3. 3 Церковь Объединения Муна

3.3 Церковь Объединения Муна

Свыше полусотни российских городов является ареной деятельности мунитов. Они «ведут самую настоящую войну в исторической, религиозной и культурной сферах жизни» нашего общества3.
Организацию мунитов можно охарактеризовать как оккультно-синкретическую шаманистическую спиритическую мессианскую секту с заимствованиями христианских терминов.
История возникновения Церкви Объединения Муна. Сан Мен Мун родился в 1920 году в крестьянской семье последователей пресвитерианской церкви на севере Кореи. Имя его в переводе означает – «светящаяся луна дракона». Учась в школе, Мун посещал молитвенные собрания пятидесятников, что не мешало ему увлекаться спиритизмом и состоять в эзотерической группе. Вскоре Мун открыл в себе дар ясновидения, что является одной из характеристик лидеров сектоподобных объединений. В 1936 году во время медитации в горах его посетило видение: Муну явился Иисус Христос и признался, что миссия на земле им не выполнена и требует логического завершения, и он просит его, Муна, закончить начатое. Мун, разумеется, согласился1.
Духовные поиски не мешали его обучению в колледже и в японском университете «Васэда». Диплом инженера он так и не получил, но поработать по специальности успел – в Пхеньяне в 1945 году. Именно в Пхеньяне он попал в тюрьму. Существуют две версии произошедшего: Мун был арестован либо по политическим мотивам, либо за двоежёнство.
В 1950 году Мун перебрался в Южную Корею. 1 мая 1954 года основал Церковь Объединения – «Ассоциацию Святого Духа за Объединение Мирового Христианства», а несколько позднее (в 1957 году) издал под своим именем прибавление к священному писанию под названием «Божественные принципы» – это «мешанина из вульгаризированных христианских сюжетов, фрагментов восточных религий, нелепых притч и поучений»2. Мы можем сравнить Муна с основателем Церкви Саентологии Хаббардом, тем более, что свои организации они создали в одно и то же время.
В 1955 году Сан Мен Мун снова попал на скамью подсудимых, он был обвинён в полигамии и сексуальных извращениях. Чтобы не разжигать скандал, Мун был вынужден жениться на одной из совращённых им сеульских студенток. Свадьба состоялась в 1960 году. Своей супруге Хак Джа Хан Мун даровал титул «мать мироздания», обвинения были сняты, у них родилось 13 детей.
1 января 1972 года Господь ещё раз, по словам Муна, посетил его, рекомендовав подготовить народ ко Второму Пришествию. В начале 1974 года Мун приехал в США и начал поездку по стране, разъясняя, что Бог рассчитывает на Америку. Несколько конгрессменов пригласили Муна выступить с речью на неофициальном приёме в палате представителей конгресса США. Америка приняла его благосклонно.
В 1980 году Мун основал здесь «Ассоциацию за единство общества Америк» (КАУЗА). В феврале 1985 года состоялся слёт этой организации в Париже, куда Мун прислал своего сподвижника Бо Хи Пака (бывший высокий чин в корейском управлении разведкой, считается второй фигурой в мунитской иерархии). Была провозглашена антикоммунистическая политика и идея подчинения всего мира.
Рядом с Муном демонстративно фотографировались президенты США – Кеннеди, Джонсон и Никсон, а Рональд Рейган отдавал предпочтение изданию Муна «Вашингтон Таймс». Первый президент СССР М.С. Горбачёв принимал чету Мунов у себя в Кремле.
После распада Советского Союза «мунитская школа» активно распространяет своё влияние в России.
Религиозное учение Церкви Объединения. Муниты считают, что они представляют собой отдельный народ или даже расу – во многом это связано с учением лидера секты. Основы учения, как уже упоминалось, изложены в написанной Муном книге «Божественный Принцип». В ней говорится, что через две тысячи лет после пришествия Иисуса человеческое сознание продвинулось вперёд, и наступил момент, когда современное общество ищет более высокого уровня понимания, которое могло бы удовлетворить нынешние духовные искания.
