Чечава

                17 июня 1995 г. чеченские боевики во главе с Ш.
                Басаевым захватили г. Буденновск 
                Ставропольского края. Захвачено более 1 000
                заложников в городской больнице.

                Краткая хроника основных событий России
                ХХ века.  М., 2004, с. 257.

На круглом столе в редакции телеканала «Совершенно секретно» в мае 2010 г. аналитик российского Национального антикриминального и антитеррористического фонда (НААКФ) Олег Нечипоренко выступил с интересным и перспективным предложением, над которым, по его словам, уже работает НААФ: подготовить как национальный доклад о борьбе с терроризмом в первом десятилетии XXI века, так и побудить Антитеррористичекий комитет Совета Безопасности ООН выступить с аналогичным докладом.
Эта инициатива, осуществляемая по каналам «народной дипломатии», представляется действительно весьма интересной, перспективной и важной для объективного понимания ситуации в современном мире.
При этом, на наш взгляд, прежде всего, следует избавиться от заезженного журналистского штампа о том, что «11 сентября 2001 г. терроризм бросил вызов современной цивилизации»….
Хотя, как известно, уже во второй редакции Концепции безопасности Российской Федерации, утвержденной 10 января 2000 г., отмечалось, что наша страна стала объектом террористических атак с целью дестабилизации обстановки в стране.
В сознании большинства населения Российской Федерации угроза терроризма обозначилась после трагических событий июня 1995 г. в городе г. Буденновск Ставропольского края.
В действительности подлинной причиной этой и многих других трагедий
явилось образование к 1992 г. на территории Российской Федерации фактического политико-правового эксклава на территории Чечни, на чем следует остановиться подробнее.
          Ведь для многих из тех, кому сегодня от 16 до 30 лет эти события – совсем неизвестная история….
Начало процессу фактического отделения Чечни от России, признанного де-факто в ноябре 1993 г., положило принятие 27 ноября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете бывшей автономной Чечено-Ингушской республикой в составе РСФСР, хотя она и не была первой в этом «параде суверенитетов» развернувшегося на территории РСФСР.
Населяющий эту республику вайнахский народ, объединяющий ингушей и чеченцев, в 1944  г. был насильственно депортирован в Среднюю Азию.
В 1956 г. все правовые ограничения в отношении бывших спецпоселенцев ингушей и чеченцев были отменены и в январе 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская автономная республика в составе РСФСР (ЧИАР).
На фоне бурных политических процессов 1990 – 1991 годов, на территории Чечено-Ингушской республики создаются многочисленные политически ангажированные группы, имеющие незаконные вооруженные формирования (НВФ), в которые влилось немало откровенно уголовных элементов.
Самой влиятельной силой в восточных районах ЧИАР, населенных компактно проживающими чеченцами, становится Общенациональный конгресс чеченского народа, во главе которого стал Джохар Муссаевич Дудаев, генерал-майор авиации в отставке (с марта 1991 г.), весьма популярный и авторитетный политик в этом регионе.
1 сентября 1991  г. создается Временный Высший совет по управлению Чечено-Ингушской республикой во главе с Д. Дудаевым.
6 сентября в Грозном захватываются здания Верховного Совета, Совета министров, МВД, прокуратуры, и все эти органы государственной власти объявляются ликвидированными.
Вследствие провозглашенного президентом Б.Н. Ельциным известного популистского лозунга: «Берите суверенитета столько, сколько можете переварить!», на территории Чечено-Ингушской республики устанавливается режим личной власти Джохара Дудаева.
После разгона сторонниками Джохара Дудаева при явном попустительстве кремлевской администрации законных органов власти Чечни на территории самопровозглашенной "Республики Ичкерии" было прекращено действие российских законов и права, а все население республики было де-факто отдано в заложники "новой власти" криминально-экстремистского толка.
И хотя проникновение радикальных исламистских учений в виде ваххабизма, в отличие от традиционной (адатской) его трактовки населением, в республику начинается именно с этого времени, особо активная пропаганда его началась после активизации масштабной помощи со стороны зарубежных исламских организаций "властям Ичкерии" вследствие начала на териитории республики боевых действий 11 декабря 1994 г.
27 октября 1991 г. Д. Дудаев был избран президентом Чечни, в действительности являлся заложников радикальных уголовно-сепаратистских сил республики.
