Иллюзии ребенка

Иллюзии ребенка
Воображение о половых различиях у ребенка что это - фантазирование  или  реальное восприятие?
Фантазирование ребенка как иллюзия, развиваемая правильным восприятием реальности. «Фантазии у ребенка могут  иметь различные формы: это осознаваемые фантазии, или сны наяву, и бессознательные фантазии, обнаруживаемые аналитиком в качестве структурной подосновы явных содержаний, или, иначе, первофантазии. Внутренний мир ребенка стремится к иллюзорному удовлетворению, внешний мир подчиняет его принципу реальности» (Ж. Лапланш.  Ж-Б. Поталис. Словарь по психоанализу М. 2010.с. 606).
З.Фрейд считал, что существуют бессознательные схемы  или «первофантазии», выходящие за рамки  индивидуального опыта и наследуемых генетически, а так же показал распространенность и значение такого фантазирования у истериков. Он вычленил различные уровни фантазирования: это уровни сознания, подсознания, бессознательного и взаимосвязи между ними.
Типичные фантастические структуры (комплексы), которые, с точки зрения психоанализа, организуют всю жизнь воображения не зависимо от личного опыта человека:
1. Внутриутробная жизнь;
2. Первосцена;
3. Кастрация;
4. Соблазнение.
З.Фрейд считал, что именно фантазии лежат в основе истерических приступов, которые, в свою очередь, выступают как их символическое выражение. Невротик, а быть может и «любое человеческое дитя», стремится разгадать главные загадки своего существования.
Первосцена – сцена сексуальных отношений между  родителями, наблюдаемая или воображаемая ребенком на основе каких-то признаков. Обычно ребенок  истолковывает эту сцену как насилия со стороны отца. Она травмирует  детский опыт (порождает у ребенка чувство страха) и истолковывается в духе инфантильной сексуальной теории как анальный коитус.  Реальность (звуки, шумы, коитус у животных и т.д.) и фантазии ребенка заполняют пробелы в индивидуальной истине посредством первофантазии. Фантазия – предшественница симптома невроза – воображаемая  жизнь влечений и является «психической реальностью» ребенка.
Комплекс кастрации -  основан на фантазме кастрации как ответе ребенка на загадку анатомического различия полов (присутствие или отсутствие пениса); это различие приписывается усечению пениса у девочки. Фантазм ребенка в том, что пенис есть у всех людей, а потому анатомическое различие между полами можно объяснить лишь кастрацией. Комплекс кастрации связывается с главенством пениса для детей обоего пола. Для мальчика комплекс  порождает запрет на мать как на объект желания  и свидетельствует, напротив, о том, что комплекс Эдипа входит в свою завершающую стадию; страх кастрации открывает латентный период и ускоряет образование Сверх- Я. 
Комплекс Эдипа – упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. В своей позитивной форме этот комплекс развертывается так же. Как история царя Эдипа, и предполагает  желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. В негативной форме, напротив, это любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола. По Фрейду, Эдипов комплекс  достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, фаллической фазе; его угасание наблюдается при наступлении латентного периода. В пубертантный период наблюдается возрождения Эдипового комплекса, который преодолевается тем или иным выбором объекта.  Эдипов комплекс – основа структурирования личности и формирования человеческих желаний. Психоаналитики видят в Эдиповом комплексе главную отсылку всей психопатологии и стремятся выявить своеобразие его возникновения и его устранения для каждого вида патологии. Поиском  Эдипова треугольника как структуры в различных культурах занимается психоаналитическая антропология [Ж. Лапланш. Ж-Б. Понталис. Словарь по психоанализу. СПб.  2010. c. 238.]
«У мальчиков вначале формируется комплекс  Эдипа, а затем комплекс кастрации. У девочек – наоборот, вначале формируется комплекс кастрации, а затем комплекс Эдипа. У мальчиков  комплекс кастрации также порождает гордость за наличие пениса и  фаллические ориентации, у девочек же - ощущение несправедливой нехватки (которая зачастую отрицается) и стремление возместить обнаруженную недостачу. В силу этих обстоятельств комплекса кастрации и переживание его оказывает влияние на формирование мужского и женского типов поведения» ( Психоанализ новейшая энциклопедия. «Книжный дом». Минск. 2010. с. 351).
Комплекс соблазнения  - реальная или воображаемая сцена, в которой (обычно ребенок) становится пассивным объектом сексуальных домогательств (от простых словесных намеков или жестов вызывающих испуг, но пассивно претерпеваемых субъектом) другого лица (чаше всего взрослого). Фрейд видел в теории соблазнении два этапа: первый соблазнение в собственном смысле слова «досексуальное», но объект еще не способен испытывать сексуальные эмоции (невозможность усвоить опыт) и оно вытесняется. Лишь на втором этапе другое событие, не обязательно связанное с сексуальным событием иногда вызывает «сексуальный испуг».  Детская сексуальность всецело структурируется тем, что происходит извне, - отношениями родителей, их желаниями, которые предшествуют желанию субъекта и придают ему определенную форму. В этом смысле  и реально пережитое соблазнение, и фантазия о нем выступают как проявления этого важнейшего обстоятельства. Фрейд считал, что соблазнение для ребенка – это не конкретный факт в истории человека, но структурный момент, доступный переносу в исторический мир лишь в форме мифа [там же с. 535-539].


Рецензии