Теология Церкви Объединения включает в себя следующие основные положения:
– Бог – Творец всего сущего, Он – Един, Абсолютен, Вечен, но Он – не главный, ибо подчиняется двум более высшим силам: Сунг Санг (позитивному мужскому началу) и Хьюнг Санг (негативному женскому). Отношения между Богом и творением, считает Мун, соответствуют отношениям между этими началами. Иными словами, бог мунитов и творение пребывают друг с другом в отношениях, аналогичных супружеским: бог – муж и материя – жена. Мун высказывает и такую мысль: «Субъект и объект не могут существовать друг без друга. Если бы человека не было, Бог бы погиб». Непонятно, где же он пребывал до сотворения первых людей? Бог трудится на протяжении всей человеческой истории, чтобы достичь идеального мира на земле;
– Иисус – Мессия и Единородный Сын Божий, Он Един с Ним в сердце и существует отдельно от Бога. Он пришёл на землю, чтобы уничтожить грешников, объединить все религии и культуры, найти вторую Еву и приступить к физическому возрождению человечества. Но ничего у него не вышло, так как он не женился, а умер от рук грешников. Поэтому он обещал прийти снова. В данный момент Иисус находится за пределами рая и не попадёт туда, пока Мун не завершит свою миссию, пока в результате третьей мировой войны на земле не установится идеальный мир.
Подобная неразбериха господствует и в представлении о Троице. У Муна их несколько. Первой Троицей были Адам, Ева и Бог. После грехопадения возникла вторая Троица, включающая Адама, Еву и Сатану. Третья Троица (Отец, Сын и Дух Святой) появилась после распятия Христа. А теперь существует новая Троица: Мун, его жена и Бог. Вместо молитвы Отцу, Сыну и Святому Духу Мун велел своим ученикам молиться «истинным родителям», то есть ему с женой. Ибо он объявил себя и свою супругу прародителями новой расы – людей-мунитов, которые будут тысячу лет царствовать на земле, преображённой и очищенной от грешников, то есть не принадлежащих к Церкви Объединения;
– Ветхий и Новый Заветы в Библии показывают первоначальный замысел Бога в отношении творения, они свидетельствуют о том, что Бог помогал павшему человечеству вновь обрести способность к достижению желанного блага. Хотя текст Библии был в своё время канонизирован христианами, Бог не связал себя обетом молчания и Его откровение продолжается;
– зло не есть часть божественного творения, оно явилось в мире как результат грехопадения человека и, в конце концов, будет уничтожено;
– конец света – это конец истории зла и начало становления общества, основанного на идеалах добра. Человек не погибнет при наступлении конца света, но, наоборот, всё общество возродится.
Таким образом, центральной в вероучении является личность Сан Мен Муна. Его основу составляют откровения основателя, следовательно, данное учение можно назвать мунизмом, а его последователей – мунитами. Для членов Церкви Объединения Мун есть Мессия (помазанник Божий), и этим определяется вся жизнь и деятельность каждого мунита в ассоциации.
В учении Муна семья считается созданием нечистой силы: Ева согрешила (в буквальном смысле) с сатаной, принявшим облик змия, и обрекла людской род на долгие страдания. Христос («Второй Адам»), как и наши прародители – Адам и Ева, был рождён безгрешным, но не успел выполнить свою миссию – вступить в брак с идеальной земной женщиной и произвести на свет очищенных от греха «совершенных» детей. Поскольку Мун так же безгрешен, то вместе со своей женой они составляют Подлинную семью. Только вступив в неё, человек может спастись1. Настоящие родители и родственники являются представителями «сатанинского», греховного мира. И хотя Мун, к счастью, не принимает прямого участия в создании «совершенного» потомства, он определяет совместимость молодых людей друг с другом в сексуальном отношении и проводит массовые бракосочетания, причём некоторые новобрачные встречаются за несколько дней до свадьбы, а иные общаются через переводчика.