Дудаев разоружил милицию, заменив ее формально подчиненным ему «ополчением», разоружил внутренние войска, блокировал подразделения бывшего КГБ на территории республики, а также части и воинские городки разваливавшейся Советской Армии (благо ракеты с территории Чечни в предвидении именно подобного развития событий были выведены заранее!).
В январе-феврале 1992 г. «президент Дудаев» вынудил министра обороны Е.И. Шапошникова и его заместителя П.С. Грачева вывести с территории республики воинские части и гарнизоны, но разделив с «гордым, свободолюбивым народом» вооружение, вплоть до тяжелого – артиллерии, БТР и танков, боевых вертолетов и учебно-тренировочных боевых самолетов….
Кстати, тогда же Чечня неплохо «подзаработала», продавая эту технику соседним конфликтующим Азербайджану и Армении….
Продавали технику и оружие в соседние Азербайджан и Армению.
Под  руководством Дудаева были созданы «Вооруженные силы» Чеченской республики Ичкерии – около 75 тысяч человек, для которых было закуплено за рубежом самое современное оружие и средства связи.
Тогда же, в 1992 г. в Чечне-Ичкерии появились первые эмиссары «ваххабитов» для ознакомления с обстановкой на месте, а также эмиссары «Аль-Кайды» - именно ею были созданы учебно-тренировочные лагеря под названием - «Центры «Кавказ» в районе сел Сержень Юрт и Толстой Юрт.
С первых дней установления режима личной власти Дудаева в Чечне, ее население стало заложниками его политики. По данным Совета Безопасности России, к июлю 1994 г. республику покинули более 450 тысяч ее жителей, в том числе и чеченцев.
В октябре 1993 г.,  в Чечне не было создано не единого избирательного участка для голосования по проекту Конституции России и выборам депутатов Государственной Думы, как это предусматривалось указами президента России 11 октября.
С даты проведения референдума по Конституции и выборов депутатов 12 декабря, Чечня теперь уже и де-юре выходила из состава России, что никогда не принималось в расчет московскими политиками.
В этой связи 14 декабря 1994 г. началась операция Вооруженных Сил России по свержению антиконституционного режима чеченского президента.
Эта вынужденная и абсолютно неизбежная военная операция не имела необходимой информационно-пропагандистской подготовки, вследствие чего она достаточно негативно была встречена как за рубежом, так и частью отечественных СМИ.
В результате допущенных просчетов – вместо ожидавшихся «вооруженных формирований» численностью в 12-15 тысяч человек при 15 тысячах подлежащих мобилизации резервистов, федеральная группировка, насчитывавшая 93 тысячи военнослужащих, встретилась с  организованным Масхадовым сопротивлением незаконных вооруженных формирований (НВФ), численностью до 75 тысяч человек, занявших ранее подготовленные долговременные пункты и узлы обороны.
В итоге рассчитанная на 14 – 21 день операция растянулась на 20 месяцев.
Предусмотренная планом «первая фаза операции» - занятие войсками Грозного, завершение которой планировалось на 20-21 декабря, реально была завершена только 23 февраля 1995 г….
Дудаев стремился распространить свое влияние на соседние Ингушетию, Северную Осетию и Дагестан – эту линию продолжили «верные продолжатели» его курса Ш. Басаев и иорданец Хаттаб.
Д. Дудаев был ликвидирован в ходе «первой чеченской кампании» 21 апреля 1996 г.
Преемником Дудаева на краткий срок стал Зелимхан Яндарбиев (1952 г.р.), работал в Союзе писателей Чечни, идеолог сепаратизма. В мае 1990 г. возглавил Вайнахскую демократическую партию. С 1991 г. – вице-президент и имам Чечни.
С 1994 г. являлся главным «дипломатом» Ичкерии, установившим связи с Саудовской Аравией, Аль-Кайдой, Международным фронтом джихада (МФД), чьим «вооруженным отрядом» и является пресловутая «Аль-Кайда». Яндарбиев сумел договориться о получении финансовой помощи в «священной войне против гяуров» («неверных»), как именовались российские войска, со стороны ваххабитов, саудитов и Талибана, к этому времени захвативших большую часть Афганистана.
До апреля 1996 г. проживал в Иордании.
В начале 1997 г. баллотировался на пост президента Ичкерии, но проиграл выборы, после чего отбыл за границу.
