Свобода воли - в свободе выбора

Неужели воля не есть принятие какого-нибудь «правильного» однозначного решения? Ведь как бывает – я поставил перед собой определенную цель, достижение которой принесет мне славу и благополучие (цели могут быть разные по значимости), и начинаю упорно к ней стремиться, подключая для этого волю. И в конечном итоге, добиваюсь желаемого. И деспоты, с помощью воли, шли по головам ради достижения своих целей, и гуманисты тоже использовали волю для достижения результата. И повсюду воля шла в тандеме с какой-нибудь крайностью. А любая крайность вредна. Может, существует какая-нибудь «другая» воля, которая бы обслуживала «правильность», а не только личные амбиции? Рассмотрим пример. Вы идете с шестом в руках по канату над пропастью. Вам надо дойти до безопасного места и не свалиться. Какая в этом случае должна задействоваться воля? Вы можете дать себе жесткую установку: «Я обязательно пройду по канату, что бы ни случилось». Это поможет вам максимально сконцентрировать внимание на поставленной цели, и вы, возможно, добьетесь своего. При этом вы попытаетесь подавить страх, чтобы он не внес в ваши действия хаос и не нарушил концентрацию внимания. Но, любая установка опасна своей консервативностью. Вдруг возникнет какая-нибудь непредвиденная ситуация, например, внезапно качнет ветер, или кто-то громко окрикнет, и вы тут же потеряете контроль над ситуацией, что может закончиться для вас трагически. В этом случае, жесткая волевая установка может сыграть против вас. Как же тогда использовать волю для достижения желаемого? Представьте, что вы идете по натянутому канату не над пропастью, а на небольшой высоте, что не представляет для вас опасность. Обратите внимание, что, идя по канату, вы доверяете в большей степени инстинктам, интуиции, а не расчету. Чуть вас качнет влево, как вы взмахнете шестом вправо, для поддержания устойчивого равновесия. У вас нет жесткой установки ни «влево», ни «вправо», сами противоположности поддерживают между собой баланс равновесия благодаря «СВОБОДЕ ВЫБОРА», нахождению компромисса между собой, а не на доминировании друг над другом. От любого крайнего решения пострадает целое, а этого допустить нельзя. В этом случае воля обретает свободу в принятии решений, которые будут жесткими, сильными, но сбалансированными. У вас не нарушится целостность мировосприятия, и вы в любой обстановке сможете действовать не по жестким программам, а от ситуации. Такой способностью мыслить должны обладать в первую очередь экстремальных профессий, где цена ошибки чрезвычайно высока. Мысль свободна, раскованна, когда у нее есть право выбора. Это право обеспечивает балансирование, взаимоторможение противоположностей, не позволяющих друг другу устойчиво доминировать. Это не означает подавление или ограничение животных инстинктов. Они вольны в своих желаниях, но, в тоже время, должны считаться друг с другом. В этом случае будет соблюдена гармония, а свободная воля достигнет своего пика и могущества. Например, если физиологическая сексуальная потребность не будет уравновешиваться любовью, то человек не сможет обрести настоящее счастье. Духовность является противовесом прагматизму. Вместе они дополняют друг друга и создают гармонию, а взятые по отдельности, несут разрушение. Потому что нарушается баланс сил. Свободная воля, в сочетании со свободой выбора, может коренным образом изменить мироустройство на Земле. Почувствовав внутреннюю свободу, человек не захочет ее отдавать и будет стремиться становиться все более раскрепощенным, для чего начнет менять мир таким образом, чтобы жить в нем было комфортно и приятно. 16.09.2010 г.


Рецензии