Средний сын рассказывает:
- Пришел я к зажиточному хозяину, у которого большая усадьба. Выслушал он меня, взял спичку и сказал:

- Не ищи глупее себя. За спичку ничего не дам. Деньги нужно зарабатывать своим трудом. Поработай-ка у меня неделю: выкопай в саду колодец, перекопай землю под яблонями, побели стволы, собери с деревьев вредителей

Почисти коровники  и конюшни. Навоз вывези на поле, а поле вспаши под пар будущего года. Вскопай огород да посади картошку и капусту, морковь и свеклу. Огород полей из колодца, что выкопал. Через неделю расчет получишь. Не бойся – не обижу.

Начал я работать. До утренней зорьки встаю, после вечерней спать ложусь. Так уставал, что ложку ко рту подносить сил не было. Всю работу переделал. Через неделю пришел к хозяину за расчетом. Рядом с отцом четверо его сыновей стоят, мускулами играют.

А хозяин смеется:
- Какой такой расчет? Мы с тобой об заклад не бились, свидетелей нет. Уходи подобру-поздорову.

Начал я совестить хозяина. А он говорит:
- Пришел ты дураком небитым, уйдешь дураком набитым. Ну-ка, сынки! Заплатите работнику за его труды!

И сынки постарались: тумаков мне надавали, всю рубаху изорвали

Выслушал отец рассказ среднего сына – крякнул.

А старший сын сидит посмеивается, в пальцах спичку вертит, деньги пересчитывает, на золотой перстень похукивает, рукавом красный рубин отирает.

- Иду я по дороге – навстречу мне коляска богатая катит. Остановилась коляска, высунул голову купец: «Огонька нет ли прикурить?»
Я и говорю:
- Только одна спичка и есть. Но спичка непростая: она человеку богатство принесет.

Купец засмеялся:
- Правда твоя. Вот она сейчас тебе и принесет богатство. Повезло тебе, сегодня я щедрый – сто тысяч рублей на ярмарке выиграл. Сколько за свою спичку просишь:

Вижу, что купец во хмелю, я возьми да и брякни:
- Тысячу рублей!

Купец опять засмеялся, взял спичку, а мне отсчитал тысячу рублей – и укатил. Иду я по дороге и счастью своему не верю. Перво-наперво зашел на ярмарку. Купил себе новую одежу: сатиновую рубашку в розовый цветочек, сапоги хромовые со скрипом, картуз с лаковым козырьком, портки плисовые да перстень с драгоценным камнем. Потом, как водится, зашел в трактир обмыть удачу. Все деньги не пропил. Половину оставил.

На обратном пути  встретился мне давешний купец. Пешком и раздетый-разутый. Бросил мне спичку в лицо:

- Несчастье мне принесла твоя спичка. Не успел я чиркнуть по подошве, из лесочка выскочили разбойники, раздели-разули. Вот только спичку и оставили. Дай хоть рубль - до ярмарки добраться.

Только я ему и копейки не дал. Жулик, видать. Вот спичка, батюшка, вот деньги. Мне наследником твоим быть.

- Погоди сынок, - сказал старик. – Пока я еще в доме хозяин. Тебе деньги сами в руки дались, да и то ты не смог всех сохранить – по трактирам пустился. Нет в тебе ни жилки хозяйской, ни жалости к людям.

Младшего сына я в счет не беру: блаженный он.

Средний сын деньги заработал своим трудом. Не его вина, что хозяин уговор не выполнил. Синяки да шишки заживут, умнее будет. Недаром говорят – за одного битого двух небитых дают. Ему и хозяином быть, а вам его слушаться и почитать…

Вскоре пронесся слух, что дотла сгорела усадьба зажиточного хозяина, который не платил работникам.


Рецензии
Это и не сказка вовсе,а самая настоящая правда жизни!Это в каком-то то смысле руководство для тех,кто рассчитывает кем-,то управлять.

Генрих Поляков   04.04.2017 09:49     Заявить о нарушении