Нетерпимость и отзывчивость
отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти(человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению) .
ru.wikipedia.org
Ненависть (от не- и навидеть «охотно смотреть») – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-л., чему-л., часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Возможное проявление – скрежет зубов, резкий голос (подавляемая сила голоса, напряженность произношения), пристальный взгляд на объект ненависти или, наоборот, намеренное неглядение на него, избегание общения, дисконтакт (дистанцирование). Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников. Типичная реакция – страх, меры безопасности, ответная неприязнь.
Старый муж, грозный муж,
Ненавижу тебя, презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
(А. Пушкин, Цыганы)
Жак предупредил Северину, что ей надо опасаться Флоры… Он знал, что она ревнива, что в ней живет неженская энергия, что ненависть ее может быть безрассудной и губительной (Э. Золя, Человек-зверь).
Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых (Гесиод, Работы и дни).
Все люди ненавидят от природы один другого (Б. Паскаль, Мысли о религии).
Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим (Ларошфуко).
Вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным (Н. Маккиавелли, Государь).
Ненависть изображалась в виде разъяренной женщины с кинжалом, вокруг которого вилась змея, шедшей с прикрытым фонарем. Ср. мизантропия, неприязнь, враждебность.
Альтернативные толкования термина ненависть:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
НЕНАВИСТЬ – стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потр...
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
НЕНАВИСТЬ (рус. не + навидити – охотно смотреть) – интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебно...
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
НЕНАВИСТЬ – обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, свя...
Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
НЕНАВИСТЬ Глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или о...
Прикладные аспекты современной психологии:термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
НЕНАВИСТЬ устойчивое активное отрицательное чувство, направленное на обьект (личность, о...
С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
НЕНАВИСТЬ - стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потре...
Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.
НЕНАВИСТЬ (НАТЕ) Первопричина или внутренняя сила, которая, как полагают, приводит в действие поведение....
Предметная область термина ненависть включает 2 определений:
НЕНАВИСТЬ К СЕБЕ
(Self-hate). Это гнев, который идеализированное "я" чувствует к реальному "я" за то, что мы не те...
НЕНАВИСТЬ К ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ
– болезненная ненависть, которую испытывают некоторые пациенты к здоровым людям по самым разным ...
Нетерпимость
Нетерпимость – нежелание мириться с чем-л., признавать чьи-л. взгляды, образ жизни и т. п. ( нетерпимость к воровству, гомосексуализму, расовая нетерпимость и т. д.).
vocabulary.ru › Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. - 2011
Нетерпимость
Нетерпимость отрицательное духовно-нравственное качество личности,характеризующее отношение человека к непривычным (иным) взглядам, оценкам, вкусам, обычаям, привычкам, вере.
didacts.ru › Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000
Нетерпимость
Нетерпимость В целом отрицательное явление (как откровенное внешнее выражение). Вероятно, всегда вызывает отрицательное отношение того, к кому она проявляется. Ср. беседы Павла Кирсанова с Базаровым в романе «Отцы и дети» И.
vocabulary.ru › Культура речевого общения. - 2010
Наблюдая за людьми вокруг, больше прихожу к мысли, что такое важно для личности человека качество как отзывчивость уходит от нас подобно живому существу, оставленному на льдине. Лед трескается, и это живое покидает нас, отплывая все дальше и дальше в пучину вод, награждая нас тоскливым взглядом и пустотой. В этой статье про то, как мы проявляем отзывчивость и какова ее роль в нашей жизни.
Отзывчивость это наша способность чувствовать и понимать, принимать человека без критического взгляда на его сущность, важнейшая социальная характеристика человека, в форме встроенной обратной связи, которая активизирует наше человеческое начало. Качество, позволяющее нам адаптироваться к окружающей действительности и другим людям. Мы отзываемся на зов для того, чтобы что-то дать человеку, с тем, чтобы чувствовать себя лучше.
В доказательство этому, интересны последние психолого-медицинские исследования. Как выяснили психологи Мичиганского университета (США) добрые люди болеют меньше, а вот живут дольше. Психологи наблюдали в течении пяти лет 400 супружеских пар, средний возраст которых был больше 50 лет. Партнеры, проявлявшие внимание и заботу по отношению друг к другу, болели в два раза реже. Также, существует статистика о том, что отзывчивые люди живут в среднем на девять лет дольше. Это можно объяснить тем, что загадочным образом уровень лимфоцитов в крови увеличивается, вместе с этим деятельность человека тонизирует сосуды. Все это благотворно сказывается на работе сердца. А значит отзывчивый человек (можно применить синоним добрый человек) меньше болеет сердечно-сосудистыми заболеваниями. Действительно, слово отзывчивость в семантическом поле близка к такому слову как сердечность.
Делая добро, организм человека начинает больше продуцировать гормон эндорфин, который отвечает не только за обезболивание, но и субъективное ощущения счастья. Таким образом, боль, без которой не прожить в нашей жизни смягчается, а ощущение удовольствия от контакта с реальностью возрастает. Важная роль эндорфинов состоит в том, что они обладают успокаивающим эффектом, а, значит, стрессовые перегрузки переносятся лучше.
