Соседи

Первые признаки склероза: не помню у кого в дневнике я написала провакационный коммент, в надежде, что кто-нибудь поведется на диалог.
Тупо хочется раскатать кого-нибудь аргументами.
Да. Дожили. Это дорога на лавочку у подъезда.
Кстати, никто из моих старших родственниц по обеим линиям, ни разу не был замечен на лавочке. А вот заснувших с книгой в руках, видела почти всех.
Причем, сейчас уже не считаю, что общаться с книгой правильнее, чем с соседками. Книги бывают разные. И соседи бывают разные.
С детства питаю взаимную симпатию к женщинам, убеленным сединами. К бабушкам. Ну, нянчили они меня в детстве. Дарили антикварные игрушки, из тех, что покупались один-два раза, за период детства давно повзрослевших детей,"под елку" или на день рождения и с тех пор украшавшие жилища вместе с парадной посудой, вышивками, и другими предметами годости и тяги человека к прекрасному. "А чего ей в шкафу пылиться?! На, деточка." Я завороженно водила пальцем по тонким линиям краски на фарфоровых личиках кукол и отворачивалась от витрин магазинов игрушек. Уж больно страшные там стояли Чебурашки. Жуть.
     Соседями бабушки по жактовскому двору были князья Юсуповы. Князь ходил по жактовскому двору в черных семейниках по-колено и был моим приятелем. Мы вместе традиционно открывали утром и закрывали на ночь деревянные ставни-жалюзи на окнах их квартиры, залезая на специально сложенные из кирпича тумбы под каждым окном.  Над семейниками был круглый живот, из семейников торчали тонкие белые ноги. И он всегда мне улыбался. За панибратство со мной, не раз получал дрозда от княгини. Она была стройная, с осанкой балерины, старая женщина. Всегда с бусиками из неведомых мне гранёных камней и кружевными воротничками. На тонких, дряблых мочках её старых ушей, полуприкрытых завитками причёски, всегда висели изящные серьги. Злющая и высокомерная. Я при ней замолкала и не разговаривала с князем. Чтобы ему не влетело. Своих не сдают.
Жаль, что я еще не ходила в школу. И ни о чем князь мне не рассказывал. Наверное, нечего было ему рассказать пятилетеней девочке. О чем? О том, как получил звание офицера при царе, а потом служил в Красной Армии? Служил так, что избежал и чисток и арестов? Благополучно ушел на пенсию, получил хорошую квартиру от Советской власти и дети его благополучно сделали военную карьеру?
Прочитав гораздо позже об убийстве Распутина, среди фамилий его убийц, я обнаружила однофамильца нашего соседа- князя в черных семейниках.
И задумалась: это тот Юсупов? В смысле не тот, кто учавствовал в убийстве Распутина, но, может, родственник?
Может, этим и объясняется долгая жизнь и спокойная старость? А может, и нет. Он никогда ничего не рассказывал, Но, как то, умудрился оставить у меня память о радости общения.
   Соседка родителей, на пару этажей ниже, останавливала меня поговорить, когда мне было уже лет 10-15. Причёской и манерой одеваться она напоминала княгиню Юсупову, но, в отличии от неё, была согнута временем до карликового роста. И ещё была очень доброжелательна. Рассказывала о балах в институте благородных девиц, где она училась. О том, как работала в секритариате в Кремле при Ленине. Как жаль, что я не записывала. Память была прекрасная. А сейчас не помню ни терминов, ни подробностей. Как жаль.
   Жаль, что не удалось узнать от очевидцев и участников правду о времени, о котором столько написано, и столько написано неправды.
Даже субъективная оценка событий была бы правдой.
И ещё. Если достаточно часто попадались мне люди дворянского происхождения, то сколько их осталсь на родине? Почему они избежали красного террора? Почему так близко были допущены к власти рабочих и крестьян, не будучи пламенными революционерами с дореволюционным партийным стажем?
Что-то, не клеится с офицальными версиями и версиями СМИ. Не совпадает и с версиями литераторов, что дворянское происхождение стопроцентно разрушало человеческую жизнь вплоть до летального исхода.
  Если продолжать примеры, опровергающие эту версию, то можно рассказать об однокласнице-из рода князей Карабановых. Папа Иры был начальником СМУ. А у них дома открыто лежали семейные фотоальбомы с фотографиями мужчин в расшитых мундирах и женщин в шляпах с вуалями и необыкновенных платьях. В каких гонениях могли бы сохраниться те альбомы?
Эк меня сегодня занесло. На лавку. Перетереть соседям-дворянам косточки.
Да. Так у кого же в дневнике я сделала выпад, приглашающий к словесной дуэли?

П.С.
Залезла в интернет поискать соседа Юсупова. Не нашла. Долго пересказывать не буду, но носители фамилии Юсуповых исчезли перед революцией.  Получается, не могли бабушкины соседи быть князьями Юсуповыми. Самозванцы? Маловероятным кажется присвоение себе титула в 70, 80-е (и раньше) годы прошлого века. Больше проблем, чем прибыли. Да, и вездесущие пролетарки-соседки, одна из которых официально стучала в КГБ (МГБ, НКВД, ЧК. Даже в ФСБ успела постучать. 100 лет прожила баба Зина. Господь не звал, а нечистому она на земле была нужнее, все эти годы...),- не располагали к присвоению титула.
 Загадка...


Рецензии
Спокойная старость - чистая совесть. Чистая совесть - уверенность в правильности совершенных поступков. Несмотря на.
Интересное детство у вас, однако, было, Летиция!)))
Наткнулась случайно на стихотворную рецензию, написанную вами, понравилась. Отчего на вашей странице стихов нет?

Марина Столбова   16.08.2011 16:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина.
"Спокойная старость - чистая совесть. Чистая совесть - уверенность в правильности совершенных поступков. Несмотря на." Очень хорошо сказано. Но, боюсь, всё не так просто. Здесь у меня больше вопросов, чем ответов. Из-за отсутствия информации из первых рук. Ну, слишком маленькая я была, для того чтобы соседи поделились со мной немажорными воспоминаниями. Детство - интересное. Самое интересное, что почти не сохранились воспоминания о товарищах по играм. Но, все старушки в бабушкином дворе чётко сохраились в памяти. И их рассказы и обстановка их жилищ.
Детство. Обыкновенное детство любопытной и внимательной девчёнки.
Смутно припоминаю стихотворную рецензию. Спасибо. Как-то не пишется в стихах.)) Я и прозой то, еле передаю, то что чувствую.)

Летиция Летняя   17.08.2011 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.