Делится с другими

Дженни Лешли. Работать с маленькими детьми.
Понимание того, как делиться с другими.
Дети живут в настоящем времени, а надо научить их думать о ближайшем будущем. Двух летний ребенок не может делиться искренне, и бесполезно этого ожидать. Ребенок может отдать игрушку взрослому по его просьбе, а тот передаст её другому – это взаимодействие со взрослым, а не делёж. В три года можно научить делиться. Ему надо узнать разницу между своим и чужим имуществом, усвоить, что его вещи возвращаются ему, а групповые вещи – ему не принадлежат. Однако понимание того, как делиться, не возникает автоматически. Если опыт ребенка  говорит, что «поделиться» с другими означает, что его игрушку не вернут или вернут сломанной, то он станет противиться просьбам взрослых. Если ребенок обнаружит, что общие игрушки, достаются тем, кто достаточно крепок физически и может противостоять попыткам забрать их, то он не научится «делиться» такими игрушками. С точки зрения ребенка это неудивительно: если всё сопутствующее «разделу» неприятно, то у него не будет стимула усваивать такое поведение.
Есть три типа поведения (поделиться):
1. одолжение;
2. очередность;
3. просто отдать.
Правила тут таковы:
1. вещь возвращается – то это одолжение.
2. вещь общая – то это значит соблюдать очередность.
3. вещь сугубо личная – просто отдать.
Взрослые могут помочь ребенку, оценивая
 Свои различные просьбы и избегая эмоционального давления вроде: «Тебе надо учиться делиться с другими!» или: «Не жадничай, поделись!».

Пределы хорошего поведения.
3-х летние эмоционально развитые дети могут вести себя образцово (во взрослом понимании «хорошего поведения» – умение делиться, ждать и быть терпимее к изменениям в их планах). Но так бывает не всегда. Как и взрослые, они порою не хотят сотрудничать или заботиться о других. У детей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. В них сильны самоощущение и желание независимости.  Если ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит ребенку на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться и срыв. Если ребенок устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит взрослому поведение более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему вероятно, нужны утешение, ласка и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Дети могут проявлять заботу, сочувствие к обиженным, но в стрессе или усталости они ведут себя так, как если бы они были младше.

Эмоциональное развитие детей.
Физическому и речевому развитию сопутствует и изменения в эмоциональной сфере. Способность ребенка создавать и контролировать свои эмоции возрастает, как и понимание поведения, например в тех областях, где мнение взрослых по поводу того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Взаимная радость – это совпадение потребностей взрослых и детей. В остальных случаях напряжения удается избежать в том случае если взрослый станет помнить о том, что у ребенка могут быть свои потребности.
Способность к подражанию опережает способность понимать, что «что это можно если…».
Понимание опасности.
Чувство опасности не развивается до 3 лет. Физические возможности 2 летнего могут завести его в беду с ужасающей быстротой. Дети усваивают, что некоторые вещи не разрешены, еще до того, как поймут, что эти запрещенные занятия могут привести вред им самим или кому-то ещё. Детям в голову не приходит, что они могут физически пострадать в результате своих действий. Неспособность ребенка увидеть опасность в лазанье по деревьям означает, что пока он лазал успешно, и ему незнаком страх падения. Если он упал ему нужно утешение, а не критика.
К 5 годам дети лучше понимают стремление взрослых к порядку и опрятности и до определенной степени участвуют в этом. Но личный опыт позволяет также верить в то, что взрослые  не всегда придерживаются правил и их можно переубедить ревом или истерикой, или же наоборот, что взрослые – люди надежные и их слово не расходится с делом. И пока дети не усвоят новых правил, отличия в поведении взрослых от привычного ребенку поведения могут вносить беспокойство и замешательство.
Понимание боли и огорчения.
Другим аспектом понимания опасности является риск  причинить кому-то вред своими действиями. Дети усваивают , что нельзя махать палкой или швырять камни, до того, как поймут, что это ведет к синякам и травмам. Некоторым детям свойственно ограниченное понимание физических и эмоциональных ощущений других людей. Ребенок не в силах понять, что шлёпнуть или толкнуть другого – это так же больно, как если шлёпают или толкают тебя самого. Необходимо утешить ребенка, которому больно, а драчун должен усвоить, что взрослым не нравятся драки.  Учите детей утешать и защищать пострадавших или заболевших.
Жизни в настоящем времени.
Сиюминутное желание ребенка может взять верх над тем, что ребенок усвоил раньше. Например, ребенок усвоил привычку обходить стол, но вот однажды ему захотелось успеть взять понравившуюся вещь раньше, чем кто-то, он летит прямо на стол. Необходимо взрослому убедить подождать или удовлетвориться какой-то заменой, пообещать, например: «Возьмёшь вещь, когда она освободиться!»,- и проследить, чтобы обещание было выполнено. Если ребенок понимает «подождать» как «не получить», то у него не появится стимула сдерживать свои сиюминутные желания.


Рецензии