Царская вежливость

Вторая половина восьмидесятых… Страна бурлила, захлёбываясь правдой. Страна долго ждала слова «можно» и теперь выливала всю правду на улицы и площади. Газеты захлёбывались от восторга, сообщая новости – одну страшнее другой. В домах не выключали радиоприёмники, обыватели не отходили от телевизоров, постоянно переключая каналы в надежде услышать и увидеть ещё более интересное или даже более страшное. Страна истосковалась по новостям! Как-то вдруг все узнали, что и у нас случаются кораблекрушения, и поезда падают под откос, и самолёты не всегда правильно приземляются после взлёта. Страна недоумевала – раньше, ну вот, буквально, три-пять лет назад ничего ведь не случалось, а тут!... Прямо армагедон наступил!
           Новый советский царь ездил по Стране и сам нёс правду во все её уголки. Мало ли, вдруг где-то ещё не всё и не все знают? Правильно, Перестройка! Значит, всё надо перестраивать. А то, что не хочет перестраиваться, само по себе уже успешно кораблекрушится, поездопадает и самонеприземляется.     Царь даже заехал как-то в город, где жил семилетний Дениска. Не к Дениске, конечно, и даже не к его папе и маме. Хотя, если разобраться, царь приехал пообщаться с народом. Но ведь папа с мамой – тоже народ? Значит, по денискиным понятиям, царь приехал и к папе с мамой! Только папа был на работе, а мама борщ варила. Папа зарабатывал деньги для того, что бы у мамы получался вкусный борщ!
По таким вот объективным причинам царю не удалось поговорить с денискиными родителями. Он, может, и рад бы, но никто не смог бы отвлечь маму от приготовления обеда. Даже царь. Конечно, если бы землетрясение случилось, тогда бы и мама от плиты отошла. Точно, отошла бы! Но сначала завернула бы кастрюлю с борщом  в толстое полотенце, чтобы борщ дольше не остывал. И ждали бы на улице папу с работы. Царю-то что? Его с женой в любом ресторане покормят, да ещё и бесплатно. Только вот ни в каком ресторане не сварят такой вкусный борщ, как мамин! Дениска знал это точно. Однажды они всей семьёй обедали в ресторане в другом городе. Потом у Дениски долго болел живот и даже поднялась температура.
Так что пусть царь с женой животами маются после ресторана, а Дениска и дома хорошо время проведёт. Если, конечно, землетрясения не случится…
Спустя несколько месяцев, Денис и папа приехали к бабушке с дедушкой на каникулы. Это у Дениски были первые в его жизни каникулы, а папа приехал в очередной отпуск, потому что все его каникулы давным-давно закончились. Дениска даже как-то папу пожалел:
- Вот, папа, если бы ты был второгодником, то у тебя летних каникул было бы больше!
А папа по глупости своей второгодником ни разу не был и каникул у него было ровно столько, сколько и положено школьнику. И не на одни больше! Папа хорошо учился. По крайней мере, он так говорил Дениске, а Дениска знал, что папа никогда не обманывает. Он даже мысли допустить не мог, что папа  может сказать неправду. Если папа когда-нибудь что-то привирал для красного словца, Дениска не мог поверить, что папа его обманывает. Он говорил:
- Папа, ты же просто шутишь!
И папе, наверное, было стыдно и он надолго замолкал. Переживал, наверное.
Даже в отпуске, вернее, на денискиных каникулах, папа не выпускал из рук газету. Он  прочитывал всё от корки до корки и в нетерпении хватался за другую. В это лето папа даже на пляж почти не ходил.
Вот и сейчас папа сидел на кухне, углубившись в новости. Но даже углубясь, он слышал, как в комнате бабушка с Дениской о чём то спорят и уже довольно долго.
- Денис, не обманывай бабушку!
- Не обманываю я! Я правда его видел!
- А я говорю, что обманываешь. Так не бывает!
- Это у тебя, бабуля, не бывает, а я за свою жизнь всякого насмотрелся… - Дениска даже тяжело вздохнул, будто показывая, до чего же нелёгкая у него жизнь.
- Да не может такого быть! Ну где ты мог его видеть?
- На улице! Во дворе!
- Ты и папе можешь это сказать?
- Конечно могу! Я папе никогда неправду не говорю!
Дениска примчался на кухню. Глаза его горели праведным гневом, а лицо… Лицо просто горело.
- Папа, я правда его видел! Скажи бабушке, а то она мне не верит !
- Да кого же ты там видел? Объясни толком, спокойно и внятно.
Дениска задержал дыхание, потом резко выдохнул и спокойно сказал:
- Горбачёва, кого же ещё… Я внятно говорю?
- Более, чем, - папа заинтересованно уставился на Дениску, - Только я вот тоже его вижу по сто раз в день: то по телевизору, то вон – в каждой газете. И ничего, не вижу повода для ссоры с твоей бабушкой..
- Да как же вы все не понимаете! Я его по-настоящему видел!
Папа не был педагогом, но для себя решил,что сынишке самому не выбраться из дебрей своей фантазии и ему надо помочь:
- Ну хорошо, я тебе верю, конечно. Только уточни, пожалуйста, а в чём Горбачёв был одет?
- В пиджаке он был. И в шапке.
- Ну ладно. А какие-нибудь особые приметы ты у него заметил?
- Конечно заметил! А что такое «приметы»?
- Ну, там, может родинка какая-то или шрам.
Дениска растерялся. Папе стало его жалко и он задал наводящий вопрос:
- А вот, к примеру, на голове у него ты не заметил такое большое пятно?
- Да, ну конечно заметил! Я ещё тогда подумал, какая у дяди заметная предмета!
- Не «предмета», а примета, - машинально поправил папа, - А как же ты мог заметить это пятно, хоть и большое, если Горбачёв был в шапке?
Это был полный провал! Дениске нечем было ответить на такой непростой вопрос. Руки у него опустились, кровь отхлынула от щёк, брови сдвинулись к переносице. Денис думал. Он думал так долго, что папа успел прочитать ещё одну статью, краем глаза поглядывая  на сынишку.
Денискино лицо вдруг расплылось в счастливой улыбке. Брови разлетелись в стороны, щеки опять заалели. Папе даже показалось, что на кухне стало светлее:
- Конечно в шапке! Я разве отказываюсь? Что я, маленький, что ли, не понимаю, что из-за шапки никаких таких предмет не увидишь? Это я потом увидел, когда Горбачёв шапку снял!
- Зачем это он шапку снял?
- Ну чего же тут непонятного? Он же вежливый дядя. Его же в их царском садике учили вежливости! Вот он и снял шапку, когда со мной здоровался!

