Фанские горы, корона земли...

Мой старший коллега по работе, Коля, не раз мне рассказывал, как его пригласили сопровождать экспедицию альпинистов на Памир.
 -Представляешь,-говорит,- берёзовая роща, высота под три километра,  вокруг горы: красота! А там, за перевалом - Алаудины, ещё перевал - Куликалоны, сказочные места... При этом он широко улыбался, разводил руки и поднимал голову вверх. Что в горах можно увидеть горы, пусть и заснеженные, это принимается, но вот берёзами он меня сразил. Но Коля-то на халяву летал, а мне, чтоб до Ташкента долететь и домой вернуться, 120 рублей нужны: месячная зарплата за берёзки - это было крутовато для эпохи  даже развитого социализма! Но жизнь пишет такие сказки, что индийские фильмы позавидуют...
      Меня аккурат жена послала подальше в тот момент, сбежала к любовнику с детьми - так захотелось...Свободен от обязательств на все четыре стороны! И я выбрал восток, незнакомый Памир. Не то, чтобы я раньше в походы не ходил, и Россия, и Украина были мне хорошо знакомы, в основном, с точки зрения туриста-водника. Но захотелось себя и в горах испытать, в одиночку - товарищей на мою авантюру  не нашлось, как и элементарной карты: в те времена это был государственный секрет. Коля-то сказал, что добираться просто: приходишь в посёлок горняков(там золото жильное искали),прямо на берегу Искандер-куля, оттуда на юг через берёзовую рощу до поляны Хамзак - и вот она, красота неописуемая... Физическую карту Узбекистана я купил в Самарканде, в 1см:15км, где меня интересовала самая нижняя часть, север Таджикистана, а северную можно было хранить как вещественное доказательство существования Аральского моря, ныне убитого заботами человека. Подготовился я не очень серьёзно, кроссовки с литой подошвой и надувной матрасик были самым серьёзным инвентарём, еду я рассчитывал прикупать в магазинах (это в горном-то ауле советских времён!), зато здоровье подготовил заблаговременно, занимаясь зимним купанием - помощь ждать было неоткуда.Всю больницу выгнали в отпуск конкретно 1-го июня, так что "срок посещения"меня выбрал сам. До метеостанции, Севернее 80км Душанбе, куда я прибыл поездом и откуда виден перевал Анзоб, добрался на перекладных, прикупив на базаре пять лепёшек-хлебов; кило сахара и банка тушонки были в рюкзаке, а чаи я рассчитывал варить из местных трав- вот и все продзапасы на 10 дней. Местные сказали, что утром пойдёт машина на перевал с рабочими, дорогу от снега чистить, мол, садись - и езжай с ними. Но в обещанные семь утра никаких машин не было,зато было солнышко, выкатившееся из-за двугорбого Анзоба, разливая вокруг серебристорозовый цвет, справа шумел коричневый Варзоб,нёсший глину с камнями на юг, а впереди - светлое, полное сил будущее, пахнувшее неведомыми мне доселе  запахами местных трав. На перевал!.. Через час встретившийся мне пастух сказал, что идти следует на него вдоль телеграфных столбов, а вся дорога возьмёт пару часов. Слабаки!- прикинулось мне, я ж тренированный, это вы тут еле ползаете за два часа, а я за полтора добегу...И ошибся. Ступеньки в метр высотой я преодолевал с упорством одержимого героя  греческих мифов, Сизифа, останавливаясь отдыхать, когда пульс зашкаливал за 170, и вот через 4(!) часа достиг будки на перевале, пересекая несколько раз ленту раздолбанного шоссе, всякий раз удивляясь: откуда тут взялась дорога? На перевале я сообразил, что просто пересекал серпантин. Но вот незадача - снег перед носом, а я в кроссовках, попытка ступить - провал до колена, а ноги и так мокрые...Как я себя клял за эту авантюру - цель перед носом - а не подойдёшь! Тут я заметил справа множество следов овечьих рядом, а на снегу - серая дорожка: это же овечья тропа, не похоже,чтоб кто-то провалился как следует...Ступил на тропу - чудо, держит! Ещё пять минут - и я в избушке, где кое-кто признал меня по ночёвке на метеостанции.