Обряд этот носит название блессинга. «Судя по одному курьёзному случаю, Мун в своём подборе пар во многом основывался на внешнем сходстве. Однажды девушка, подведённая Муном к взволнованному жениху, оказалась его родной сестрой. Подбор невесты пришлось повторить»2. Вследствие технических сложностей, возникших в связи с увеличением числа участников обряда, это шоу сменилось работой с мунитскими анкетами в тиши офисов секты.
Уже состоявшим в браке россиянам внушалась мысль, что их брак в ходе блессинга получит новое «освящение» и станет ещё прочнее и благополучнее. Бывали случаи, когда в день блессинга люди приглашались на мероприятие с лекцией, концертом и угощением, а лидеры со сцены произносили некие непонятные формулы. Считалось, что таким образом ничего не подозревавшие посетители прошли блессинг. Связано это с растущими запросами Муна, который стремится с каждым разом «благословить» как можно большее число пар. Практика брачевания ничего не подозревающих людей, видимо, позаимствована была из учения мормонов, вступающих в брак с уже умершими людьми, данные о которых они получают из архивов.
Призывы вступить в «настоящую семью» (над входом в каждое здание Церкви Объединения висит приветствие: «Добро пожаловать домой») оказываются привлекательными не только для юношей и девушек, но и для одиноких пожилых людей.
История человечества делится, по Муну, на три периода: эпоха Авраама – формирование рода человеческого, эпоха Иисуса – развитие человечества, эпоха Муна – он явился на землю, чтобы завершить священную миссию и освободить людей от сатаны.
Церковь Объединения формально не отвергает ни одну религию, считая каждую из них неким приготовлением к приходу Истинных Родителей. Однако именно в таком представлении таится гораздо более глубокое отрицание, отторжение по существу: муниты пытаются исключить из любого вероучения всё то, что не совмещается с их собственной идеологией, и тем самым формирует его ложный образ. Смена христианства мунизмом – святая задача человечества, как считает Мун.
Деятельность Церкви Объединения на современном этапе. Другими названиями организации являются: Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (АСД-ОМХ), муниты, Движение Объединения.
Характерная черта Церкви Объединения – чёткая иерархическая структура, с полной подчинённостью Муну. Руководящие какой-либо деятельностью в секте называются «центральными личностями», и по отношению к ним от «младших» требуется безоговорочное послушание, «любовь и служение». Таким образом надёжно обеспечивается единство суждений.
Деятельность Церкви Объединения в мире тесно связана с политикой, она внедрилась в экономику многих государств. Муну принадлежат парфюмерные фирмы, рыболовецкие флотилии, заводы по выпуску оружия, спортивные команды, газеты и банки. Это обстоятельство связано с учением Муна о том, что «мессия должен быть самым богатым из всех людей».
В мунитское движение Объединения входят, например, следующие организации:
– Вузовская ассоциация по изучению принципа (ВАИП, по-английски – CARP);
– Международный фонд образования (МФО) – издатель учебных пособий «Мой мир и я»;
– Международный религиозный фонд;
– Международная женская организация.
Как утверждают муниты, деятельность всех этих организаций связана с проведением общественно полезных работ: поднятие престижа нравственных и семейных ценностей в молодёжной среде, выражение поддержки здоровому образу жизни молодёжи, основанному на отказе от опасных для жизни зависимостей – наркотиков, алкоголя, курения. На деле оказывается, что организации эти созданы для вовлечения как можно большего числа последователей.
Церкви Объединения принадлежит несколько учреждений, связанных со СМИ, среди которых: «Вашингтон Таймс Корпорэйшн», газеты «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк Сити Трибьюн», «Нотисиас дель Мундо», ежемесячный 500-страничный журнал «Мир и я», телестудия «Вашингтон Телевижн Центр» и многое другое1.
В Церкви Объединения существует отлично проработанная система вербовки новых адептов. Они редко черпают кадры среди людей мятежно настроенных, предпочитая им юношей и девушек добропорядочных, скрытных, неуверенных в себе. Вербовка ведётся не вполне открыто, но лишь до того времени, пока жертва не попадает в сети.