Сентябрь 2010


Рецензии
...что сказать?! только у ребенка и остались правильные понятия о царском предназначении.


Ольга Лапшина   08.12.2012 12:06     Заявить о нарушении
Хотите сказать, что каждый взрослый сам себя царём мнит? :)))
С Новым годом! Пусть Вам всегда сопутствует удача!

Виктор Румянцев   03.01.2013 19:23   Заявить о нарушении
Нет, хочу сказать, что "помазанник Божий" - царь - над народом поставлен не властителем, но пастырем, в смысле служения народу, а не наоборот. "Народ согрешит — царь умолит, а царь согрешит — народ не умолит."

Ольга Лапшина   04.01.2013 13:42   Заявить о нарушении
это к шапке, ведь ребенок говорит, что шапку снял перед людьми, т.е., как принято, из уважения ))) или я не так поняла Вашу мысль...

Ольга Лапшина   04.01.2013 13:45   Заявить о нарушении
Это правдивая история из детской жизни моего сына. Может, он что-то и насочинял, но до сих пор божится, что видел Горбачёва, когда тот приезжал в Ригу.
Я другое вспоминаю - Мища с Раей в колхоз приехали, там дождь проливной. Свита над ними зонты раскрыла огромные, а пионеры сквозь дождь им букеты по грязи тащили.
Это по повода тяжести шапки Мономаха

Виктор Румянцев   04.01.2013 19:47   Заявить о нарушении
говорят, что "свита делает короля". Кто-то мог и не дать отмашки на эту пробежку под дождем...а кто-то мог и не побежать... ой, в "дерби" забираюсь.


Ольга Лапшина   05.01.2013 08:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.