Когда мы отзывчивы и нам хочется творить добро, мы находимся на своеобразном мотивационном подъеме, эйфории. Мы чувствуем свою полезность, занятость, а значит, освобождаемся от одиночества. Благотворительная деятельность дарит нам новый круг общения, который, как известно, редеет с возрастом. Таким образом, отзывчивость позволяет регулировать наше настроение, волевой компонент личности, повышает жизненную энергию, позитивно влияет на выработку гормона серотонина. Напомним, что если в организме серотонина недостаточно, это ведет к депрессии. Серотонин влияет на эмоциональную устойчивость и восприимчивость к стрессам у человека серотонин находится в норме, он легко справляется со стрессовыми ситуациями. И, наоборот, если уровень серотонина понижен, то любая мелочь может вывести такого человека из нормального равновесия.
Так если все так хорошо, что препятствует нам уже сегодня быть отзывчивыми. И что можно сделать, если рядом с нами человек, который так в этом нуждается, но не может в силу определенных причин прийти к своей доброте.
Есть ли компонент в воспитании ребенка, отвечающий за развитие отзывчивости? Да, конечно, когда ребенок плачет, мать берет его на руки, отзывается на его просьбу, т.е. проявляет отзывчивость. Так ребенок впервые сталкивается с этим качеством, обучается ему. Психологи установили, что у детей, которых мать брала на руки через значительное время, или вообще игнорировала нужды ребенка, уровень агрессивности в дальнейшей жизни был выше относительно детей из контрольной группы (где время реакции на плач ребенка имело средние значения). Как известно агрессивность негативно сказывается на адаптации к социуму, бывает причиной криминального склада личности. В течении жизни такой ребенок путем получения образования может смягчить негативные личностные черты, связанные с игнорированием его матерью, но все равно он не всегда приобретает доброту и сердечность в отношении других людей. Где-то глубоко в душе, человек с такой травмой (а нужно говорить именно о травме) просто не может поверить, что другой может быть добрым по отношению к нему.
С другой стороны важно учитывать влияние социума. Потеря этого качества объяснима стремительным образом жизнью информационного общества. В погоне за своими целями, мы обесцениваем то, что не приносит видимый результат прямо сейчас. Нам лучше закрыться в замке равнодушия, чем принять приглашение просящего, войти в его мир, взаимодействовать с ним по поводу его проблемы. С нами все хорошо, а тот другой пусть решает свои проблемы сам. Автономия от боли вот религия современного общества. И разворачивает она свои флаги, т.к. мы не всегда знаем, что делать с болью другого человека, избегаем ее. У нас нет мотивации к тому, чтобы быть отзывчивыми, принимать чужую боль. Так и гибнем в одиночестве.
А еще какая-то странная стеснительность, очень подозрительная. Откроешься, поможешь, а тебя скажут — как вам не стыдно, вы же голый. Вот и боимся открывать душу. Ведь отозваться на зов о помощи это не только показать, что слышишь, но и открыться, что значительней сложнее, особенно если нет к этому мотивации.
Учитывая вышесказанное, отметим, что лучшим способом научить отзывчивости другого человека является демонстрация этого личностного качества. Всегда должна быть идея, что человек неокончательно одет в панцирь закрытости, душевной черствости, что где-то глубоко в душе у него сохранена базовая потребность быть добрым, творить добро, делясь им, приобретая при этом, а не теряя. Именно, что потребность, а не идеология, пришедшая от куда-то.
Конечно, есть человек проявляет страх в ситуации, где он может сделать добро, то следует уделить определенное время индивидуальной психотерапии. Быть может, в этом страхе есть зачатки любви, которую так важно уметь отдать другим людям. Спрятавшись за горой несправедливости, сковав себя психологическими защитами, эта любовь не может вырваться в мир. А ведь она нам так нужна!
Павел Пономарев
Нетерпимость и отзывчивость у младших школьников.
Ненависти и нетерпимости научиться можно, да и отзывчивости, пониманию, сочувствию и толерантности даже нужно учиться. Чем раньше и больше возможностей предупредить нетерпимость и ненависть к людям тем здоровее будут отношения к обществу.
В младшем школьном возрасте неудовлетворительное положение в классе переживается детьми очень остро и часто переходит в нетерпимость. Однако если у ребенка есть хоть одна взаимная привязанность, он перестает осознавать свое плохое положение в системе межличностных отношений в классе. Отсутствие опыта и информации как можно посочувствовать или понять сверстника - приводит к нетерпимости или к настороженному отношению к другим. Педагог имеет возможность поощрять ребенка к дружбе с детьми вынужденных переселенцев, мигрантов. Вовлекая их в школьные и внешкольные программы, педагог может проявлять открытость к людям , отличающимися от него по широкому ряду положительных признаков, чтобы ребенок подражал ему в уважении непохожести. В младшем школьном возрасте "эмоциональное развитие обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений - отношения послушания и некритического принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые всей компанией"(17.с 263.) Д.Б.Эльконин пишет: " В российской психологии были выделены основные типы деятельности ребенка: предметная деятельность, игра, учение, труд"(47) . ..Оказалось, что в самом начале подросткового периода существует и рельефно проявляется особая деятельность, предметом которой является другой человек, прежде всего другой подросток - деятельность общения и она существует в не развернутой форме и в более ранних возрастах. Эти формы обобщены в четырех аспектах:
1. изменений, возникающих в учебной деятельности;
2.возникновение новых форм общения;
3.формирование взрослости
4. усвоения морально-этических норм.
Тэги: толерантность - ослабление реагирования
Свидетельство о публикации №210091600265