- Ты чего машину-то не подождал? А я тебя всё на дороге высматривал..              Восток - дело тонкое, припомнилось мне, а ещё "если Магомет не идёт к горе, гора идёт к Магомету". Короче, ждать надо, терпением запастись, чего европейцу на востоке не хватает. Протянув ноги к огню, я на мгновение отключился, а  открыл глаза, когда меня толкали в бок:
- Вставай, вон студенты домой идут, спускайся с ними!
 Глянул на часы - два деления часовой стрелки позади, а ноги - сухие. Серьёзно прикорнул, однако!..
Студенты в пёстрых халатах, перемахнув Анзоб, двигались по леднику в ста метрах впереди  и быстрее меня, я как мог срезал углы и, конечно, за очередным выступом скалы потерял их из виду. Kрасота, меня окружавшая, ни в какие рамки раньше виденного не умещалась: я шёл по леднику, из-под  которого вырывалась горная речка, ярко зеленели крутые склоны  пастбищ, вдалеке (и рядом!) сверкали заснеженные вершины, деревьев нет, а прямо возле тропы взмывали к небу двухметровые цветы невиданной красоты с нежнейшим запахом роз - стебель был облеплен тюсячью белорозовых соцветий: имя ему"Эремурус Великолепный". Спустившись за пару часов к дороге, что шла с превала, с удивлением оглянулся назад: я там только что был? Это та самая древняя Согдиана, уходившая от меня на восток коврами цветущей горчицы, по тропам которой шёл Александр Македонский Восток завоёвывать? Ответ звучал в голове несомненным "ДА",что наполняло меня гордостью - ведь я двигался на Искандер-куль, названный в честь этого  великого греческого полководца. А шёл я по дну ущелья рядом с ревущим потоком Ягноба, верхушки стен которого были выполнены замысловатыми фигурами, в одной из которых я узнал"горца": шапка, орлиный взор глаз, усы с бородой - классика! - и всё это размером метров 50 безо всякого участия человека стоит на полукилометровой высоте!..Смеркалось. Спину и задницу(!)натёрли "неправильный" рюкзак, ноги еле двигались - впервые в жизни я попробовал Настоящие Горы. Из собранных травинок соорудил костёр,его тепла едва хватило вскипятить кружку воды. После ужина (вода,сахар, хлеб) я улёгся на доску, изображавшую остановку автобуса, ибо к ней была прибита табличка:"Марзич". Мимо проскользнули фигурки двух девочек, державших по охапке хворостинок, но я из-за навалившейся усталости в сумерках значения им не предал и, кряхтя от боли, пытался принять удобное положение на доске шириной 30 сантиметров, лучший ночлег после 14(!) часов пути мне и не представлялся - я был горд собой: перевал взят, выдержал и боль, и жажду, и дорогу, и голод...
     Неожиданно кто-то тронул меня за плечо...Кому я мог помешать в этом безлюдном месте?- Вставай, пойдём спать ко мне,- настойчиво сказал голос, исходивший от молодого человека в чёрном стёганом халате и тюбетейке.
- Да чем я тебе тут мешаю?- спросил я, заподозрив неладное.
- У нас мужчины на дороге не ночуют!- отрезал голос и указал рукой, где должны спать мужчины, в сторону за реку,- пошли со мной.
- Да как ты про меня-то узузнал?
- Мне сёстры сказали.
И я - повиновался! По километровым столбам от утренней метеостанции я уже отшагал 40 километров, и путь в кишлак Марзич, мимо табачных плантаций, длиной  с километр, показался мне непомерным испытанием. Как не странно, видно было отлично при жёлтозелёном, волшебном свете неполной луны. Меня при свете керосиновой лампы уложили на восемь(!) одеял, постеленных теми самыми"дорожными"девочками - и я провалился в нирвану, в невесомость: ни-че-го не болело, постели мягче этой ни до, ни после мне в жизни пробовать не пришлось. Утром старуха знаками пригласила к завтраку - он состоял из зелёного чая, сахара и лепёшки. Только тогда я понял, что в этом забытом всеми месте не было не только электричества и медицины, но и русского языка - мужчины хоть как-то осваивали его, служа в советской армии, а женщины и двух слов связать не могли, довольствуясь родным, таджикским. Весь свой запас походных лекарств я израсходовал на помощь местным страстотерпцам, не представлявшим, что настоящий доктор к ним сам придёт пешком! А та бабушка, что к чаю меня позвала, оказалась матерью всех увиденных мной утром пятерых детей, и было ей всего 42 года!..Через год я снова появлюсь в этом кишлаке, но, завидев издалека меня, впереди будет бежать девочка, радостно оповещая:"СухмАн, пришёл, СухмАн!"- что означало для них просто "Помощь". И чувство нужности переполняло меня тогда. Автобус, все пассажиры которого уставились на меня, как на диковинку, довёз меня до посёлка строителей тоннеля под Гиссарским хребтом(он будет закончен через какие-то 25 лет!), где я запасся брынзой и еле ковыляя, дождался попутной машины к моему озеру.
