Три ступени в Ад и обратно. Начало

    (философская притча-сказка  о любви, представленная в виде повести о немецкой Инквизиции)

               

                1

«Мы, викарий инквизитора  Диамина желаем всем сердцем, чтобы врученный нашему попечению христианский народ воспитывался в единстве и чистоте католической  веры и держался вдали от  еретической  извращенности. Во славу и честь достопочтенного  имени Иисуса Христа и для возвеличивания святой ортодоксальной веры, а также для искоренения еретической извращенности, свойственной ведьмам, мы, указанный судья, приписываем,  приказываем и  увещеваем всех, какое бы положение они не занимали во Фрейбурге и в двух милях  в окрестности, исполняя добродетель святого послушания и под страхом отлучения, явиться в течение следующих двенадцати дней и разоблачить перед нами женщин, о которых ходит молва, как о еретиках или ведьмах, или вредительницах здоровья людей, домашнего скота или полевых злаков. Первые четыре дня - первый срок, вторые четыре дня- второй срок, а последние  четыре дня - третий срок.  Ежели те, которые знают о существовании женщин, подозреваемых в этих преступлениях, не явятся и не укажут их, то они будут пронзены кинжалом отлучения»* . Так гласило  послание, вывешенное жарким июльским утром 1518г. на главной площади Фрейбурга, возле здания ратуши, а затем торжественно зачитанное вслух одним из представителей городских властей.
   Майоранка тяжело вздохнула и опустила глаза. Ну вот, опять начинается! Опять Святая Церковь, съедаемая изнутри червями собственной извращенности, пытается сделать других виновниками своего разложения и  кидает в народ устрашающие и чарующие лозунги: Охота на ведьм!
   А толпа молчит. Конечно, это ведь ее свойство молчать и бояться. Может, все-таки прав друг ее Ганс, утверждающий, что люди всего лишь бездушные автоматы, отравляемые безжалостной машиной государства. И больше в них нет ничего.  В этих испуганных, несчастных лицах,  безропотно внимающих страшному призыву доносить и уничтожать других.
 И они ведь донесут. И на нее в первую очередь донесут. В этом Майоранка практически не сомневалась. Она была знахаркой, лечила людей травами, что само по себе в  те темные времена приравнивалось к колдовству. Но что самое неприятное, она еще была  очень неплохой знахаркой, можно даже сказать, знаменитой в своих кругах. И как у всех успешных людей, у нее, конечно же, были конкуренты, которые не упустят столь удобного  случая  избавиться от соперницы. Они уже, наверное, представляют себе тот сладостный момент, когда за Майоранкой придут люди из Святой Инквизиции и сотрут ее имя из памяти людей. Навсегда.
   Терзаемая подобными мыслями, Майоранка буквально влетела в свою каморку на окраине Фрейбурга. Ганс, мирно подметавший в этот миг пол,  удивленно взглянул на свою подругу:
  -Ты что это? Что-то случилось?
-  Случилось, - проговорила Майоранка, медленно шагая по комнате, - они опять начали.
Это были сокровенные слова в их среде. Гансу больше не нужно было ничего объяснять.
- Думаешь, и тебя могут взять? - озадаченно спросил парень
- Могут. И я даже думаю, обязательно возьмут.
 - Может, еще пронесет?
- Возьмут, возьмут, - задумчиво  проговорила Майоранка,- Я чувствую это.
- Конечно,- язвительно заметил Ганс, стараясь скрыть за пренебрежением страшную боль, сковавшую сердце,- Ты  превосходный экземпляр для Инквизиции, Ты ведь даже в Бога-то не веришь!
*Формулировка послания дается по « Молоту ведьм»


