Структурная модель З. Фрейда

Топика  в психоанализе.
а) Бессознательное (БСЗ)- совокупность содержаний не присутствующих  в актуальном поле сознания.
б) БСЗ состоит из содержаний,  не допущенных  в систему " Предсознание - сознание" и в результате вытеснения (вытеснение первичное и вытеснение
впоследствии).
Основные черты БСЗ как системы:
а) содержания БСЗ являются показателями влечений;
б) эти содержания управляются  механизмами первичных процессов (сгущением и смещением);
в) содержания БСЗ, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного),
однако, они могут найти доступ к системе "Предсознание - Сознание"  только в результате компромиссов, будучи искажены цензурой;
г) чаще всего подвергаются фиксации в БСЗ (детские желания).
Свойства БСЗ:
1..вневременность процессов. В БСЗ времени нет.
2. игнорирование реальности.
3. В БСЗ существует психическая реальность, где воспоминания о реальных событиях и воображаемых событиях (фантазиях) не различаются;
4. непротиворечивость (позитивные и негативные комплексы сохраняются вместе ( отсутствие логики);
5. отсутствие "нет" (неотрицаемость);
6. слова - как  "вещи";
Предсознание –
 содержание доступно осознанию (воспоминания  и неактулизированные знания). Система Предсознания отделена от системы БСЗ цензурой, которая
допускает Бессознательное  содержание и процессы в Предсознание лишь в преобразованном виде.
Сознание  ( в психологическом смысле):
а. сознание это кратковременное качество, характеризующие наличные восприятия (внешнего и внутреннего) в общей совокупности психических явлений;
б. сознание - есть функция системы Восприятия -Сознание;
Структурная модель психологического аппарата.
Есть три структуры психических функций:
1. Ид  (ОНО);
2. Эго  (Я);
3. Супер- Эго (Супер- Я. идеалы Я ).

Ид (Оно) это энергетический источник для всего психического аппарата и содержит инстинктивные желания (агрессию- Танатос и Либидо - Эрос.);
Эго (Я) -  представляет собой защитный полюс личности в невротическом конфликте. Я находится в отношении зависимости как от требований Оно,
так и от императивов Сверх-Я и требований внешней реальности.
1. Свойства Эго( Я) -  имеет несколько возможностей воспринимать объект для удовлетворения окружения, т.е.находить объект;
2. Способность эксплуатировать эти возможности или физически изменять  окружение  для удовлетворения этих потребностей (инстинктов). 
    Инстинкт это фактор реализации (инстинкт состоит из :источника, цели  объекта и стимула). 
Источник влечения -  это состояние организма или  его потребностей  (животные потребности и человеческие потребности.  (Франкл -быть с другими ,быть нужным другому и потребность в корнях).
2. Цель - это снятие или снижение напряжения - это есть стремление к удовлетворению или стремление к избеганию не удовлетворения.
3. Объект – то, что обеспечивает удовлетворение влечения. Объект важен для человека, но он может быть фантазийный.
4. Стимул - это количество энергии ,которая требуется для удовлетворения влечения.
Функции Эго:
1. Осознание;
2.Восприятие смысла;
3.Восприятие и выражение аффекта;
4. Контроль за моторной деятельностью;
5. Язык;
6. Память;
7. Защитный механизм;
8. Мышление;
9. Функция интеграции и гармонизации;
10.Тестирование реальности;
11. Умение координировать реализацию различных действий; выстраивает последовательность организации действий (логистика).
    У зрелого человека Эго  - это  главное составляющее психического аппарата;
Супер-Эго- (Сверх-Я) складывается из комплекса: совести, моральных черт и норм поведения. Супер-Эго   контролирует  действия "Я" и предписывает ему моральные образцы подражания и деятельности. По З. Фрейду Супер-Я возникает в результате : 1. от продолжительной детской беспомощности  и зависимости человека; 2. от наличие у него комплекса Эдипа и комплекса Нарциссизма.  Суперэго возникает в основном путем идентификации с  родителями и их этическими и моральными принципами;
Нарциссизм. 
Согласно мифу о нарциссе любовь к собственному образу, Фрейд в 1910 году  для обозначения гомосексуального выбора объекта, назвал установку  молодых людей на собственный образ - нарциссизмом. Они ищут похожих на себя людей, которых они могли бы полюбить также, как мать любила их. Первичный нарциссизм- это ранний период детства, когда влечение (либидо)  ребёнка обращено полностью на самого себя.
Вторичный нарциссизм - это изъятие влечения (либидо) из объектных нагрузок и обращения его вновь на "Я".
Когда младенец учится различать себя и других ему нужен «переходный объект».
Понятие Объекта рассматривается  с  трех точек зрения:
А)  в связи с влечением: ведь именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь своей цели или удовлетворения Это может быть человек в целом или частичный объект, объект реальный или представленный в фантазиях.
Б) в связи с любовью (или ненавистью): речь здесь идет об отношении к личности в целом или какой-то инстанции Я (личность, сущность, идеал).
(Ж. Лапланш, Ж.Б.Понталис. Словарь по психоанализу. Центр гуманитарных инициатив. СПб. 2010. с 327)


Рецензии