Турбазовские домики  в тени тополей на Искандер-куле только строились, в одном из них я и расположился на полу, не очень соображая, что делать дальше, ибо не было мышцы, которая могла работать - сплошная боль...Еле ковыляя, отошёл чуть в горы, чтобы понять, куда же меня занесло: передо мной была чаша диаметром 2 километра, выше уровня океана на 2200м бирюзовая на солнце и синяя в тени, обрамлённая  безлесыми скалами с жидким арчёвым лесом в барашках трав, цветущего барбариса и эфедры,куда стекали 3 речки, а вытекала одна - Искандердарья,обрывавшаяся в 10 минутах ходьбы могучим 40-метровым водопадом. Как ни странно, через сутки я мог уже ходить и не преминул этим воспользоваться - вскарабкался на 400-метровый Сарыдаг, на противоположном конце озера. Там же был посёлок рудокопов с бурильной установкой - удивился, увидев, что мощный дизель вращает динамомашину, а уж она - бур,образцы породы лежали аккуратными колонками в ящике, бронзовые наконечники с алмазами валялись рядом.-Да стираются они, сдаём в контору на переплавку и нам новые завозят - объяснил мне механик,- жильное золото ищем, а в шурфах тут его навалом - он показал мне кусочек кварца с жёлтыми вкраплениями и махнул неопределённо вверх. Быть старателем на местном Клондайке в мои планы не входило, но Самому Найти Золото...И я полез по крутой гранитной скале, всё время глядя под ноги, до самого её края - оттуда открылся чудесный вид на озеро, грех было его не сфотографировать в западном направлении! Только я приладился к видоискаделю своего незабвенного ФЭДа, как что-то страшное закрыло мне горизонт - в двух метрах от меня взмыл орёл с огромными крыльями, чуть не уронив меня в пропасть! Такого страха мне никогда не приходилось испытывать...Я быстро сообразил, что самое время убираться, по втором заходе  его атаки мне не сдобровать, видимо, я оказался рядом с  гнездом орлят...Золотишко я не нашёл, чему был рад, ибо - уцелел и даже сфотографировал озеро. А на следующий день я таки "ударил по берёзам",обещанным мне Колей, то есть отправился к перевалу Казнок, где, по дороге, должна была находиться поляна Хамзак вдоль реки Арг...Первое, на что я наткнулся - полянка с"зирой",знаменитым персидским тмином- без неё плов местные не варят, и не набрать себе горсть на память - грех. Далее - полупустынная местность с кустарником Эфедры. Кусты эти безбожно обдирали под предводительством одного предприимчивого  душанбинца, мать которого проживала в родном тогда мне месте,в центре Харькова, напротив памятника Т.Шевченко. Все деньги от сбыта эфедры фармацевтической промышленности он, Володя, тратил на скупку серебряных монет всех стран и народов, и коллекция его по значимости была, с его слов, второй в СССР, занимая целую комнату. Он и меня подключил к этому промыслу -надо было поднести тюки к месту, откуда была возможность их вывезти. В качестве платы за эту трёхдневную "услугу" он обещал показать мне дорогу к перевалу, разъединяющую Алаудины и Куликалонские озёра..Но это всё будет через год, а пока надо было двигаться на юг, вдоль голубого, скачущего по камням, Арга. Что это за яркозелёные кустики с нежными листиками, удивительного запаха? Да это же ишум, трава редкая и целебная! А навстречу - парочка инструкторов...
- Ты куда это собрался в одиночку?- спросил меня один, недоверчиво глянув на мой скромный снаряж, точнее, на его отсутствие.
- На Казнок!- резво отрезал я.
- Не-е-е, не пройдёшь, снега навалом.
