Белые хризантемы

                Памяти Я.Л.Нудельмана
               
                Детское почитание по отношению к людям становится впоследствии
                почитанием по отношению к истине и познанию…Если мы не разовьем в
                себе глубоко коренящегося чувства, что существует нечто высшее нас,
                то мы не найдем в себе также и силы развиваться вверх к высшему.
                Р. Штейнер. «Как достигнуть познания высших миров»

     Горьковатый запах хризантем.…С ним связана одна из самых важных встреч в моей жизни.
Окончив школу, я поступила в институт. Хорошая школьная подготовка, отточенная великолепными преподавателями, у которых я перед вступительными экзаменами взяла частные уроки, позволяла мне легко, с удовольствием воспринимать лекционный материал. Училась я отлично, но этого мне было мало, меня обуяла жажда знаний. Когда я узнала о студенческом научном обществе, то стала активно участвовать в нём. Наука для меня была всё, а научная библиотека – храм знаний, куда я вошла с робостью и благоговением.

    На старшем курсе одну из основных дисциплин преподавал нам солидный профессор, доктор наук. Читал он лекции блестяще, тишина на них была удивительная. Все боялись пропустить занятия, к нам приходили даже студенты другого потока нашего курса, хотя в их учебном плане этой дисциплины не было. Предмет был сложный, насыщенный математикой, но излагался так логично, чётко и понятно, что создавалось впечатление ясности и красоты.
И вот этот-то преподаватель предложил мне однажды тему научной работы! Я с радостью и трепетом согласилась.

    Интересно, что в это время мне приснилась большая овчарка с кожаным нагрудником в орденах. Родители сказали, что у меня появится уважаемый друг.

    В процессе работы профессор пригласил меня домой. Я вообще страдала застенчивостью, а тут настолько смутилась, что стала вытирать ноги о половик не при входе, а уходя. Делала я это так добросовестно, что успела прийти в себя и удивиться своему занятию. Хозяин стоял рядом и терпеливо ждал. «Это я так стесняюсь», - сказала я, и мы оба рассмеялись.

    Работу я выполнила успешно, доложила её результаты на конференции, получила премию и предложение профессора продолжить исследования. В результате, вместо диплома, у меня была научная работа под его руководством. После защиты профессор предложил мне поступить в аспирантуру. Я была счастлива, когда стала его аспиранткой.

    Чем больше я общалась с моим руководителем, тем больше уважала его не только как ученого, педагога, но и как высококультурного, воспитанного и чуткого человека. Преклонение и благодарность руководителю были столь велики, что я мечтала в трудный час жизни прийти ему на помощь. Сказалась, вероятно, ещё и послевоенная безотцовщина. Как многие мои сверстники, я в каждом мужчине неосознанно видела отца.

В студенческие годы мне случайно удалось узнать дату рождения профессора. Я поздравила его букетом больших белых хризантем.

Белые хризантемы, чистоты цветок,
Благоговейного почитания и любви росток.

    Профессор был тронут. Но, когда на следующий год я поздравила его книгой, попросил ничего, кроме цветов, не дарить.

    Руководителем он был строгим и требовательным. Считал, что в аспирантуре главное – получить знания, а диссертацию можно дописывать и потом. Поэтому, кроме кандидатских экзаменов, я сдавала много зачетов, в основном по математике. Под его руководством проходила педагогическую практику, писала научные и методические работы.

    После окончания аспирантуры меня направили в другой город, но я часто приезжала в Одессу, где остались родные. Особенно старалась попасть в день рождения руководителя, чтобы вручить ему букет белых хризантем с наилучшими пожеланиями и выразить свое уважение и благодарность.
    Жизнь сложилась так, что мне пришлось среди учебного года вернуться в Одессу. Вакантных мест в вузах по моей специальности не было. Хорошая характеристика, данная руководителем, помогла мне устроиться преподавать другой предмет в вузе.
В дальнейшем я окончила университет и переквалифицировалась, чем очень огорчила руководителя. Мне же необходимо было материально обеспечить семью, а это была на тот день единственная возможность.

    И снится мне в это время сон, что прихожу я к руководителюотцу, а он – слепой. Чтобы скрыть это, начёсывает чёрные волосы на глаза. Очевидно, сердился и не хотел понимать причину моих поступков.

    Хотя я и работала по другому профилю, но все больше понимала, как много получила от руководителя. Его уменье преподавать, объяснить, выделить главное, методика написания статей, высокие моральные устои, культура и воспитание по-прежнему оставались для меня образцом. И каждый год я с неизменным волнением и благодарностью поздравляла его букетом белых хризантем.

    Шло время… Профессор заболел и вынужден был уйти на пенсию. Потом началась перестройка. Материальное положение семьи моего руководителя оказалось настолько трудным, что не было денег на лекарства. В это время у меня тяжко болела мать. Когда я узнала о бедственном положении профессора, постаралась помочь ему хотя бы лекарствами. Я несла их и думала, что жизнь подарила мне возможность осуществить юношескую мечту – помочь Учителю. Жаль только, что помощь эта была такая мизерная!

    Спасаясь от нищеты, семья профессора уехала за границу. Вскоре стало известно, что профессор умер. Я послала его душе пожелание Света в её Пути, поблагодарила за всё и мысленно положила к её ногам

Белые хризантемы, чистоты цветок,
Благоговейного почитания и любви поток.


Рецензии