Социальная игра или конфликт?
Большая часть времени, которое школьники проводят вместе, занята игрой. Вообще игра всегда связана с деятельностью, доставляющей удовольствие, и может служить самоцелью при отсутствии видимой внешней цели. Игра не обязательно должна быть социальной, но чаще всего является таковой.
Смилански (Smilansky, 1968) была предложена четырех ступенчатая возрастная модель игры, отраженная в таблице 10.4.
Таблица 10.4.
Название
игры Описание
Функциональные Простые телесные движения или действия предметами, например удары молотком
Конструктивные Изготовление разных вещей из предметов, например строительство башни из кубиков.
Драматические Игры по ролям с вымышленными персонажами, например игра в больницу
Игры по правилам Игры с общепринятыми правилами, например футбол классики
Дружеская игровая борьба.
Дружеская игровая борьба широко распространена в младшем и сред-нем школьном возрасте. Наблюдение на игровых школьных площадках показывают, что она занимает примерно 10% игрового времени. Сюда входят вольная борьба, элементы контактной борьбы, пинание, опрокидывание, перекатывание по земле и преследование. Эти проявления активности можно принять за настоящую драку; и в самом деле, эту ошибку часто совершают учителя и воспитатели на площадках, вмешиваясь в возню детей, а в ответ слышат: «Мы так играем!». Может быть, это помогает детям познать свои силы и установить иерархию доминирования. Хотя по большей части игровая борьба является чисто игрой, случается, что ход событий нарушается и возникает драка, и кто-то оказывается избитым. Это может случиться, если игровой сигнал, например не серьёзный удар кулаком. Ложно истолкован (недостаток социальных навыков) или кто-то из детей намеренно нарушает игровые ожидания другого ребенка. Излишне демонстрируя свое превосходство в положении побеждающей стороны (манипуляция). Вероятность таких событий намного выше у отверженных детей; вероятно, тем самым они как бы компенсируют свою отверженность. Данное исследование показывает, что игровая борьба без правил , может иметь особое значение для взаимоотношений доминирования, особенно среди мальчиков сверстников отроческого возраста (Pellegrini, Smith, 1998) [Психология под ред. М.Айзенка. «ООО Новое знание». Минск. 2002. c.298].
Профилактика конфликта.
Профилактика конфликта.
1. умение управлять конфликтом
2. знать на какой стадии конфликт
3. глубокий анализ факторов влияющих на развитие конфликта
Существуют препятствия
1. свобода и не желание воспринимать помощь в разрешении конфликта.
2.искаженные нормы нравственности и неприкосновенности личной жизни.
3. право на личную жизнь
Необходимо учитывать границы вмешательства. Выяснить где источник конфликта.
Духовная, религиозная нетерпимость (или даже религиозный фанатизм), экономическая зависимость являются объективными причинами конфликтов.
Психологические, субъективные причины конфликта - `Хочу`, `могу`, `надо`, `должен`.
Свидетельство о публикации №210091600952