- А до Хамзака?- снизил я планку желаний,- через берёзы?
- Через час дошагаешь!- и мы разошлись.Берёзовая роща в этих суровых местах, да ещё с невесть откуда взявшимся соловьём,произвели на меня потрясающее впечатление, как и куст цветущей яркорозовыми цветами вишни. С поляны Хамзак, описанной незабвенным Колей, я увидел пик местного чемпиона Чимтарги в пять с половиной километров, и снег, не исполосованный овцами - и повернул назад: тонуть в снегу, в гордом одиночестве - удовольствие среднее, инструктор был прав...Вернувшись к водопаду на Искандердарье, я обнаружил несколько цветущих вишен незабываемого цвета, а сторож с базы сказал, что чрез 2 месяца можно будет из неё и вареньице сварить...Всю обратную дорогу в Душанбе я шёл пешком ровно в тех местах, что на пути туда - ехал, дабы надышаться и насмотреться вволю, не надеясь, что вернусь в эту непричёсанную красоту.
     На курорте Ходжа Оби Гарм, знаменитом горячими ключами, что был на дороге, меня поразила парочка на мотоцикле: девица держала в руке охапку эремурусов...Зачем их надо было рвать, что доказывать этим растениям из Красной Книги - я так и не понял. Не меньше поразила другая пара встретившаяся мне: седому, поджарому человеку лет 60-ти поправлял рюкзак парень моих лет - ясно, что это были отец и сын, они шли туда, откуда я только вернулся. И  завидно мне стало, моему мальчику было тогда меньше пяти... Впрочем, незачем гневить всевышнего: похожая ситуация случится через 23 года, на Качкаре, в Турции, и это будет - калька!- я и мой сынок. В аэропорту Душанбе, наблюдая закат солнца напоминавший падение абрикоса в пыль - я попрощался тогда со своей Средней Азией  неудовлетворённым...
     Но через год  вернулся! Голубые купола Шахи-зинды в Самарканде, как и площадь Регистана с могилой Тамерлана, хотя и прекрасны, меня не очень интересовали - я прямиком двинулся в Фаны. И встреченный мною на берегу Арга, в берёзовой роще тот самый Володя показал таки путь на Алаудин! Он же был инструктор по туризмув и как раз ждал очередную группу (кажется из Чехословакии), что должны были подъехать в указанную им точку на карте, к Алаудину. С берегов Арга всё, что надо было сделать, чтоб туда добраться, это на машине спуститься вдоль Искандердарьи до Фандарьи, текущей на север, где молоковоз, шедший на пастбища под Алаудином, подкинул нас аккурат под озёра, а подняться к ним было делом простым, менее часа ходьбы...Таким образом не пришлось брать Казнок в лобовую атаку, чтобы достичь искомую цель. Но более всего меня потрясли пионеры местной школы: мы вышли из лагеря на Арге одновременно, взрослые - в одну сторону, юные следопыты с учителем - в другую, через перевал и Мутные озера, а встретились - в девять вечера у Алаудинских озёр...Ох, и выносливая смена подрастала!
   Детёныши высокогорного яка оказались похожи на крупных, но чрезвычайно лохматых собак, что не могло не забавлять: сначала я не понял, почему мамаша-як даёт свои сосцы собакам. Что меня расстроило, так это памятная табличка с именами запорожских студентов, что провалились в ледяную трещину несколько лет назад и теперь были обнаружены их останки,  возле неё я даже сфотографировался с моим проводником, что собирался с бутылкой шампанского отметить свой  пятидесятилетний юбилей на пике Коммунизма через пару месяцев. Каким старым он мне казался тогда! А жив ли он теперь, Володя-Серебро, и спросить-то негде.
    Итак, перевалив оттуда на Куликалоны, я был поражён в ещё большей степени: такой красоты ни до, ни после я не встречал, хотя навидался многого и в Альпах, и в Крыму, и на Кавказе. Да и как эту красоту описать словами? Каменистые холмы дна цирка, где голубые озёра  переливаются друг в друга, а стены цирка -  ледяная стена высотой в полтора километра, верх неровный,  со сверкающими серебром зубцами опоясывающая полукругом сеть синющих озёр: корона Земли! А в озёрах - рыба(!)- всё это на высоте под 3 километра над уровнем моря! Как она туда попала? И какова она на вкус? Один из туристов, челябинец, в перерывах между поиском мумиё и фотографированием, ловил её на местных жучков - и успешно - с пару десятков вялились у его палатки на солнышке. Половить бы, покушать высокогорного лакомства - подумалось мне. Я не подозревал, что скоро сам стану приманкой в непредвиденной рыбалке.