                2

    Да, Майоранка  не верила в Бога. Она верила в Человека.
 Когда-то, когда она была еще совсем маленькой, знакомый старец сказал ей, что боги были созданы людьми из-за страха перед природой. Непонятные явления  чужой стихии нужно было как-то объяснять и тем самым делать их ближе  и роднее. Бог был создан для упрощения. С ним все становилось понятно. Есть Он, Создатель и Повелитель всего живого, есть они, жалкие, земные существа.  Они обязаны  подчиняться Ему, трепетать перед Ним. Но в то же время Он может проявить  к ним милость, если они будут следовать Его заветам, с Богом можно договориться. Какая  приятная и простая схема, как в ней сразу все объясняется!  Весь мир становится не так страшен. Человек уясняет себе, как ему следует жить, чтобы войти с этим миром в сговор.
   Но это все не есть истина, и никакого Бога вовсе нет. Это просто самообман, необходимая выдумка человечества,  которому нужен глава и каратель. Люди скоро это поймут. Своей  жестокостью и порочностью нравов Церковь сама дискредитирует своего Бога. Став орудием крестовых походов,  Церковь превратилась из орудия защиты в орудие кары. Это приведет к саморазрушению веры.  Люди, придавленные Церковью, скоро поднимут свой голос. Они поймут, что страдают под гнетом собственного порождения и  сбросят  с себя этого дряхлого старца  с пустыми мертвыми глазами, именуемого Богом. А вместе с ним и Церковь. Так говорил тот старец. Эти слова  запали глубоко в душу Майоранки,  они стали ее верой на всю жизнь.
   Да, Бог - лишь порождение человеческой субъективности. Бог ничто. И те, кто именует себя представителями Бога на земле тоже ничто. Уж это-то Майоранка знала точно. И разве все, что происходит вокруг, не лучшее подтверждение этого? Церковь разлагается, вера разлагается. Старая католическая аристократия еще цепляется за соломинку, она еще борется за место под солнцем, беспощадно уничтожая врагов. Но все это больше похоже на агонию и предсмертную судорогу. Чем больше церковь и религия давят на людей, пытаясь удержать власть, тем больше  они рискуют пробудить в людях осознание ненужности подобных институтов. Да,  Человек подымится. В этом Майоранка была твердо убеждена. Он уже подымается, робко и смущенно пряча свои крылья. Эти крылья хотят подрезать, но Человек сумеет сохранить их, сберечь, как бесценный дар  собственной сущности.  Бог Святой Инквизиции   будет уничтожен. Его низвергнут, сбросят в реку, как прежде бросали языческих идолов. И на обломках его величия воцарится человек, переставший бояться и трепетать перед созданным им же господином. О, прекрасные мечты!
  Но так будет. Так должно быть! Майоранка в это твердо верила! Всю ее недолгую жизнь ей приходилось бороться с Церковью и получать от нее одни плевки. Когда ей было семь, ее изнасиловал священник. Тот, кто давал обет целомудрия и приносил клятву пред Богом, глумился над беспомощным телом маленькой девочки почти всю ночь, а на рассвете выкинул ее, как собачонку, пригрозив ей кулаком на прощание: «мол, молчи!». Да, Майоранка и так бы молчала, ибо еще смутно понимала, что с ней  произошло. Она лишь смутно чувствовала, что  ее обидели, сделали ей больно и неприятно.
  Обстоятельства сложились так, что на следующий день Майоранка вместе с мамой оказалась на проповеди, читаемой  этим самым священником в местной церкви. Он говорил очень красиво и возвышенно о Боге, о церкви, которая любит всех и вся, о тихой радости смиренной, праведной жизни, о прелести блаженства. Это, действительно, было очень  трогательно, он, определенно, умел говорить. После его речи зал разразился бурными аплодисментами, а некоторые наиболее  чувствительные дамочки вытирали  мокрые от слез глаза и  бросали на других умилительные взгляды, в которых читалось неподдельное желание  полюбить всех и вся. Майоранка же  ничего не понимала. Она бросала на всех не умилительные взгляды, а взгляды, полные удивления и немого вопрошания. И прежде всего на того стройного статного   человека в рясе, ныне вещавшего громовым голосом прекрасные слова о любви, единении и блаженстве, а вчера причинившего ей столько боли и ужаса. Больше на службы Майоранка не ходила.