Имел связь с террористами, захватившими 22 октября 2002 г. театральный центр «Дубровка» в Москве. Уничтожен 13 февраля 2003 г. в столице Катара Дохе.
Следующим после него президентом Чечни-Ичкерии стал Масхадов.
Масхадов Аслан (1951, полковник Советской армии, нач.штаба артиллерийского полка) – с 1991 г. – зам.нач Главного штаба ВС Ичкерии, организатор «обороны» Чечни с 12 декабря 1994 г.
Именно по его приказам был осуществлен, «рейд» «диверсионно-разведывательного батальона» - по заявлениям прессе его командира Ш. Басаева в Буденновск с захватом более тысячи заложников в районной больнице. В городе бандитами были убиты более 140 человек….
Эта акция была специально приурочена к проходившей в эти дни встрече саммита «Большой восьмерки» с участием президента России в канадском городе Галифаксе.
После прямых телефонных переговоров с премьер-министром  России  В.С. Черномырдиным 19 июня Басаеву и его террористическому отряду был гарантирован беспрепятственный выезд в Чечню.
Под влияние «успеха» этой операции 9 января 1996 г. боевики под командованием С.Радуева и С. Исрапилова предприняли попытку захватить г. Кизляр, а затем с. Первомайское на границе между Дагестаном и Чечней.
В ходе операции, продолжавшейся до 18 января, погибли несколько сотен заложников и мирных жителей, военнослужащих, были взяты в плен 30 боевиков и 150 из них уничтожены.
Масхадов был с чеченской стороны участником переговоров весны-лета 1996 г.  с президентом Б.Н. Ельциным, секретарем Совета безопасности России А.И. Лебедем. Подписал Хасавьюртские соглашения августа 1996 г., завершившие «первую чеченскую» войну.
С сентября 1996 г. – премьер-министр, 27 января 1997 г. избран президентом Ичкерии.
Однако, в связи с нерешенностью всего комплекса проблем чеченской жизни, его былая слава и популярность быстро улетучились, а авторитет и влияние к сентябрю 1999 г. были подорваны.
8 августа 1999 г. с территории Чечни незаконные вооруженные формирования (НВФ) сепаратистов вторглись на территорию республики Дагестан с целью отторжения части ее территории как начала создания «Великой Чечни «от моря (Черного) до моря (Каспийского)». Что означало выход масхадовской Чечни из хасавьюртовских соглашений.
К 25 августа, в результате действий войск и народного ополчения дагестанских сел, все захваченные населенные пункты были освобождены от вторгшихся сепаратистов. Военно-милицейская операция по разоружению их единомышленников, последователей насаждаемого на Северном Кавказе с территории Чечни ваххабизма, была завершена в дагестанских селениях Карамахи и Чабанмахи 29 августа.
Стремясь избежать неминуемой ответственности за данные преступные деяния, подпадающие по международному праву  под определение вооруженной агрессии, руководители «Ичкерии» пошли на организацию  серии масштабных террористических акций на территории России с целью принудить ее к капитуляции.
31 августа 1999 г. взрыв, повлекший человеческие жертвы, был осуществлен в торговом центре на Манежной площади в Москве.
В тот же день в дагестанском Буйнакске был взорван жилой дом, в результате чего погибли 52 человека.
6 сентября чеченские НВФ предприняли повторную попытку захвата ряда сел в Новолакском районе Дагестана.
 9 сентября в результате взрыва жилого дома на улице Гурьянова в Москве погибли 95 человек.
13 сентября при взрыве жилого дома на Каширском шоссе погибли 124, и получили ранения 520 человек.
В стране был объявлен национальный траур.
15 сентября Правительство России приняло постановление «О дополнительных мерах по усилению борьбы с терроризмом».
16 сентября в результате подрыва заминированного автомобиля у жилого дома погибли 19 человек.
26 сентября федеральные силы начали повторную операцию по наведению конституционного порядка на территории Чечни.
Находившийся на нелегальном положении в подполье «президент» Масхадов был ликвидирован в результате спецоперации в с. Толстой Юрт 8 марта 2005 г.
Представляется целесообразным сказать и о некоторых других лидерах сепаратистов.
Так «влиятельный» полевой командир Салман Радуев (1967 г.р., бывший член Чеченского обкома ВЛКСМ, зять Д.М. Дудаева), до 1991 г. «челноком» занимался ввозом и продажей кроссовок из Турции.