   К вечеру в 100 метрах от меня разбили свою палатку группа молодых людей, приехавшая на ослах, а я, проводив зарю, скрывшуюся в скальном ущелье на западе, собрался было отдыхать, как окрестность сотрясли взрывы - оказалось, приехавшие соседи "ловили" рыбу тротиловым методом, просто глушили. Уже было совсем темно, как один из этих приятелей пригласил меня на ужин.
- Есть жареная рыба, пошли к нам!..
Зная, что на востоке отказываться от приглашения  не принято, я отправился к их стоянке, бросив свою на волю судьбы - кто ещё ночью может тут появиться? Рыба действительно не была похожа на всё ранее кушанное, особенно на фоне банальной водки, и я остался у них в шатре на всю ночь с нехорошим предчувствием: хозяева всё время ходили туда-сюда. Чуть свет я вернулся "к себе" и обнаружил пропажу фотоаппарата, топора, верёвки и денег...Мои новые "товарищи" только руками развели, ночь, мол,ничего не видели...
   В обеденные часы я уже писал заявление  в отделении милиции Пенджикента о событиях прошедшего дня, и принявший  жалобу дежурный кинул на ходу: никуда не уходи, будет следственный эксперимент! Я и мечтать не мог, что к вечеру того же дня милицейский УАЗик, доставит меня с двумя представителями власти в дастархан по дороге на Куликолоны, где пастухи угостили нас сухофруктами с орехами и предложили переночевать, а утром, поднявшись на "место преступления", я показал милиционерам всё, что они попросили увидеть, и вскоре мы подъехали к какому-то большому кишлаку, со школой. Меня отправили в один из классов и педупредили, коли увижу что-то интересное, дать знать...К великому удивлению, вскоре второй милиционер вёл под руку моего знакомого, что звал меня "рыбку отведать" Процесс дознания продвигался феноменально, ибо ещё через полчаса ко мне подошёл директор школы, дал мне 70 рублей и сказал: вот тебе на дорогу, фотоаппарат и топор мы, как найдём, обязательно вышлем. - Мне бы плёночку вернуть - заикнулся было потерпевший...Как ему объяснить, что просто "вид" для него в  - Харькове красота неописуемая: синие озёра, соединяемые брызжущими протоками с кустами цветущих роз на берегу, и всё на фоне ледяной полуторокилометровой стенки, искрящейся азмазом длиной 10 км, в лучах зари! Как я могу не показаь ЭТО моим друзьям? На прощанье, пожимая руку, капитан милиции пригласил посетить их края ещё раз, но не в одиночку, а с двумя девочками.
- Да зачем тебе, ведь уже четверых детей наклепал, и жена в наличии! (мне фотография была показана). Он загадочно улыбнулся и сообщил большую восточную мудрость:"Хорошего много не бывает!".
    Может, он и прав, но в мои планы это почему-то не входило, через всего навсего одни сутки я уже прилетел в Челябинск, завернув к брату по дороге к себе домой.



16/9/2010


Рецензии
Рассказ понравился своей искренностью. В молодые годы тоже уходил в горы один. На то была причина: из-за врожденного дефекта ног врачи категорически запретили горные походы.
Да, и у меня были походы без туристской амуниции и снаряжения. Командировка в Сихотэ-Алинь, как же удержатся от вылазки в горы.

Александр Егоровъ   09.05.2012 10:39     Заявить о нарушении
Сихоте-Алинь, если я понимаю верно, пониже Памира и лесистые...Надеюсь, Вас там не обаоровали хотя бы - о красотах я молчу, однако...

Григорий Сухман   09.05.2012 14:48   Заявить о нарушении
В тех местах людей повстречать трудно. Легче встретить дикого, непуганного зверя. С улыбкой, Александр

Александр Егоровъ   09.05.2012 14:50   Заявить о нарушении
Да-да, тигры в этом плане куда нравственнее людей...Успехов Вам!

Григорий Сухман   09.05.2012 22:14   Заявить о нарушении