 Она вообще старалась избегать такого места, как церковь. Но судьба вновь и вновь сводила ее  с людьми в рясах. Ей опять пришлось лечь с одним из них в постель. Это произошло  в 1515 г., когда Майоранке было 12. Ее мать обвинили в колдовстве. Впрочем, это было неудивительно, поскольку она тоже была знахаркой, да еще с большой примесью цыганской крови.  Суд Святой Инквизиции признал ее виновной в колдовств,сделке с Дьяволом и вредительстве людям. Ей грозила смерть. Чтобы спасти мать, Майоранка добровольно отдалась одному из судей Инквизиции. Но это не помогло. И  5 марта 1515 г. мать Майоранки была публично сожжена на костре. Майоранка все это время находилась в толпе ротозеев и не сводила глаз с мертвецки бледного лица матери, черты которого исказила страшная мука. Именно в это время Майоранке почему-то вспомнилась та проповедь, которую она слушала 5 лет назад. В голове зазвучали прекрасные слова, произнесенные  статным мужчиной в рясе и вызвавшие столько умиления в зале: « Надо любить друг друга, надо соединиться с другим в одно целое, слиться с ним, забыть себя в  страстном порыве бескорыстно любви. Церковь любит вас, она ждет вас и готова соединиться с вами в этом порыве». Эти слова слились  с воплями матери, сжигаемой заживо любящей ее церковью, и сильным голосом городского священника, читающего проклятие ведьме. И от этого всего Майоранке стало так противно, так тошно, что она не выдержала и убежала. Она бежала по городу, потрепанная, одинокая, голодная девочка, мать которой только что сожгли, а в ее  голове монотонно  звучали слова: «Церковь любит вас, она ждет вас».
    Разве после всего этого она могла во что-то верить? Майоранка ненавидела, ненавидела всеми силами своей души священников, церковь, их злого Бога. А более всего эти их ужасные проповеди, столь прекрасные на вид, но прогнившие изнутри. И поэтому с такой силой открылась ее душа  для новой веры, веры в Человека. Старый господин, именуемый Богом вместе со своей церковью будет уничтожен. Человек подымется, он осознает свои силы, он раскроит свои крылья. Майоранка поможет ему их раскрыть. Единственный недостаток человека, единственное, что делает его уязвимым ,это его тело, его недуги, его внезапная смертность. Именно с эти и нужно бороться проводникам новой веры. И Майоранка боролась, все свои силы отдавая на лечение людей, но укрепление их жизненных сил. Ради великой идеи пробуждения человека от рабского сна трудилась знахарка Майоранка.
   Ганса, с которым Майоранка сошлась в 13 лет, единственно только потому, что  после смерти матери ей очень нужно было с кем-нибудь сойтись, все эти  теории очень умиляли. Он вообще ни во что не верил, ни в человека, ни в Бога. Он был скептик. Промышлял тем, что писал пародии на Священное писание к карнавалам и «праздникам дураков», а человека считал самым ничтожным из всех живых существ, всего лишь орудием в руках беспощадной машины власти. И поэтому Ганс совершенно не понимал, как это Майоранка может возлагать на такое беспомощное существо такие большие надежды!
  Но в Майоранку он верил, верил в ее силы, в то, что она сможет многого добиться. Верил, потому, что любил. И Майоранка, как ей казалось, тоже любила Ганса. По крайней мере она была к нему очень привязана у нее не было от него секретов. Она смогла рассказать ему о самом сокровенном, о то, о чем не смогла сказать даже маме, о ночи на 12 января 1510г., той ее первой ночи с мужчиной. Впрочем, Майоранка была слишком занята своей работой, своей миссией  раскрепощения человека, чтобы обращать внимание на Ганса с его любовью.  Ничего серьезного между ними никогда не было, даже поцелуев, не до того сейчас.
   Борьба Майоранки вступила в новую стадию ее собственной борьбы с церковью. Мушка  попалась в паутину паука, капкан захлопнулся, она в лапах Святой Инквизиции. Но она не сдастся, ни за что не сдастся. Она будет биться до конца и победит, Майоранка была уверена, что победит, ради человека. Ради его торжества!
 
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.