В 1991 г. был назначен префектом Гудермеса, командовал национальной гвардией Дудаева  – «Президентскими беретами».
Получил известность вследствие нападения в начале января 1996 г. на дагестанские город Кизляр, где погибли 51 человек, а 10 января на границе с Чечней захватил и удерживал 5 дней село Первомайское, где погибли 16 военнослужащих и 78 местных жителей.
Впоследствии организовал взрыв на вокзале в Пятигорске 28 апреля 1997 г. – 2 погибших, 40 раненных.
«Брал на себя» ответственность за все теракты и ЧП (взрыв артиллерийского арсенала в Приморском крае) на территории России, угрожал применением ядерного и радиологического оружия. Даже отдельные чеченские лидеры выражали сомнения в его психической вменяемости. Пережил 10 покушений.
В октябре 1997 г. был направлен на лечение после ранения за границу. Вернувшись в Чечню в мае 1999 г. создал несколько мобильных диверсионно-террористических групп по 15 человек.
Захвачен в результате проведенной спецоперации 12 марта 2000 г.
23 декабря 2000 г. по 10 статьям УК РФ в Махачкале осужден к пожизненному заключению.
Чеченские сепаратисты разрабатывали план операции по его освобождению, предусматривавшей организацию серии взрывов в Махачкале.
Умер в спецколонии для пожизненно осужденных «Белый лебедь» 25 декабря 2001 г.
Арби Бараев (1973 г.р, кличка  «Тракторист»), уничтожен 4 июня 2001 г. С 1991 г. – начальник Службы Национальной безопасности Чеченской республики Ичкерия.
С 1996 г. через Б.А. Березовского вел «выкуп» захваченных в Чечне заложников из числа российских граждан и иностранцев.
Первым стал использовать для совершения терактов женщин-смертниц, что, на первых порах, вызвало удивление и возмущение даже у палестинских террористов из Хезболлах и ХАМАС.
Первой чеченской смертницей стала его 17-летняя жена Хава, 6 июня 2000 г. в Алхан-Юрте взорвавшая заминированный «Урал». Его жена Хабиба (Коран позволяет мусульманину иметь столько жен, сколько он сможет обеспечить), принимала участие и была ликвидирована при захвате «Норд-Оста»  в Москве 23 октября 2002 г.
Хаттаб Хабиб Абдул Рахман, («Хаттаб», «Черный араб», иорданец,  по разным данным 1963, 1967 или 1970 года рождения, уроженец Королевства Саудовская Аравия). Окончил военную академию в Омане. Воевал в Афганистане, где познакомился с Осамой бин Ладеном, в Ираке и Таджикистане.
В 1994 г. прибыл по поручению О. бин Ладена из Афганистана в Чечню с группой коммандос, наладил подготовку «муджахетдинов» в учебных центрах «Кавказ» (Сержень Юрт, Толстой-Юрт)  где проходили подготовку граждане СНГ,  а также косовские албанцы – боевики «армии освобождения Косова».
Лично преподавал минно-взрывное дело, а также готовил террористические группы, засылавшиеся в Россию.
16 апреля 1996 г. под Шатоем уничтожил попавшую в засаду колонну внутренних войск. Видеозапись этой «операции» была впоследствии захвачена федеральными силами и неоднократно демонстрировалась по телевидению.
Охота на Хаттаба – «Черного араба» началась с лета 1999 г.
6 сентября 1999 г. принимал участие совместно с Ш.Басаевым, помимо воли А.Масхадова, во вторжении в Дагестан.
В 2001 г. организовал взрывы в Минеральных Водах, Ессентуках, Невинномысске.
Ликвидирован в результате проведения спецоперации 23 октября 2002 г.
Басаев Шамиль (1965 г., служил в Советской Армии). Задерживался с гранатами в ряду «защитников» Белого дома в августе 1991 г., позднее был осужден за угон самолета в Турцию. После освобождения окончил стамбульский Исламский университет, затем проходил подготовку в учебных лагерях Аль-Кайды в Афганистане.
Стал очень популярен как полевой командир и командир диверсионно-террористического батальона после «удачного» рискованного рейда в июне 1995 г. в Буденновск. Взял на себя ответственность за захват заложников в школе № 1 г. Беслан.
Принял на себя ответственность за ликвидацию 9 мая 2004 г. в Грозном президента Чечни Ахмада Кадырова.


Рецензии