Когда человек приходит в секту, его просят заполнить анкету. Мунитов интересуют паспортные данные, образование, место работы, сведения о родственниках, место проживания, телефон «и даже девичья фамилия матери»2. Затем новичков или «детей» подвергают последовательному «обучению» в течение 7, 21, 40, 120 дней. Их ни на минуту не оставляют одних, заставляют работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14-16 часов в сутки. Молодым людям запрещают контактировать с родителями, которые представляют, по словам проповедников, сатанинскую сторону, в случае если они не признают Церкви Муна. Необходимой предпосылкой для муновского «благословения» является сбор средств (англ. fundraising) и свидетельствование о «Божественном Принципе» (англ. witnessing). В идеале тому и другому надо посвятить по три с половиной года путём ухода из школы или университета.
Молодые члены Церкви Объединения собирают средства на центральных улицах городов, продавая лазерные картинки, открытки, цветы, свечки, женьшень и тому подобное по завышенным ценам или же предлагая просто сделать пожертвование. При этом муниты никогда не представляются последователями Церкви Объединения, а используют названия других организаций, входящих в состав Церкви.
Привлекает молодых людей в Церкви Объединения, возможно, следующее: особое внимание уделяется вопросам семьи и брака, последовательно проводится идея воспитания в целомудрии – блуд считается у мунитов самым страшным грехом, в противовес распространённым ныне программам «безопасной любви» они разработали программы, обращённые к нравственным ценностям.
Руководящим органом Церкви в России является общее собрание членов церкви. Органом управления – Совет. Главный офис организации находится в Москве.
Контакты с нашей страной были осуществлены Церковью Объединения ещё в начале 70-х гг. XX века, когда несколько мунитов действовали в СССР подпольно – в качестве представителей западных фирм. В 1990 году состоялась встреча М.С. Горбачёва с четой Мунов в Кремле. Это событие имело свои последствия. Горбачёв создал свой фонд и выступал в качестве докладчика на мунитском съезде 1994 года в Сеуле. Конечно, «для пополнения средств Горбачёв-Фонда, по-видимому, все средства хороши, но россияне предпочли бы, чтобы нобелевский лауреат впредь был поосмотрительнее и ограничился для этих целей, на худой конец, рекламой пиццы»3.
В 1992 году Церковь Объединения провела в России, Прибалтике и Крыму сотни семинаров по «Божественному принципу» (учение Муна) под общим названием «Духовное обновление и школьное образование в России». Особое внимание уделялось учителям – именно они наиболее ощутимо влияют на ситуацию в обществе недалёкого общества.
После Крымской конференции в 1993 году началась подготовка курса «Мой мир и я». Мун с удовлетворением заявлял: «Высокопоставленные люди в бывшем Советском Союзе видят ценность моего учения и хотят ввести его в школьную программу». 21 ноября 1993 года «состоялась одна из грандиознейших акций мунитов – благотворительный вечер культуры и образования «Торжество семьи», собравший несколько тысяч зрителей в Кремлёвском дворце»1.
На русский язык были переведены многие мунитские издания, в том числе основная книга мунитов «Божественный Принцип». При переводе возникают некоторые проблемы. Мунитам каждый раз приходится «прилаживать» учение к местной ситуации. Это говорит о том, что они испытывают страстное желание любой ценой адаптироваться в новой стране. Например, Мун учил, что во второй мировой войне «небесную сторону представляли США, Англия и Франция», а Германия, Япония и Италия «были на сатанинской стороне». О роли СССР было сказано буквально следующее: Советский Союз «оказался на стороне союзных держав, ведомых США и Англией…»2. Раздел о второй мировой войне поначалу был изъят из книги, но потом, в связи с активизацией деятельности секты Муна, вновь возвращён. «Это цинично само по себе; с циничной лёгкостью обращаются муниты со своей основной вероучительной книгой – «Принципом»3.
Размах, с которым действует мунитская организация в России, впечатляет.


Рецензии